Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".
Социальная политика не является неким механизмом набором технологий, которые самодостаточно используются в том или ином случае. Социальная политика - это сфера интересов различных социальных групп, а потому социальное управление в аспекте социальной политики имеет социально-политический характер. Цель социальной политики - социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности людей. Эти цели должны стать ориентирами для формирования и применения технологий социальной политики. Для государства и общества характерно как наличие общих целей, так и специфических целей. В связи с этим применение тех или иных технологий предусматривает решение задач соответствующего уровня.
Важнейшие технологии социальной политики:
Социальное прогнозирование - научное обоснование суждения о состояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для него характерны: относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целеполаганием и действием. Социальный прогноз вырабатывается двумя путями:
» поисковый путь
- определение возможных
» нормативный путь- определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательных состояний того же явления ил процесса, то есть путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев оптимума.
Такая методология
социального прогнозирования
Социальное проектирование
- процесс создания прообраза (прототипа)
предполагаемого социального
Социальное планирование
- научно обоснованное определение
целей, показателей, заданий, сроков, темпов,
пропорций развития социальных процессов
и основных средств их претворения в жизнь.
Объекты социального планирования: общество
в целом; каждая из сфер общественной жизни;
социальные процессы, происходящие в различных
сферах общества, как в территориальном,
так и в функциональном разрезе. При планировании
необходимо учитывать территориально-
Формирование организационного порядка - системы долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами социального управления. Порядок организационный образует:
1. Формальную организацию,
важнейший признак которой
2. Неформальную организацию,
базирующуюся на основе
Стратегическое планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.
Программно-целевое управление - решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых программ.
Управление персоналом - комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных и личных целей. Специфические цели управления персоналом: обеспечение организации хорошо подготовленным и заинтересованными работниками; доведение до сведения работников политики руководства по управлению персоналом; эффективное использование квалификации, практического опыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.
Социально-политическое
и социально-психологическое
Использование тех или иных социальных технологий предопределяет эффективность управления социальной сферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.
9.
Рынок труда - сфера формирования спроса
и предложения на рабочую силу. Через него
осуществляется продажа рабочей силы
на определенный срок. Особенность рынка
труда и его механизма: объектом купли-продажи
на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому
процессу.[1] В широком смысле рынок
труда — система социально-экономических
и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить
нормальный непрерывный процесс воспроизводства
рабочей силы и эффективное использование труда.[1]
Отношения на рынке труда регулируются
общественными и государственными институтами.
Функционально - организационная структура
рынка труда включает в себя в условиях
развитой рыночной экономики следующие
элементы: принципы государственной политики
в области занятости и безработицы; систему
подготовки кадров; систему найма, контрактную
систему; фонд поддержки безработных;
систему переподготовки и переквалификации;
биржи труда; правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным характеристикам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее
в нашей стране административно
- командная система управления,
при которой государство как
собственник основных средств производства
централизованно планировало
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
10. Источником рабочей
силы является человек. Но не каждый человек
может быть работником. Трудовые ресурсы
— это часть населения страны, обладающего
необходимым физическим развитием, умственными
способностями и знаниями для работы.
Не входят в состав трудовых ресурсов
дети и лица пожилого возраста. Также не
являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие
трудоспособность или не обладающие ею,
например инвалиды или больные, длительное
время находящиеся на лечении. Поэтому
численность трудовых ресурсов в стране
всегда меньше численности населения.
В России, например, трудовые ресурсы составляют
около 58% населения страны.
Для человека возможность трудиться обусловлена
разными обстоятельствами. Основное из
них — рабочий возраст, который имеет
определенные физиологические границы.
В России трудоспособный возраст для мужчин
установлен от 16 до 60 лет, для женщин —
от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного
возраста может влиять специфика труда,
которая снижает верхнюю его границу,
например для балерины, профессионального
спортсмена или военного.
В состав трудовых ресурсов включаются
часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного
возраста, которые практически работают
по найму или самостоятельно.
Население, входящее в состав трудовых
ресурсов, можно разделить на две группы:
экономически активное население и экономически
неактивное население.
Экономически активное население
охватывает всех фактически занятых в
народном хозяйстве страны. Это население
обеспечивает предложение рабочей силы
в обществе.
Экономически неактивное население
— это лица трудоспособного возраста,
которые по различным причинам не заняты
в народном хозяйстве. К ним относятся
учащиеся, студенты, слушатели и курсанты,
аспиранты дневной формы обучения, лица,
получающие пенсию при потере кормильца,
занятые уходом за детьми или за больными
родственниками, лица, не имеющие работы,
или те, которым нет необходимости работать,
чтобы обеспечить себе средства для существования.
Занятость — это термин, характеризующий
состояние человека, включенного в общественно
полезную деятельность, связанную с удовлетворением
его личных и общественных потребностей,
не противоречащую законодательству страны
и приносящую, как правило, заработок (трудовой
доход). В число занятых включаются лица
обоего пола старше 16 лет, а также младших
возрастов, которые выполняют работу по
найму за вознаграждение.
Занятое население может работать на условиях
полного или неполного рабочего времени.
Полное рабочее время характеризует работу
в течение времени, установленного трудовым
законодательством, но не более 40 ч в неделю,
а для некоторых профессий, например учителей
и врачей, — 36 ч в неделю. Неполное рабочее
время характеризует работу меньшей продолжительности,
чем установлено нормой трудового законодательства.
Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка,
может работать не 8 ч, а лишь 3 или 4 ч в
день. Соответственно оплата ее труда
будет производиться за отработанное
время или согласно выработке.
В экономике труда используется понятие
"неполная занятость". Причинами
неполной занятости являются объективные
факторы, например структурная перестройка
в стране или на предприятии, отсутствие
заказов на производство, технический
прогресс. Под влиянием этих причин изменяется
спрос на рабочую силу и требуется меньшая
численность работников. При переходе
к рыночным отношениям многие предприятия,
не желая допускать массового увольнения,
прибегают к использованию неполной занятости
и тем самым оказывают своим работникам
определенную социальную поддержку. Действие
рыночного механизма таково, что предприятие,
чья продукция не пользуется спросом,
должно закрыться. Однако нынешние задачи
обеспечения роста благосостояния населения
часто достигаются путем повышения занятости.
К числу занятого населения относят лиц,
временно отсутствующих на работе по болезни,
из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных,
работающих на семейном подряде, и др.
Занятым населением не считаются безработные,
выполняющие общественные работы, а также
учащиеся и студенты, работающие на сельхозработах
по направлениям учебных заведений.
Занятое население может заниматься каким-либо
делом самостоятельно или у отдельных
работодателей, может работать на основной
или дополнительной работе. Основная работа
для работника — это та, где находится
его трудовая книжка. Если же у работника
нет трудовой книжки, то основной работой
считается та, которую как таковую признает
сам работник или где он отработал больше
часов.
Дополнительная работа — это любое совместительство,
случайная или разовая работа.
11. Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Согласно определению Междунаро
Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.
Выделяют следующие виды безработицы: