Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77
Другие классификации социальных групп
«На протяжении последнего полувека в социологии обсуждается вопрос о группах членства и референтных группах. Эту классификацию ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, сыграли Г. Хаймен и Г. Келли. Критерием этой классификации является тип связей индивида с группой»26.
«Референтная группа — реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки»27. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в псе индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической литературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.
«Сама по себе референтная группа выполняет функции не только социального сравнения, но и социализации, принятия социальных норм и ценностей желаемой группы. Референтная группа может выступать также ориентиром социального перемещения индивида. В случае, если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп»28.
«Номинальные группы (от лат. nomen — имя, наименование) являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным. Тем не менее, часть номинальных групп близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, студенчество России — это группа, которая имеет и реальный, и номинальный (статистический) характер»29.
«По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей»30. Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, т.е. целенаправленно, сформированы, идет ли речь о политической партии или научном обществе. Современные неформальные движения, объединения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъективные группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в обществе, составу и т.п., их характеризует «субъективность» положения. Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп, занимающих важное место в структуре общества, являются социальные организации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами. Поскольку общество и его социальные группы в своей жизнедеятельности не в состоянии обойтись без социальной организации, необходимо выяснить ее сущность, функции, актуальные проблемы развития.
Вывод: «Учебный курс «Методика преподавания социологии» предполагает знакомство педагогических кадров высшей школы с основными целями подготовки студентов, отраженных в Государственном образовательном стандарте третьего поколения по социологии, Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», проблемами структурирования социологического знания, соотношения национального и интернационального компонентов в самом содержании социологии, со специфическими приемами и методами преподавания в сфере социологии. Значимость этой дисциплины обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов для чтения общих и специализированных курсов в высших учебных заведениях, которые все шире внедряются в учебные планы разных специальностей и направлений»31.
Одной из главных тем в процессе изучения дисциплины «Социология» является: «Процесс образования и классификация социальных групп». Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.
«Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий»32.
Второй случай - это применение
понятия группы к социальной общности,
объединяющей индивидов с одной
или несколькими схожими
«Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других»33.
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп».
2.1.Методика преподавания социологии в ВУЗе
«Согласно Государственным требованиям (ДС.08) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 040201 – Социология выпускник должен изучить дисциплину «Методика преподавания социологии», так как по окончании вуза он получает специальность «Социолог. Преподаватель социологии»»34.
Существует три основных цели социологии как дисциплины и деятельности социологов: 1) поиск новых социологических знаний; 2) применение социологических знаний для решения практических проблем; 3) передача социологических знаний. На достижение первой цели направлена научная социология; второй – прикладная социология, третьей – методика преподавания социологии.
Научная социология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в. и с тех пор проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; социологические кафедры и лаборатории заняли достойное место в университетской науке многих стран. Вместе с развитием социологии как науки пришло понимание необходимости методики преподавания социологии и подготовки профессиональных кадров преподавателей-социологов.
В современных условиях методика преподавания социологии стала одной из базовых при подготовке дипломированных специалистов по специальности 040102 – Социология, так как одним из необходимых навыков квалифицированного специалиста должно являться умение донести знания до аудитории слушателей. В этой связи главной целью данной дисциплины является обучение студентов навыкам педагогической работы со слушательской аудиторией, педагогическим и психологическим методикам общения.
Россия накопила
огромный опыт в области
В настоящее время существенно расширились возможности преподавания социологии. Связано это с тем, что в последние два десятилетия произошло расширение масштабов социологического образования в России, и в нашу страну пришло понимание того, что социологическое видение мира – это тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области, так как имеют комплексное знание и понимание целостности общественных отношений, социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, а также социальных проблем с видением их корней, путей решения и последствий.
Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя социологии, методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания социологических дисциплин; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной преподавательской деятельности.
Задачи курса:
– охарактеризовать особенности профессиональной деятельности преподавателя;
– познакомить студентов с историей преподавания социологии в России и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации преподавания социологии;
– ознакомить студентов с основными формами организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию социологии;
– раскрыть теоретические и методические особенности изложения основных разделов курса социологии;
– подготовить студентов к педагогической практике, к самостоятельной
разработке основных методических документов (программа курса, план
лекции, планы семинарского и практического занятий, других технологий и учебной работы);
– отработать приемы установления контакта с различными видами аудитории, как студенческой, так и специальной профессиональной социологической.
Курс призван подготовить студентов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в высших учебных заведениях. Данный курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения таких дисциплин, как общая социология, история социологии, психология, социальная психология, социология культуры, социология образования, социология коммуникации, русский язык и культура речи и др. Одновременно курс тесно связан с учебными дисциплинами педагогического комплекса – социальной педагогикой и общей педагогикой. Особенность данного курса состоит в том, что он призван подытожить методическое содержание всех преподаваемых на факультете учебных курсов.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате
усвоения курса студенты
– знать методические требования, предъявляемые к основным формам
учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;
– уметь ориентироваться в методических особенностях основных форм
учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;
– знать основные методические требования при подготовке учебных материалов и учебных документов преподавателя (учебная программа, план
лекции, занятия, учебное пособие, учебник и т. п.);
– располагать знаниями о теоретическом и методологическом значении
в процессе преподавания социологии, ее основных категорий, принципов,
разделов;
– знать методические особенности раскрытия основных тем курса социологии;
– иметь целостное
представление о социологии
– знать содержание
и технологию методики
исходя из учета своеобразия педагогической деятельности;
– уметь формулировать
и решать педагогические
и реализации учебных программ курсов по социологии;
– получить практические навыки работы с учебными материалами (планами, программами, учебниками, лекциями, играми, практическими занятиями и др.) для оценки качества преподавания социологии.
Итак, «условием успешности студентов в будущей педагогической деятельности является наличие способностей соответствующих квалификационной характеристики выпускника – социолога, в которой определено, что специалист – социолог должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в образовательных учреждениях. По методике преподавания студентам предстоит сдача Государственных квалификационных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы. Вследствие этого, данный курс является основным в цикле профессионально-педагогических дисциплин по квалификации «преподаватель социологии»»35.
2.2. Лекционное
и семинарское занятие, как
ведущие формы организации
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
• лекции,
• семинары, просеминары, спец. семинары,
• коллоквиумы,
• лабораторные работы,
• практикумы и спец. практикумы,
• самостоятельную работу,
• научно-исследовательскую работу студентов,
• производственную,
• педагогическую;
• дипломную практику и др.
Среди перечисленных
форм работы в вузе важнейшая
роль отводится лекции, которая
одновременно является самым
сложным видом работы и
Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»