Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:26, доклад

Описание работы

Сегодня в национальной экономике есть такие критерии социальных гарантий: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий по возрасту, индексация доходов населения. Для обеспечения этих гарантий государство должно способствовать развитию социальной сферы и проводить взвешенную социальную политику.
Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулирования социально-экономических условий жизни общества, устранения негативных последствий функционирования рынка, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране. Социальная политика является системой правовых, организационных, регуляторно-контрольных действий государства с целью согласования социальных целей с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 22.80 Кб (Скачать)

В Конституции Украины  отмечено, что национальная экономика  развивается на основе социально-ориентированной  модели. Это означает, что главной  задачей на пути социально-экономического прогресса в государстве должно стать обеспечение предпосылок  реализации прав и свобод граждан, утверждение  среднего класса и преодоление бедности населения.

Сегодня в национальной экономике  есть такие критерии социальных гарантий: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий по возрасту, индексация доходов населения. Для  обеспечения этих гарантий государство  должно способствовать развитию социальной сферы и проводить взвешенную социальную политику.

Социальная политика - это  деятельность государства по созданию и регулирования социально-экономических  условий жизни общества, устранения негативных последствий функционирования рынка, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране. Социальная политика является системой правовых, организационных, регуляторно-контрольных действий государства с целью согласования социальных целей с целями экономического развития.

Объектами социальной политики являются: рынок труда и занятости, система социального обеспечения  и защиты населения; элементы социальной инфраструктуры, граждане как потребители. Субъектами социальной политики являются: государство, которое отвечает за создание и осуществление этой политики, органы законодательной и исполнительной власти.

В основе социальной политики должны лежать принципы:

    • Рациональности (достижение оптимального соотношения цели социальной политики и средств ее реализации);
    • Социальной справедливости (создание равных возможностей для всех членов общества);
    • Социальной безопасности (предвидение определенных жизненных рисков).

Для оценки социальной политики используют ряд показателей:

  • Социально-демографические (численность населения, его состав по возрасту, полу, социальному положению, особенности воспроизводства и миграции населения);
  • Обобщенные показатели благосостояния населения (валовой национальный продукт на душу населения, объем фондов непроизводственного назначения, совокупные ресурсы для потребления);
  • Показатели, характеризующие условия и оплату труда (темпы сокращения ручного труда, повышение квалификации работников, оплата труда);
  • Показатели развития сферы услуг;
  • Показатели роста доходов и потребления населения (динамика и структура реальных доходов населения, объем продаж товаров на душу населения; потребления продуктов питания и непродовольственных товаров);
  • Показатели, которые оценивают результативность социальной политики (уровень и качество жизни населения).

Для определения и оценки уровня жизни в странах ООН  предложила в 1990 году применять понятие "индекс развития человеческого  потенциала" или "индекс человеческого  развития (ИЧР)". ИЧР формируют  следующие составляющие: продолжительность жизни населения, уровень образования, объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.

Для формирования мероприятий  и оценки эффективности социальной политики в мировой практике используют также показатель индекса стоимости  жизни, который представляет собой  индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя ("потребительская  корзина") и составляют прожиточный  минимум.

Понятие качества жизни конкретизирует категорию "уровень жизни". В  ООН, например для оценки качества жизни предложено индекс качества жизни, который характеризует: уровни образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, его платежеспособность, доступ к политической жизни и др.. Конкретными показателями качества жизни количество автомобилей, телевизоров, квадратных метров жилья, больничных коек на одного человека (на одну тысячу населения), качество медицинского обслуживания и т.д.

Одним из важнейших показателей  уровня жизни населения, его благосостояния есть реальные доходы населения, на основе которых прогнозируются общий объем, структура и динамика потребления  населением материальных благ и услуг, состав и источники доходов, размеры  и уровни дифференциации доходов  отдельных социальных групп. 
С целью обеспечения соответствующего жизненного уровня государство поддерживает те слои населения, которые могут испытывать негативного влияния рыночных процессов, то есть социально защищать население. Социальная защита охватывает меры по оказанию правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (наиболее малоимущим слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активного населения. Практически социальная защита населения является комплексом законодательно закрепленных гарантий, которые противодействуют дестабилизирующим жизненным факторам: инфляции, экономическому спаду, безработице. Итак, социальная защита - это система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий.

Принятие взвешенной программы, направленной на достижение повышения  благосостояния украинских граждан, следует  отнести к важным факторов развития нашей страны. Ее выполнение должно обеспечить консолидацию общества, интеграцию интересов граждан и властных структур, укрепление их сотрудничества, активизацию развития творческой активности населения.

Средством достижения поставленных целей является прежде всего обеспечение поступательного развития экономики. Острые социальные проблемы, которые наблюдаются в нашей стране, должны решаться путем ускорения структурной перестройки экономики, наращивания производственного потенциала, обновление технической базы хозяйственного комплекса, повышения конкурентоспособности и эффективности национального бизнеса, активизации участия граждан в производственных процессах и др..

Государственная финансовая политика направляется на выполнение целого комплекса задач. В первую очередь, это обеспечение экономического роста, что отражается в динамике показателей прироста ВВП. Впрочем достижение высоких темпов прироста ВВП правительство не рассматривает как конечную цель. Не менее важным является рациональное использование достигнутых результатов. Увеличение доходов как следствие обеспечения высокого прироста ВВП должна направляться на укрепление финансового потенциала отечественного бизнеса, повышения его конкурентоспособности и эффективности, обеспечения роста оплаты труда занятых. Причем такие результаты должны способствовать увеличению доходов государственного и местных бюджетов, что позволит обеспечить социальные выплаты со стороны органов государственного управления в расширенных объемах. 
Стратегической целью бюджетной политики в Украине согласно прогнозу показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2008 - 2010 годы, одобренной Постановлением № 1359 Кабинета Министров Украины от 25 сентября 2006 г., является построение конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и интеграция ее в европейское сообщество. К основным целям государственной бюджетной политики отнесены достижение высокого уровня жизни граждан, повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение эффективной и справедливой власти, превращение Украины в интегрированную в глобальные процессы и уважаемое в мире государство. 
Для достижения перечисленных целей необходимо прежде всего обеспечить высокие темпы роста реального ВВП путем снижения индекса потребительских цен, значительного увеличения фонда оплаты труда, обеспечение ускоренного роста экспорта и стабилизации импортных операций.

Таким образом, обеспечение  существенного повышения благосостояния граждан Украины возможно лишь при  увеличении темпов экономического роста. Достижение устойчивого прироста реального  ВВП в 6,5.7% в год позволит решить сложные социальные проблемы, которые  накопились за последние годы в нашей  стране, а также создать благоприятную  макроэкономическую среду для развития отечественного бизнеса и повышения  его конкурентоспособности. Особого  внимания заслуживают вопросы усиления социальной направленности развития экономики, реальный ее прирост следует ориентировать  на решение социальных проблем за счет повышения инвестиционной активности и конкурентоспособности отечественных  предприятий.

Закладка предпосылок  стабильного динамичного социально-экономического роста требует сосредоточения внимания на комплексе приоритетных задач  экономической и социальной стратегии:

1. Развитие национального  конкурентной среды и внутреннего  рынка. Политика развития национального  конкурентной среды и внутреннего  рынка должна играть ведущую  роль в укреплении функций  конкуренции как главного фактора  повышения эффективности экономики  и стимула экономического развития  и социальной ответственности  бизнеса. Государство должно создавать  и гарантировать правила игры  на национальном рынке, поддерживать  сбалансированность отношений между  субъектами хозяйствования, равенство  их прав и экономических свобод.

2. Инвестиционно-инновационное  развитие национальной экономики.  Формирования инвестиционно-инновационной  модели развития национальной  экономики - безальтернативный путь  к сокращению значительного отставания уровня жизни населения Украины от жизненного уровня населения развитых стран мира, радикального повышения производительности использования национального ресурсного потенциала. Снижение энергетической зависимости, преодоление противоречий между задачами экономического и социального развития.

3. Поддержка экспортной  деятельности и улучшение структуры  экспорта из Украины. С целью  крайней мере частичного решения  проблемы отрицательного сальдо  внешней торговли должен быть разработан комплекс инструментов для поддержки развития экспорта ориентированных производств и улучшено структуру товарного экспорта по увеличению в нем доли товаров с высоким уровнем добавленной стоимости.

4. Усиление защиты внутреннего  рынка. Урегулирование величины  внешнеторгового сальдо и обеспечения  адекватной реакции национальной  экономики на повышение внутреннего  потребительского и инвестиционного  спроса потребуют проведения  взвешенной политики импортозамещения и защиты внутреннего рынка, в частности путем применения средств нетарифного регулирования и совершенствование методов таможенного контроля.

5. Модернизация ориентиров  социальной политики. Выход из  опасной ситуации противопоставления  задач социального и экономического  развития потребует соответствующей  модернизации ориентиров и приоритетов  социальной политики государства  в сфере реформирования политики  в отношении заработной платы,  реформирования рынка труда, улучшение  качества услуг социальной сферы  и повышения эффективности их  предоставления, предотвращения дальнейшей  социальной поляризации.

6. Реформирование экономических  отношений в агропромышленном  комплексе. Подготовка сельхозпредприятий и индивидуальных хозяйств к деятельности в условиях полноценного функционирования рынка земли и предотвращения возможных негативных тенденций, связанных с отставанием аграрного сектора в рыночной реформировании, требует осуществления комплексных рыночных преобразований в агропромышленном секторе страны, в частности создание действенных экономических механизмов стимулирования и поддержки развития аграрного производства, внедрения рыночных механизмов регулирования цен на аграрных рынках, поощрение развития инфраструктурных элементов аграрного рынка.

7. Реформирование жилищно-коммунального  сектора и сферы естественных  монополий. Опыт последних лет  показал необходимость перестройки  жилищно-коммунального хозяйства  в направлении радикального улучшения  качества эффективного использования  государственных капиталовложений  в этот сектор и диверсификации  источников инвестиций, внедрения  современных эффективных инструментов  регулирования деятельности естественных  монополий.

8. Развитие партнерских  отношений между властью и  бизнесом. Сформировать общественный  консенсус и внедрить дееспособную  политику социально-экономических  реформ нельзя без создания  механизмов реального партнерства  между государством и структурами  бизнеса в сферах формирования  государственной экономической  и социальной политики, социальной  ответственности бизнеса, реализации  социально значимых инвестиционных  проектов.


Информация о работе Социальная политика