Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77
После дискуссии пройдет опрос по основным понятиям, по данной теме, которые были предложены студентам, для самостоятельного изучения.
Основные понятия для домашнего изучения: группа, социальная группа, общность, индивид, социальный контроль, квазигруппа, социальная интеракция, идентификация, хаббитуализация, большая группа, малая группа, первичная группа, вторичная группа. Формальная группа, неформальная группа, референтная группа, номинальная группа. (См. приложение Б).
После опроса по ключевым понятиям темы, будет заслушивание докладов учащихся по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»
Для закрепления изученного материала учащимся будет предложены тест, состоящий из 13 вопросов, по итогам которого они заработают оценку.
Тест, для объективной оценки, по усвоению пройденного материала:
А) – это одно из основных форм взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий
Б) - это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами.
В) - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
(Ответ А)
А)Наличие взаимодействия между ее членами;
Б) Обязательное наличие лидера.
В)Регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений
Г)Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
(Ответ А, Г.)
А) - это социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации.
Б) - это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами.
В) – это появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.
(Ответ В)
А) как совокупность людей, объединенных общей целью.
Б)как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую, друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей
В) как совокупность людей, которые определенным образом не взаимодействуют друг с другом, но осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
( Ответ Б)
А) Определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.
Б) Членство, чувство принадлежности к данной группе.
В) Обязательное наличие социального института.
Г) Наличие родственной связи между членами группы.
( Ответ В, Г.)
А) хаббитуализация
Б) идентификация
В) стигмация
Г) социализация
Д) социальная интеракция
( Ответ А, Б, В, Д.)
А) малые
Б) средние
В) крупные
Г) большие
( Ответ А, Г.)
А) повторные
Б) первичные
В) вторичные
Г) интервальные
( Ответ Б, В)
А) деловые
Б) формальные
В) дружеские
Г) неформальные
( Ответ Б, Г.)
А)- это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные.
Б) - это одно из основных форм взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий
В) - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой.
( Ответ В)
А)Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека.
Б) Обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели.
В)Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.
( Ответ Б)
А)формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Б)социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
В) группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.
( Ответ Б)
В научный оборот?
А) О. Конт
Б) Г. Спенсер
В)Г. Хаймен,
Г) К. Маркс
( Ответ В)
За каждый правильный ответ, студент набирает 1 балл, в вопросах с несколькими вариантами ответов, за каждый правильный вариант ответа студент получит 1 балл. Максимальное количество баллов – 21 балл. В случае, если студен набирает меньше 15 баллов, его отправляют на пересдачу теста, т.к. это означает, что он не усвоил материал.
Ответы на предложенный тест - СМ. Приложение В.
Критерии оценки результатов тестирования:
№ п.п. |
Оценка |
Суммарный балл |
1 |
«Отлично» |
21 -20 |
2 |
«Хорошо» |
17 - 19 |
3 |
«Удовлетворительно» |
15 - 16 |
4 |
«Неудовлетворительно» |
Менее 15 |
На данном семинарском занятие, студенты закрепят изученный материал по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп». В ходе, которого им будет предложена презентация с вопросами для дискуссии, также произойдет опрос по основным понятиям по теме, будет заслушивание докладов и к концу занятия, для закрепления учащиеся напишут тестирование, по итогам которого получат определенную оценку. При помощи тестирования будет видно, как усвоен материал аудиторией.
Вывод: Сложность преподавания дисциплины «Социология »заключается в системном осмыслении подготовки и организации самой системы вузовского образования, включающей как понимание общих вопросов преподавания в вузе, так и специфику методов преподавания общественных наук. В данной главе были рассмотрены основные форма построения процесса образования. После чего мною было разработано лекционное и семинарское занятие по теме «Процесс образования и классификация социальных групп». Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины, дополненное практическими исследованиями современных авторов. Лекционное занятие по данной теме будет разбираться по 3 вопросам:
После изложенного материала учащимся будут предложены темя для докладов, также для самостоятельного изучения основные понятия по данной теме.
Для закрепления изученного материала у студентов пройдет семинарское занятие по данной теме. Семинары предназначены для углубления и закрепления полученных знаний. В ходе которого между студентами и преподавателем будет проходить дискуссия по определенным вопросам темы, также пройдет опрос по ключевым понятиям, заслушивание докладов и в конце занятия для закрепления будет предложен тест.
Заключение.
Условием успешности студентов в будущей педагогической деятельности является наличие способностей соответствующих квалификационной характеристики выпускника – социолога, в которой определено, что специалист – социолог должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в образовательных учреждениях.
Обучение является одной из главных форм общечеловеческой деятельности. Оно служит основой образования и воспитания. В процессе обучения происходит развитие человека, формируются его способности как основные свойства личности, определяющие ее деятельностный потенциал.
Методика преподавания социологии, как учебного предмета, является частной дидактикой (теорией обучения социологии). На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении социологии методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.
Дисциплина «Социология» включает в свой курс достаточно много разных тем. Данная курсовая работа раскрывает особенности преподавательской деятельности социологии и на основе этого разработано лекционное и семинарское занятие по одной из ведущих тем в социологии «Процесс образования и классификация социальных групп».
Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и разряжения. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от не, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
Основными формами построения процесса обучения являются: семинар и лекция. Рассмотрев основные виды лекций и семинаров, на основе полученных дынных мною и было разработано занятие по теме «Процесс образования и классификация социальных групп » Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины, дополненное практическими исследованиями современных авторов. Лекционное занятие по данной теме будет разбираться по 3 вопросам:
1. Понятие социальной группы;
2. Процесс образования социальной группы;
3. Классификация социальной группы.
После изложенного материала учащимся будут предложены темя для докладов, также для самостоятельного изучения основные понятия по данной теме.
Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»