Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1 Теоретические основы социальной политики
1.1 Сущность социальной политики, принципы и основные направления………………………………………………………..5
1.2 Функции и методы социальной политики……………………….7
1.3 Основные направления социальной политики………………….13
2 Актуальные проблемы социального развития и пути их решения
2.1 Приоритеты социальной политики России……………………..22
2.2 Социальные проблемы России…………………………………..27
2.3 Результаты реализации социальной политики в России……...32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 64.03 Кб (Скачать)

Введение 

Так как экономику принято  считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей  жизни связано с состоянием и  развитием экономики. А заодно разобраться  и в том, что понимается под  образом, уровнем и качеством  жизни, чем характеризуются эти  социальные категории, как экономика  способна улучшить жизнь.

В широком смысле слова  социальным принято называть все, что  непосредственно относится к  обществу, людям, их жизни. Так как  экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей  целевой направленности все экономические  процессы в той или иной степени  одновременно имеют социальную окраску.

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с  социальными явлениями и именуемая  социальной сферой. К социальной сфере  принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

 В зону действия  социальной экономики попадают  доходы различных слоев и групп  населения. Виды, природа возникновения,  источники, уровень доходов, включая  в первую очередь денежные  доходы населения - это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов  и расходов, потребительские бюджеты  человека и семьи применительно  к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам  также составляют предмет социальной экономики.

Социальная экономика  включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное  состояние людей.

Таким образом, все, что относится  непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Экономика труда, в той  своей части, в которой она  характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область, хотя и относительная, обособленная, обладающая спецификой своего предмета, объекта.

Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального  обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям  и категориям населения, которые  не имеют собственных доходов  и источников существования, либо обладают ими в ограниченной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, от стихийных бедствий.

Социальная экономика  – главный мост, соединяющий экономику  с политикой, основной возбудитель  политических сил и течений.

Социальная сфера экономики  имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень  важно проводить эффективную  социальную политику, сущность, функции, приоритеты и проблемы которой я  хочу рассмотреть в своей курсовой работе.

 

 

 

 

1 Теоретические основы  социальной политики

 

1.1 Сущность социальной политики, принципы и основные направления

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что  социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана  с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью  населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой  в своем социальном развитии.

Социальная политика –  это составная часть внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике, и регулирующая отношения  в обществе в интересах и посредством  интересов основных социальных групп  населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так  и по задачам, предпочтениям. Но это  не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного  развития.

В социальной сфере проявляются  и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и  способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и  проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая  сущность, гуманистический смысл  направленности общественного развития.

Наконец, без действенной  социальной политики невозможна активизация  инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных  успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

- гуманизм, социальная справедливость;

- системность, непрерывность, преемственность;

- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);

- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

- адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения[3].

 

 

1.2 Функции и методы социальной политики 

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический  характер государства, стремящегося через  политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов  в том социальном статусе, который  не был бы обременительным для  него. К этим функциям можно отнести следующие:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем  в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще[1].

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный  доход; социально защищать население  от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать  самостоятельно.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Социальные трансферты –  это система мер денежной или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.  Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Именно исходя из минимальных  размеров оплаты труда и ведутся  переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также  оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости  от уровня квалификации.

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система  индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия. Для всех остальных категорий  занятого населения государство  регулирует только размер минимальной  заработной платы.

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных  пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия  ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу  имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с  помощью прожиточного минимума. Последний  выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные  духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и  услуг, выраженных в стоимостной  форме и предназначенных для  удовлетворения потребностей, которые  общество признает необходимыми для  сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев  которых – уровень дохода, размеры  личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования  величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские  бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия  жизни, поддерживающие работоспособность  и здоровье людей.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека. В России МПБ составлен  на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Информация о работе Социальная политика