Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77
Большие и малые группы
В первую очередь коснемся тех типов групп, которые видны, что называется, «невооруженным глазом», — больших и малых. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными признаками: она включает в свой состав значительное число членов, характеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ними и обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности (в сравнении с малой группой). В качестве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.
Из приведенных примеров
нетрудно сделать вывод, что
большие в количественном
Что касается малой
группы, то наиболее удачным
определением, является определение,
данное Г.М. Андреевой: «Под
малой группой понимается
Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является, естественно, немногочисленность ее состава (минимум — два-три человека, максимум — количество членов, вызванное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) социальная деятельность, поскольку она характеризует группу как элемент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
Первичные и вторичные группы
Следующая классификация
включает в себя первичные
и вторичные группы. Теория этих
групп впервые была
Первичная группа
— это разновидность малой
группы, обеспечивающая успешность
вхождения индивидов в другие
группы, в общество и их социализацию.
Кули говорил о двух основных
функциях первичной группы: а)
формировать моральные нормы,
которые человек получает в
детстве и проносит сквозь
всю жизнь; б) выступать
Вторичные группы
являются разновидностями, как
правило, больших и формальных
групп (социальных институтов, организаций).
В них чаще всего отсутствует
непосредственное
Формальные и неформальные группы
Деление групп на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоториского эксперимента. Экспериментальная бригада, состоявшая из шести девушек - сборщиц реле, демонстрировала свои достижения в области роста производительности труда и сплоченности коллектива как раз потому, что, будучи формальной группой, приобретала постепенно неформальные черты и особенности.
Формальным группам
присущи правила организации,
действия, в них «работают» запреты
и дозволения, санкционированные
обществом. Здесь отношения в
полном смысле слова оформлены.
Неформальная группа
(кстати, в определенных условиях
она может стать формальной) не
имеет жесткой нормативности,
поведение ее членов не
Существует несколько
особенностей взаимодействия
Собственно, как раз
со времен этого эксперимента
и было замечено, что в рамках
формальных групп часто
Другие классификации социальных групп
На протяжении
последнего полувека в
Референтная группа — реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в псе индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической литературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.
Сама по себе
референтная группа выполняет
функции не только социального
сравнения, но и социализации,
принятия социальных норм и
ценностей желаемой группы. Референтная
группа может выступать также
ориентиром социального
Номинальные группы
(от лат. nomen — имя, наименование)
являются условными и
По заданности положения
социальные группы могут
После окончания изложения материала, группе будут предложены темы для докладов по данной теме.
Примерные темы докладов для выступлений на семинарском занятии на тему «Процесс образования и классификация социальных групп»:
Рекомендуемая литература для подготовки к семинарскому занятию:
1. Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология. Курс лекций” Москва «Владос». 2002. – 146с.
2. Н. Смелзер «Социология» М., 1994. -530с .
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечепуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник./ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.- 355 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 144с.
5. Эфендиев, А.Г. Общая социология, учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 654 с.
Вывод: одной из ведущих форм организации образовательного процесса, является лекция. В данном пункте была разработана лекция по теме «Процесс образования и классификация социальных групп».
Здесь изложено пошаговое
проведение данного занятия, в ходе
которого студенты полностью будут
ознакомлены с данной темой. Изложение
материала будет проходить
Разработка семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп».
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.
Перед началом семинарского занятия, студенты будут ознакомлены с целью и задачами проведения данного занятия. После чего им будет дано время для повторения.
Тема семинарского занятия: «Процесс образования и классификация социальных групп».
Время проведения: 4 часа
Цель: Более подробно понять суть темы, рассмотреть и остановиться на основных проблемах социальной группы.
Задача: Закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время лекции и самостоятельной работы.
Занятие будет проходить с помощью таких, приёмов работы как: Семинар-дискуссия (90 минут), опрос основных понятий по теме «Процесс образования и классификация социальных групп» (30 минут), заслушивание докладов по теме «Процесс образования и классификация социальных групп»(90 минут), контрольное тестирование по теме «Процесс образования и классификация социальных групп». (30 минут).
Вначале семинарского занятия, аудитория будет опрошена по теме «Процесс образования и классификация социальных групп» (Перечень вопросов для семинара См. Приложение А), помимо основных вопросов по лекции, будут заданы дополнительные вопросы для дискуссии.
Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»