Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".
1. В теоретическом
плане под социальной
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства по управлению развитием социальной сферы общества.
2.
3.
Стратификация – это иерархически организованная
структура социального неравенства, которая
существует в определенном обществе, в
определенный исторический отрезок времени.
Причем социальное неравенство воспроизводится
в достаточно устойчивых формах как отражение
политической, экономической, культурно-нормативной
структуры общества. Существование социальной
дифференциации можно принять за аксиому.
Однако объяснение ее характера, основ
исторической эволюции, взаимоотношений
конкретных форм остается одной из ключевых
проблем социологии. И для того чтобы в
этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную
традицию: теории, в которых освящалась
эта проблема.
Термин «стратификация» изначально
термин геологический. Там он служит для
обозначения расположения пластов Земли
по вертикальной линии. Социология унаследовала
данную схему и сделала строение общества,
наподобие строения Земли размещая социальные
слои общества тоже вертикали. Основанием
для данной схемы строения служит так
званая лестница доходов, где бедняки
имеют самую низшую ступеньку, средний
класс населения - среднюю, а богатый слой
- верхнюю.
Неравенство или стратификация возникало
постепенно, сопутствуя зарождение человеческого
общества. Ее начальная форма уже присутствовала
при первобытном ладе. Ужесточение стратификации
произошло в период создания ранних государств
за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая
система стратификации. Оно возникло
в глубокой древности в Китае, Египте,
Вавилоне, Риме, Греции и существовало
во многих странах вплоть до настоящего
времени. Рабство это социальный, экономический
и юридический вид закрепощения людей.
Рабство часто вообще лишало человека
любых прав и граничило с крайней степенью
неравенства.
Касты представляют собой социальные
группы, членом которой человек становился
только из-за того, что родился от представителей
той или иной страты (касты). Такой человек
лишался на всю свою жизнь права переходить
в другую касту, из той, в которой он был
рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне,
вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы
– священники.
Стратификация общества происходит
с применением нескольких факторов: дохода,
богатства, власти и престижа. Доход можно
охарактеризовать как количество денег,
что получила семья или определенный индивид
за определенный промежуток времени. К
таким деньгам можно отнести: заработную
плату, алименты, пенсии, гонорары, и т.
п.
Богатство - это возможность имения
имущества (движимого и недвижимого), или
наличие накопленных доходов в виде наличных.
Это главная черта всех богатых. Они могут
как работать, так и не работать, что бы
получить свое богатство, ведь доля зарплаты
в общем состоянии их не велика. У нижнего
и среднего классов как раз доход является
основным источником для дальнейшего
существования. Наличие богатства даёт
возможность не работать, а его отсутствие
вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность
навязывать свои пожелания, не учитывая
воли других. В современном обществе, вся
власть поддается регулировке законами
и традициями. Люди, что имеют к ней доступ,
могут свободно пользоваться широким
числом всевозможных социальных благ,
иметь право принимать решения, что на
их точку зрения важны для общества, в
том числе законы (что зачастую выгодны
высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе
к той или иной профессии. На основе этих
основ для разделения общества определяют
совокупный социально-экономический статус.
По-другому это можно назвать местом определенного
человека в обществе.
4. В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной поли-тики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социаль-ные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.
Субъектами сигнальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и ини-циативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной по-литики государства и про водящие непосредственную практическую работу по её реализации.
5. В Рф основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принцип гос соц политики является Конституция. В ст.1 Конс Рф провозглашается унитарным, демократическим , правовым соц государством, где высшая цель – обеспечение прав и свобод граждан. Социальное гос-во – это гос-во которое стремится максимально обеспечить достойные условия жизни граждан, удовлетворить материальные и духовные потребности, обеспечить соц защищенность. Для практической реализации требуется ряд условий. Это наличие соц-экономич базы, культурного потенциала и наличие политической воли. Все это достигается путем гос соц политики. Предметом соц политики выступает гос регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечения социальной политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом соц политика гос-ва выполняет защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную работу. Надо учитывать, что соц политика осущ не только гос-вом и гос органами, а и профсоюзом, различными общественными объединениями, а также широким спектром негосударственных организаций, кот занимаются экономической, культурной, образовательной, спортивной и др.деятельностью. Субъектами соц политики выступают различные институты гражданского общества.
6. стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
К задачам социальной политики относятся:
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства
государств мира подтверждает: при
всей объективной зависимости
7. Понятия «региональная социальная политикан и «социальная пшитика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако, уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участий местного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции региональной социальной политики.
Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интефации регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. Отношения типа «Центр-регион», «Peru он-per ион» сложные и противоречивые. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования.
Центр возлагает на себя функций по формированию:
Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции по:
В регионах
разрабатываются концепции и
программы социально-
Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лить при ее Ьормировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы: ' формулировка целей;
разработка понятийного аппарата;
8. Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются в известной степени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, активностью или пассивностью социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальные технологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах (развития средств коммуникации, информации, интернационализации научной, культурной, образовательной практики и др.). Кроме того, учитываются специфика национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях.
Эффективность социальной технологии определяется конечным социальным результатом, полученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Получение желаемого результата с помощью социальной технологии возможно при соблюдении следующих обязательных условий:
- наличие у социальной
технологии определенных
- непротиворечивость
между процедурами и
- наличие всех
определенных признаков
- необходимость соблюдения
ряда условий технологизации: объект
технологизации должен