Характеристики малых групп в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение малой группы, ее численности и классификаций. Также я обращу внимание на описание малых групп (состав группы, структура, динамика групповых процессов) и положение индивида в малой группе с точки зрения статуса и роли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 стр.
Понятие малой группы,ее численность………………………………………….4 стр.
Классификация малых групп……………………………………………………..5 стр.
Параметры описания малых групп……………………………………………….7 стр.
Положение индивида в малой группе: статус и роль………………………….13 стр.
Заключение……………………………………………………………………….16 стр.
Литература………………………………………………………………………..16 стр.

Работа содержит 1 файл

социальная психология.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет государственного и муниципального управления 
 
 

эссЕ по социальной психологии

   на  тему:

   « Характеристики малых групп в  социальной психологии» 
 

                                                Выполнил: Студент  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва 2010

ПЛАН 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 стр.

Понятие малой группы,ее численность………………………………………….4 стр.

Классификация малых групп……………………………………………………..5 стр.

Параметры описания малых групп……………………………………………….7 стр.

Положение индивида в малой группе: статус и роль………………………….13 стр.

Заключение……………………………………………………………………….16 стр.

Литература………………………………………………………………………..16 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Человек живет в обществе и строит с  ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

      Одной из задач социальной психологии как  науки является изучение поведения  личности, ее влияния на группы ( большие и малые) и их взаимодействие между собой, а также изучение самой группы. В своей работе я хочу обратить внимание именно на малые группы.

      Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те ячейки, в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

      Целью моей работы является рассмотрение малой  группы, ее численности и классификаций. Также я обращу внимание на описание малых групп (состав группы, структура, динамика групповых процессов) и положение индивида в малой группе с точки зрения статуса и роли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие малой группы. Ее численность

      В социальной психологии малые группы, в которых живут и работают люди, являются популярным предметом исследования. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития групповых процессов, протекающих в общностях людей.

      Существует  довольно много определений малой группы. Воспользуемся одним из них из психологического словаря: "Малая группа – относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии"1.

      Б.Д. Парыгин определяет группу как немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте.

      В.Г.Крысько представляет следующее определение малой группой: "Малая группа – это небольшая по составу общность, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы, как целого"2.

      Итак, ключевые признаки малой группы – ее немногочисленность и контактность. Большинство исследователей ограничивает численность малой группы от 2 до 7 человек. Нижним пределом признается диада (реже триада). Достаточно остро стоит вопрос и о "верхнем" пределе малой группы. Достаточно стойким оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером "магического числа" 7_+ 2. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек (например, см.: Парыгин Б. Д). Однако Л.Я. Коломинский считает, что в качестве малой группы может выступать школьный класс, в котором обучается, например, 30 и более учащихся.

      Классификация малых групп

      Существует  достаточно много классификаций  групп по разным основаниям.

      Различают группы первичные и вторичные (впервые  такое различение было предложено Ч. Кули).

        

     Первичные группы – это семья, группа друзей, коллектив, в котором трудится человек. Важным является именно характер контактов в такой группе. Во вторичной - они могут быть слабо выражены или иметь опосредованный характер.

     Также выделяют по классификации формальные и неформальные группы в зависимости от характера отношений между членами группы (данное разделение групп было предложено Э. Мэйо).

       

     Формальные  группы – это социальная общность, имеющая юридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей труд. Эти группы имеют официально заданную извне структуру.

     Неформальные (неофициальные) группы – это группы, которые характеризуются всеми признаками группы (сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но не имеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основе личностных предпочтений.

     Формальная  группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

     Группы  различаются по степени влияния  на систему ценностей человека. Данное различение предложено Г. Хайменом.

       

     Референтные (эталонные группы) – это реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтная группа выполняет функцию сравнительную и нормативную.

     Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

     Кроме того, группы различают по уровню развития:

     Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся  на начальном этапе своего существования.

     Высокоразвитые  группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко развитой системы отношений, сплоченности и т.д.

     Диффузные группы – это группы случайные, в  которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

     Коллектив – это высшая форма общности, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

     Коллектив обладает характерными признаками, отличающими  его от других форм объединения людей:

  1. Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.
  2. Во-вторых, коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).
  3. В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
 
 

      Параметры описания малых групп

      Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободное время, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Эта упорядоченность составляет структуру группы. А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы3.

      Структура группы может быть описана по-разному:

  • с точки зрения состава (так называемая композиционная подструктура)
  • с точки зрения характера отношений (т. е. подструктура межличностных предпочтений)
  • со стороны информационного взаимодействия (т. е. коммуникативная подструктура)
  • со стороны выполняемых членами группы ролей и функциональных обязанностей (т. е. подструктура функциональных отношений).

      Охарактеризуем  данные компоненты.

      1. Композиционная подструктура (состав группы) - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы.

      Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них. Композиция группы, т.е. индивидуальный состав группы, влияет на жизнь группы так же как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития.

      2.Подструктура межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии

      3.Коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

      Коммуникативная подструктура групп может быть централизованная и децентрализованная. В централизованной структуре – все потоки информации концентрируются у одного – центрального участника групповых отношений. Через него осуществляется обмен информацией между другими.

      В децентрализованных коммуникативных  структурах наблюдается коммуникативное  равенство всех участников группового процесса. Каждый из участников имеет одинаковые возможности для переработки и передачи информации, вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами.

      Под каналами коммуникаций понимается система  межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации, от одних членов группы к другим. На рис. представлены основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.

      Централизованные  структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.

      На  рис. показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые такты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Наиболее знакомым для учителя примером фронтальной структуры является та, которая образуется в классе на уроке, фронтальной работе.

      Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций (б) отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друга и обмениваются информацией только через центральное лицо. Это затрудняет отдельному члену группы возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет ему работать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.  

Информация о работе Характеристики малых групп в социальной психологии