Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:26, доклад
Сегодня в национальной экономике есть такие критерии социальных гарантий: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий по возрасту, индексация доходов населения. Для обеспечения этих гарантий государство должно способствовать развитию социальной сферы и проводить взвешенную социальную политику.
Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулирования социально-экономических условий жизни общества, устранения негативных последствий функционирования рынка, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране. Социальная политика является системой правовых, организационных, регуляторно-контрольных действий государства с целью согласования социальных целей с целями экономического развития.
В Конституции Украины отмечено, что национальная экономика развивается на основе социально-ориентированной модели. Это означает, что главной задачей на пути социально-экономического прогресса в государстве должно стать обеспечение предпосылок реализации прав и свобод граждан, утверждение среднего класса и преодоление бедности населения.
Сегодня в национальной экономике есть такие критерии социальных гарантий: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий по возрасту, индексация доходов населения. Для обеспечения этих гарантий государство должно способствовать развитию социальной сферы и проводить взвешенную социальную политику.
Социальная политика - это
деятельность государства по созданию
и регулирования социально-
Объектами социальной политики
являются: рынок труда и занятости,
система социального
В основе социальной политики должны лежать принципы:
Для оценки социальной политики используют ряд показателей:
Для определения и оценки уровня жизни в странах ООН предложила в 1990 году применять понятие "индекс развития человеческого потенциала" или "индекс человеческого развития (ИЧР)". ИЧР формируют следующие составляющие: продолжительность жизни населения, уровень образования, объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.
Для формирования мероприятий и оценки эффективности социальной политики в мировой практике используют также показатель индекса стоимости жизни, который представляет собой индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя ("потребительская корзина") и составляют прожиточный минимум.
Понятие качества жизни конкретизирует категорию "уровень жизни". В ООН, например для оценки качества жизни предложено индекс качества жизни, который характеризует: уровни образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, его платежеспособность, доступ к политической жизни и др.. Конкретными показателями качества жизни количество автомобилей, телевизоров, квадратных метров жилья, больничных коек на одного человека (на одну тысячу населения), качество медицинского обслуживания и т.д.
Одним из важнейших показателей
уровня жизни населения, его благосостояния
есть реальные доходы населения, на основе
которых прогнозируются общий объем,
структура и динамика потребления
населением материальных благ и услуг,
состав и источники доходов, размеры
и уровни дифференциации доходов
отдельных социальных групп.
С целью обеспечения соответствующего
жизненного уровня государство поддерживает
те слои населения, которые могут испытывать
негативного влияния рыночных процессов,
то есть социально защищать население.
Социальная защита охватывает меры по
оказанию правовой, финансовой, материальной
помощи отдельным гражданам (наиболее
малоимущим слоям населения), а также создание
социальных гарантий для экономически
активного населения. Практически социальная
защита населения является комплексом
законодательно закрепленных гарантий,
которые противодействуют дестабилизирующим
жизненным факторам: инфляции, экономическому
спаду, безработице. Итак, социальная защита
- это система законодательных, экономических,
социальных и социально-психологических
гарантий.
Принятие взвешенной программы, направленной на достижение повышения благосостояния украинских граждан, следует отнести к важным факторов развития нашей страны. Ее выполнение должно обеспечить консолидацию общества, интеграцию интересов граждан и властных структур, укрепление их сотрудничества, активизацию развития творческой активности населения.
Средством достижения поставленных целей является прежде всего обеспечение поступательного развития экономики. Острые социальные проблемы, которые наблюдаются в нашей стране, должны решаться путем ускорения структурной перестройки экономики, наращивания производственного потенциала, обновление технической базы хозяйственного комплекса, повышения конкурентоспособности и эффективности национального бизнеса, активизации участия граждан в производственных процессах и др..
Государственная финансовая
политика направляется на выполнение
целого комплекса задач. В первую
очередь, это обеспечение экономического
роста, что отражается в динамике
показателей прироста ВВП. Впрочем
достижение высоких темпов прироста ВВП
правительство не рассматривает как конечную
цель. Не менее важным является рациональное
использование достигнутых результатов.
Увеличение доходов как следствие обеспечения
высокого прироста ВВП должна направляться
на укрепление финансового потенциала
отечественного бизнеса, повышения его
конкурентоспособности и эффективности,
обеспечения роста оплаты труда занятых.
Причем такие результаты должны способствовать
увеличению доходов государственного
и местных бюджетов, что позволит обеспечить
социальные выплаты со стороны органов
государственного управления в расширенных
объемах.
Стратегической целью бюджетной политики
в Украине согласно прогнозу показателей
сводного бюджета Украины по основным
видам доходов, расходов и финансирования
на 2008 - 2010 годы, одобренной Постановлением
№ 1359 Кабинета Министров Украины от 25
сентября 2006 г., является построение конкурентоспособной,
социально ориентированной рыночной экономики
и интеграция ее в европейское сообщество.
К основным целям государственной бюджетной
политики отнесены достижение высокого
уровня жизни граждан, повышение конкурентоспособности
экономики, обеспечение эффективной и
справедливой власти, превращение Украины
в интегрированную в глобальные процессы
и уважаемое в мире государство.
Для достижения перечисленных целей необходимо
прежде всего обеспечить высокие темпы
роста реального ВВП путем снижения индекса
потребительских цен, значительного увеличения
фонда оплаты труда, обеспечение ускоренного
роста экспорта и стабилизации импортных
операций.
Таким образом, обеспечение
существенного повышения
Закладка предпосылок
стабильного динамичного
1. Развитие национального
конкурентной среды и
2. Инвестиционно-инновационное
развитие национальной
3. Поддержка экспортной
деятельности и улучшение
4. Усиление защиты внутреннего
рынка. Урегулирование
5. Модернизация ориентиров
социальной политики. Выход из
опасной ситуации
6. Реформирование экономических отношений в агропромышленном комплексе. Подготовка сельхозпредприятий и индивидуальных хозяйств к деятельности в условиях полноценного функционирования рынка земли и предотвращения возможных негативных тенденций, связанных с отставанием аграрного сектора в рыночной реформировании, требует осуществления комплексных рыночных преобразований в агропромышленном секторе страны, в частности создание действенных экономических механизмов стимулирования и поддержки развития аграрного производства, внедрения рыночных механизмов регулирования цен на аграрных рынках, поощрение развития инфраструктурных элементов аграрного рынка.
7. Реформирование жилищно-
8. Развитие партнерских
отношений между властью и
бизнесом. Сформировать общественный
консенсус и внедрить