Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.
Форма брака. Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами,благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Инвалиды
— эхо социально-
i нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
> ограничение
жизнедеятельности (полная или
частичная утрата лицом
необходимость осуществления мер социальной защиты. Наличие лишь одного из указанных факторов не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (от 1996 г.) признание лица инвалидов осуществляется по результатам медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степенн ограничения жнзнедея-
>0 Молодёжь — это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет).
Молодёжь представлена в различных общественных классах, её положение су-цественно зависит от её социально-классово и принадлежности. Статус молодёжи >ассматривается как положение молодёжи в обществе. Оно характеризуется-по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура мо-юдёжи, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры, здоровье.
Для молодёжи разного возраста существует различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано с разным объёмом дееспособности, а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодого возраста и несовершеннолетних.
Молодежь подразделяется на категории: школьная, студенческая, рабочая, сельская, молодые предприниматели и т.д. Каждая молодежная социальная группа имеет свои экономические, социальные, социокультурные характеристики. Психологические характеристики молодежи во многом зависят от возрастных периодов — подростковый период, юношеский, молодежный. Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха — все эти вопросы можно успешно решать только при поддержки общества. Государство создает определенные благоприятные условия для развития, успешного вхождения молодого человека в общественные отношения на правах самостоятельного субъекта , способствует реализации его личностных возможностей. Подобные меры государство реализует через свою молодежную политику.
Молодежь,
как социально-демографическая
Старики
Одна
из тенденций, наблюдаемых в последние
десятилетия в промышленно
Главные причины постарения населения — падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем по странам Европы продолжительность жизни за 30 лет выросла у мужчин на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. Тогда как в России за последние 10 лет наблюдается снижение средней ожидаемой продолжительности жизни. -
" Старики — одна из самых представительных демографических и социальных фупп населения, характеризующаяся определенными биологическими, социальными, поведенческими и юридическими параметрами.
30. Дети — это лица в возрасте до 18 лет. Численность детей в России составляла в
Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые — здоровье, образование, отношение к детямв семье, материальное благосостояние, нравственность.
Здоровье детей может быть оценено различными показателями: смертность, в т.ч. младенческая, заболеваемость, уровень их физического развития. Анализ статистических данных показал, что можно говорить о снижении коэффициента младенческой смертности: в 1990 г. он составлял 17,4%, в 1993 г, вырос до 19,9%, в 1999 г. — сократился до 6,9%.' Однако нельзя не отметить, что его уровень в 2-3 раза превышает аналогичные показатели в индустриально развитых
странах мира.
Результаты проводимого Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в Вологодской области мониторинга формирования здорового поколения свидетельствует, что если при рождении доля здоровых детей составляла 71,1% от всех включенных в обследование, то к возрасту 3 лет они составляли лишь 7,5%, т.е. их число сократилось более чем в 9,5 раз.
Быстрыми темпами растет заболеваемость детей (за период 1990-1999 гг. — более чем на 15%), в среднем практически все дети в возрасте 0-14 лет имели какое-либо заболевание. В настоящее время здоровые дети среди школьников млад- ших классов составляют 10-12%, средних — 8%, старших — 5%. В результате в активный трудоспособный и репродуктивный возраст вступит больное поколение, которое будет воспроизводить таких же больных детей.
За период с 1990 по 1999 гг. число постоянных дошкольных учреждений сокра тилось на 21,9%, а численность детей в них - на 37,8%2. Это объясняется сокращением численности детей соответствующего возраста, возможностью воспитыват детей дома до 3-х лет без потери родителями трудового стажа, выплачиваемым родителям, воспитывающим детей дома, пособий; возросшей платой за пребыва ние детей в детских садах и яслях; при определении приоритетов при распределе нии средств на образование интересы детей дошкольного возраста, как правило учитываются в последнюю очередь.
Так, результаты обследования, проведенного ВЦИОМ в июне 1999 г., показали что дошкольные учреждения посещают лишь 42% детей, хотя в недалеком про шлом их доля составляла более 80%. Помимо непосредственной платы за детски сад, родители вынуждены оплачивать: дополнительные занятия (24%), питание де Образование в России по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Однако надо отметить, что в значительной мере подобные результаты отражают унаследованные достижения системы школьного образования. Они не развиваются и не совершенствуются в современных условиях.
Важным элементом оценки положения детей является отношение к ним в семье. Для определенной части населения дети стали лишними. Так, за период 1995-1999 гг. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, возросло в 1,5 раза, число удовлетворенных исков по делам о лишении роди-гельских прав увеличилось более чем в 1,8 .раза. По данным Минобразования РФ, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 536,9 тыс. против 533,1 тыс. в 1995 г.1.
Сегодня семья находится в кризисном состоянии, но она по-прежнему остается ;амой большой ценностью для детей.
В России, как уже отмечалось, постоянно растет число неполных семей. В 1994 г. их доля составляла 16,6%. Основные причины их увеличения — развод. В 1990 г. на 100 браков приходилось 60 разводов. В результате расторгнутых браков, например, только в 1999 г. более 454 тыс. детей оказались без одного из родителей '.
Другая причина увеличения неполных семей — рост числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке { в 1999 г. их было 25%).
В то же время дети рассматривают семью как свой тыл, она им необходима. Даже дети, убегающие из дома, отмечают её важность. По результатам нашего обследования 92% учащихся считают, что наибольшую значимость в их жизни имеет семья, для 5% — друзья и лишь 3% — не смогли дать определенного ответа на этот вопрос. И самое главное — ни один ребенок не дал отрицательного ответа. 86,5 подростков хорошо относятся к своим родителям, причем к матери —- 91,7%, к отцу — 80,6%. Плохо относятся к матери и отцу, соответственно, 5,6% и 19,4% подростков.
Однако нельзя не видеть стремление детей к самостоятельности. Дети, как и во все времена, хотят сами решать свои проблемы. И чем ребенок становится старше, тем более ослабевает влияние семьи. Он объективно должен выйти за ее рамки. Причем вопреки сложившемуся мнению об инфантильности детей они предполагают рассчитывать только на себя. Например, если речь идет о поведении, то 18,9% подростков считают, что семья не несет за них ответственности за образование — 35,1 %, их будущее — 27,0%, здоровье — 21,6%. По мере взросления подростков авторитет семьи для них снижается. Но это совершенно закономерный процесс становления подростков как личностей.
2.4. Материальное благосостояние
Материальное положение детей непосредственно отражает материальное положение их родителей и их семьи. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженным по сравнению с другими группами населения размерами доходов. Так, в 1998 г. доля бедных семей с детьми составляла 54,8%, в том числе с 1-2 детьми — 53,0%, с 3 и более — 78,1%. В наиболее сложном положении оказались многодетные, неполные семьи.
Структура потребительских расходов семей с детьми показывает, что низкодоходные семьи имеют ограниченные возможности пользования медицинскими услугами, санаторно-курортным лечением, занятиями спортом, так как вынуждены почти все средства тратить на покупку продуктов питания. Удельный вес расходов на поддержание здоровья в потребительских расходах этих домохозяйств составил 0,3%, тогда как в высокодоходных семьях он был в 8,3 раза выше.
Опасность
застойной формы
бедности связана
с тем, что она
порождает необратимые
изменения в образе
жизни, психологии и
т.д., которые начинают
действовать как самостоятельные
факторы. Бедные семьи
с детьми становятся
потребителями низкокачественных
продуктов питания и
товаров, услуг пониженного
качества в области
образования, здравоохранения
и культуры.