Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов  знаний, необходимых для понимания  учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемная ситуация или несколько таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в  мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов  сравнить разные точки зрения и сделать  выбор, присоединиться к той или  иной из них или выработать свою.

Специальной задачей этого  вида лекции является демонстрация отношений  преподавателей к объекту высказываний. Показывает личностные качества преподавателя  как профессионала в своей  предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая  другая форма лекции.

Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они  должны быть интеллектуально и личностно  совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий  уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой  темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у  студентов будет сформировано доверительное  отношение к такой форме работы.

Одной из трудностей проведения лекции вдвоем является привычная для  студентов ситуация, когда лекцию проводит один преподаватель, что характерно для описанных выше видов лекций, информация поступает только от одного источника. Две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают неприятие  самой формы обучения. Т.к. требует  от студентов самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться и обосновать свою позицию.

Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждений студентов, а также как и в проблемной лекции развивается умение вести диалог, и как уже отмечалось, студенты учатся культуре ведения дискуссии.

Лекция  с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у  студентов умений оперативно анализировать  профессиональные ситуации, выступать  в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка  преподавателя  к лекции состоит в том, чтобы  заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического  или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов  только в конце лекции. Подбираются  наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так  и преподаватели в ходе чтения лекции.

Преподаватель проводит изложение  лекции таким образом,

чтобы ошибки были тщательно  скрыты, и их не так легко можно  было заметить студентам. Это требует  специальной работы преподаватель  над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского  мастерства.

Задача студентов заключается  в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и  назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В  ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных  ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких  ошибок). Нередко оно указывают  и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно  речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать для себя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия между преподавателем и студентами, личностное включение обеих сторон в процесс обучения. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую  функцию, но и контрольную. Преподаватель  может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в  свою очередь проверить степень  своей ориентации в материале. С  помощью системы ошибок преподаватель  может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре  учебного материала и трудностях овладения им.

Лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую  интеллектуальную и эмоциональную  активность, т.к. студенты на практике использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов  теоретическое мышление.

Лекция  пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно  задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке  и передать преподавателю. Затем  преподаватель в течение 3-5 минут  сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются  соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

 «Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос»40.

Основная цель лекции-пресс-конференции  в конце темы или раздела –  проведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса  с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как  средства решения задач освоения материала последующих учебных  дисциплин, средства определения будущей  профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции  в качестве лекторов могут участвовать  два-три преподавателя разных предметных областей.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог  с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного  вовлечения студентов в учебный  процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит  в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала  с учетом особенностей студентов.

«Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов»41.

Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы  задаваемые вопросы оставались без  ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая  достаточной активизации мышления студентов.

Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении  лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный  обмен мнениями в интервалах между  логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный  обмен мнениями, идеями и взглядами  по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять  коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления  негативных установок и ошибочных  мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии  и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель  приводит отдельные примеры в  виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам  коротко обсудить, затем краткий  анализ, выводы и лекция продолжается.

«Положительным в дискуссии является, то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Отрицательное же то, что  студенты могут неправильно определять для себя область изучения или  не уметь успешно обсуждать возникающие  проблемы. Поэтому в целом занятие  может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в  собственном мнении, а не изменить его»42.

Выбор вопросов для активизации  слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических  задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция  с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме  похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно  или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать  достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

Студенты анализируют  и обсуждают эти микро ситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным  студентам, представляет различные  мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов  к коллективному выводу или обобщению.

Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная  и острая. Однако это может потребовать  слишком много учебного времени  на ее обсуждение. Так, например, приведя  ситуацию, студенты могут начать приводить  примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это  весьма полезно, но основным содержанием  занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать  дискуссию. Вот почему подбор и изложение  таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых  вопросов. Кроме того, у преподавателя  должна остаться возможность перенести  дискуссию на специально планируемое  занятие, считая свою задачу – заинтересовать студентов – выполненной.

Каждая лекция в ВУЗ  должна:

  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
  • иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
  • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
  • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
  • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
  • обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
  • находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
  • отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
  • быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
  • излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

быть доступной для  восприятия данной аудиторией.

Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что  лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения  и заключения.

Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»