Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

Для закрепления изученного материала у студентов пройдет  семинарское занятие по данной  теме. Семинары предназначены для  углубления и закрепления полученных знаний. В ходе, которого  между студентами и преподавателем будет проходить дискуссия по определенным вопросам темы, также пройдет опрос по ключевым понятиям, заслушивание докладов и в конце занятия для закрепления будет предложен тест.

    В современных  условиях методика преподавания социологии стала одной из базовых при подготовке дипломированных специалистов по специальности 040102 – Социология, так как одним из необходимых навыков квалифицированного специалиста должно являться умение донести знания до аудитории слушателей. В этой связи главной целью данной дисциплины является обучение студентов навыкам педагогической работы со слушательской аудиторией, педагогическим и психологическим методикам общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Андриевич  Ю.П. Социальные институты [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 2001. - 235 с.
  2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] учеб, пособие для преподавателей  и аспирантов вузов. – М.:ВЛАДОС-М, 1999.-304 с.
  3. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учеб. для вузов/ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика,[Текст] 1998. — 432 с.
  4. Елсуков А. Н. и др. Социология: Учебное пособие/.[Текст],    — Минск: Тетрасистема, 1998. — 560 с.
  5. Ерастов Н.П. Психолого-педагогические основы лекторской деятельности  [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000.-220 с.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология  [Текст], учеб. пособие - М.:ИНФРА-М,  Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс»,1997.– 480 с.
  7. Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М,1990-140 с.
  8. Ильина Т.А. Педагогика [Текст], курс лекций.- М.: Просвещение - М,  1984., С. 226 -243.
  9. Ингенкамп К. Педагогическая психодиагностика [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 1991. – 240с.
  10. Карандашев В.Н. Методика преподавания [Текст] учебное пособие.- С.П..: Просвещение - П., 2005. – 250с.
  11. Касьянов  В. В.,. Нечипуренко В. Н и др. Социология. [Текст],   Учеб. пособие /— Ростов н/Д.: МарТ, 2000. — 512 с.
  12. Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 480 с.
  13. Коэн  Дж. Структура социологической теории [Текст], учеб. - М.: Мартис-М, 2002. - 202 с.
  14. Кравченко А. И. Общая социология. [Текст]  Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. — 479 с.
  15. Кравченко А. И. Социология: Общий курс. [Текст]  Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. — 640 с.
  16. Лекция [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/
  17. Методика преподавания социологии в ВУЗе [Электронный ресурс] / Режим доступа http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=37017
  18. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология [Текст], учебн. - М.:ИНФРА-М,  2007.-333 с.
  19. Под ред. проф. В. В. Чуланова. Социология в вопросах и ответах. [Текст],  Учеб. пособие/— Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 256 с.
  20. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко и др. Социология: Учебник для вузов.- [Текст],    М.: ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  21. Пригожин А.И. Современная социология организаций. [Текст], – М.: Интерпракс, 2005. -156c.
  22. Радугин А. А. Социология [Текст], курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн./А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
  23. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. [Текст],  Курс лекций. — М.: Владос, 1995 — 192 с.
  24. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). [Текст], М., 2005. - 324c.
  25. Смелзер Н. Социология. [Текст],  Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  26. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. [Текст],    — 2–е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт–М, 2001. — 527 с.
  27. Фролов С. С. Социология  [Текст], учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
  28. Фролов С.С. Социология [Текст], уч. пособие. М.: Наука, 1994.
  29. Фролов С.С. Социология. [Текст],   Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.
  30. Эфендиев А.Г. Общая социология [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 654 с.
  31. Яковлев И. П. Социология: Учеб. пособие. [Текст],    — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000. — 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

Основные и дополнительные вопросы к семинарскому занятию.

Основные вопросы.

    1. Понятие социальной группы.
    2. Процесс образования социальной группы.
    3. Классификация социальной группы.

 

Дополнительные вопросы.

1.Объясните своими словами,  как вы понимаете понятие «социальная  группа»?

2.Привидите пример формальной, неформальной, большой, малой, первичной  и вторичной социальной группы?

3. Назовите основную функцию  формальной группы?

4. Какие определения понятия социальной группы вам известны? Какому из них вы отдали бы предпочтение и почему?

5. Что такое референтная группа? Ка вы понимаете это понятие? Приведите пример.

6. Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для социологии? Приведите пример.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

Основные понятия.

Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредственно.

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Группа - несколько человек (животных, растений, предметов), находящихся близко друг от друга людей, стоящих на остановке.; совокупность лиц, объединённых общей профессией, деятельностью, общностью интересов, взглядов и т.п. перестала существовать.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Идентификация - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

Квазигруппа - появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Мала группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества, через которую личности передаются от общества разнообразные влияния, и осуществляется обратный процесс воздействия личности на общество (семья, учебная группа, трудовой коллектив, включающий в себя до 30-40 человек, спортивная команда и т.д.).

Неформальная  группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование.

Общность - группа людей, общающихся между собой прямо или опосредованно, выделенная по определенному признаку.

Первичная группа — это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Социальная интеракция - процесс, в котором люди действуют и взаимодействуют друг с другом.

Хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Формальная группа — это социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В.

Ответы на тестирование.

1. А.

2. А, Г.

3.В.

4. Б.

5. В, Г.

6. А, Б, В, Д.

7. А, Г.

8. Б, В.

9. Б, Г.

10. В.

11. Б.

12.Б.

13.В.

 

 

1 Под ред. проф. Чуланова В. В.. Социология в вопросах и ответах. [Текст],  Учеб. пособие/— Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 145 с.

2 Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). [Текст], М., 2005. - 224c.

3 Фролов С.С. Социология [Текст], уч. пособие. М.: Наука, 1994.-192с.

4 Яковлев И. П. Социология: Учеб. пособие. [Текст],    — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000. — 86 с.

5 Кравченко А. И. Социология: Общий курс. [Текст]  Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. — 243 с.

6 Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология [Текст], учебн. - М.:ИНФРА-М,  2007.-154 с.

7 Елсуков А. Н. и др. Социология: Учебное пособие/.[Текст],    — Минск: Тетрасистема, 1998. — 351 с.

8 Касьянов  В. В.,. Нечипуренко В. Н и др. Социология. [Текст],   Учеб. пособие /— Ростов н/Д.: МарТ, 2000. — 114 с.

9 Касьянов  В. В.,. Нечипуренко В. Н и др. Социология. [Текст],   Учеб. пособие /— Ростов н/Д.: МарТ, 2000. — 116 с.

10 Елсуков А. Н. и др. Социология: Учебное пособие/.[Текст],    — Минск: Тетрасистема, 1998. — 363 с.

11 Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 280 с.

12 Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 291 с.

13 Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 301 с.

14 Кончанин Т. Л., Подопригора  С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 302 с.

15 Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 303 с.

16 Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. [Текст] — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 303с.

17 Кравченко А. И. Общая социология. [Текст]  Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. — 56 с.

18 Пригожин А.И. Современная социология организаций. [Текст], – М.: Интерпракс, 2005. -96c.

19 Фролов С. С. Социология  [Текст], учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 103 с.

20 Фролов С. С. Социология  [Текст], учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 105 с.

21 Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). [Текст], М., 2005. - 298c.

22 Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. [Текст],    — 2–е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт–М, 2001. — 407 с.

23 Фролов С.С. Социология. [Текст],   Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -196c.

24 Фролов С.С. Социология. [Текст],   Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -198c.

25 Под ред. проф. В. Н. Лавриненко и др. Социология: Учебник для вузов.- [Текст],    М.: ЮНИТИ, 1998. — 231 с.

26 Смелзер Н. Социология. [Текст],  Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 552с.

27 Радугин А. А. Социология [Текст], курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн./А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 183 с.

28 Смелзер Н. Социология. [Текст],  Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 566с.

29 Эфендиев А.Г. Общая социология [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 341с.

30 Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. [Текст],  Курс лекций. — М.: Владос, 1995 — 101 с.

31 Методика преподавания социологии в ВУЗе [Электронный ресурс] / Режим доступа http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=37017

32 Коэн  Дж. Структура социологической теории [Текст], учеб. - М.: Мартис-М, 2002. - 96 с.

33 Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учеб. для вузов/ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика,[Текст] 1998. — 424 с.

34 Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] учеб, пособие для преподавателей  и аспирантов вузов. – М.:ВЛАДОС-М, 1999.-13 с.

35 Карандашев В.Н. Методика преподавания [Текст] учебное пособие.- С.П..: Просвещение - П., 2005. – 123с.

36 Лекция [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/

37 Лекция [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/

38 Ильина Т.А. Педагогика [Текст], курс лекций.- М.: Просвещение - М,  1984., С. 226 -123.

39 Лекция [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/

40 Ерастов Н.П. Психолого-педагогические основы лекторской деятельности  [Текст], учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000.-45 с.

41 Зимняя И. А. Педагогическая психология  [Текст], учеб. пособие - М.:ИНФРА-М,  Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс»,1997.– 123 с.

42 Ильина Т.А. Педагогика [Текст], курс лекций.- М.: Просвещение - М,  1984., С. 226с.

43 Лекция [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/

 


Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»