Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6

1.1.Понятие социальных  групп…………………………………………….6

1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9

1.3. Классификация социальных групп………………………………….15

Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24

2.1. Методика преподавания  социологии в ВУЗе………………………24

2.2. Лекционное и  семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28

2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49

Заключение…………………………………………………………………74

Библиографический список……………………………………………….77

Приложение………………………………………………………………80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В современном мире социология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Об этом свидетельствует открытие все новых учебных заведений, готовящих профессиональных социологов самых разных направлений. Социологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека.

Однако современное общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно  способствовать их применению в жизни  и профессиональной деятельности людей. Поэтому одной из центральных  проблем практической социологии является проблема обеспечения социологической  грамотности всего населения  от школьника до пенсионера.

Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, обеспечить высокую эффективность подготовки профессиональных социологов, в том  числе и преподавателей социологии.

Методика преподавания социологии как учебный предмет и тем  более как научная дисциплина еще не достаточно изучена, несмотря на то, что интерес к этой дисциплине проявляли многие видные социологии. У современных социологов  этот интерес лишь начинает пробуждаться, и вопрос о методическом обеспечении  преподавания социологии  остается актуальным.

Современное социологическое  образование нуждается в разработке новых активных методов обучения социологии, новых программ и методических пособий, разработанных на основе научных  исследований и практики работы социологов.

Сказанное выше убеждает нас  в том, что практического социолога  необходимо тщательнее готовить не только как специалиста, но и как специалиста, хорошо владеющего методикой преподавания столь сложной и ответственной дисциплины, какой является социология.

Все выше представленные обстоятельства определяют актуальность темы курсовой работы.

Степень разработанности  и изученности проблемы. В социологической литературе теоретические проблемы изучения и преподавания социологии, а также собственно проблемы изучения такого раздела как «Социальные группы» нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Г.С. Антипина, М.С. Комаров, Г. Хаймен, Г. Келли и других.

Объект исследования – социология как учебная дисциплина.

Предмет исследования – методика преподавания социологии как учебная дисциплина специальности «Социология».

Цель исследования – разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп».

В соответствии с этой целью  поставлены и решены следующие задачи:

  1. исследовать понятие социальных групп
  2. изучить классификацию и процесс образования социальных групп;
  3. рассмотреть методику преподавания социологии как педагогической дисциплины в ВУЗе;
  4. познакомиться  с лекционными и семинарскими  занятиями, как ведущими формами организации учебного процесса;
  5. разработать лекционное и семинарское занятия по теме «Процесс образования и классификация социальных групп»;

Эмпирическая база исследования включает исторический анализ, вторичные данные, анализ документов (учебных пособий, материалов периодической печати, научных трудов и монографий российских и зарубежных ученых).

Структура работы состоит из введения, двух  глав в каждом из которых по три пункта, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика социальных групп

1.1.Понятие социальных  групп

     Любое общество  предстает не как нечто однородное  и монолитное, а как внутренне  расчлененное на различные социальные  группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой  в состоянии объективно обусловленных  связей и отношений - социально-экономических,  политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей  и отношений они и могут  существовать, проявлять себя в  обществе. Это обуславливает целостность  общества, его функционирование  как единого социального организма,  суть которого раскрывали в  своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

    Все люди (независимо  от расы или культуры) находят  самовыражение в групповой жизни.  Младенец становится человеком,  как только занимает свое место  в семье, а отсутствие человеческой  группы самым отрицательным образом  сказывается на личности ребенка.  Двигаясь в семейном цикле,  ребенок постепенно усваивает  присущие другим группам взаимосвязи,  которые, постоянно изменяясь,  будут сопровождать его во  взрослой жизни.

      «Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д.»1 В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как ««агрегация» - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий»2.

     Второй случай - это применение понятия группы  к социальной общности, объединяющей  индивидов с одной или несколькими  схожими характеристиками. Примерами  таких общностей могут служить  мужчины, выпускники школ и  т.д. С научной точки зрения  для определения общности людей  с одной или несколькими сходными  характеристиками точнее подходит  термин «категория».

    «Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других»3.

    Анализируя это  определение, можно выделить два  условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась  группой:

- Наличие взаимодействия  между ее членами;

- Появление разделяемых  ожиданий каждого члена группы  относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус  на остановке, не будут группой, но могут  стать ею, если начнут беседу, драку  или другое взаимодействие с взаимными  ожиданиями.

   Такая группа появляется  непреднамеренно, случайно, в ней  отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило,  бывает односторонним (например, только беседа и никаких других  видов действий). Такие «спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована»4.

    Для определения  основных черт группы рассмотрим  позицию Мертона (1968) в отношении  этого вопроса. «Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую, друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп:

  • Определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.
  • Членство, чувство принадлежности к данной группе»5.

Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция, связанная  с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении  совместных действий.

«Определение социальной группы включает четыре основных момента:

1) социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых  систем (кодов);

2) стигмация - наклеивание  ярлыков, по которым мы распознаем  членство в группе, оформившееся  в социальный гештальт (образ  в массовом сознании) - стиль жизни  данной группы;

3) идентификация - отождествление  индивидом себя с данной группой  через противопоставление мы - другие  с установлением социальных границ  и фильтров на входе-выходе;

4) хаббитуализация - то  есть опривычивание, освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе»6.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат  в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом.

1.2. Процесс образования социальных групп

Причины формирования групп. Индивиды включаются как в формальные, так и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения целей и выполнением  заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности  или неудовлетворенности, приязни  или неприязни. «Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

● человек приходит к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого количества людей;

●в ходе деятельности индивидам  требуются понимание и поддержка  окружающих его  людей, для чего он выбирает отдельных личностей, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

● в процессе идентификации  у некоторой части людей возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

● каждый человек нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях группы, включении индивида в социальные институты;

● индивидам необходим  контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность  в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

● у всех индивидов имеется  потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы»7.

Индивиды испытывают различные  ожидания относительно выгоды, которую  приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации  и удовлетворенности трудом, а  также главной детерминантной эффективности  деятельности.

«Процесс развития социальных групп в организации. При изучении поведения групп возникают три главных вопроса: 1) о механизме формирования групп; 2) о причинах функционирования группы как единого целого; 3) о причинах эффективности деятельности группы. Поиски ответа на первый вопрос привели к созданию ряда теоретических концепций, из которых самой влиятельной оказалась концепция  американского  социолога    Дж. Хоманса.

Согласно этой концепции, любая социальная система, к которым, безусловно, относится и социальная группа в организации, существует в трехмерной среде: физической (местность, климат, материальное окружение), культурной (нормы, ценности и цели) и технологической (уровень знаний и навыков). Эта комбинированная среда оказывает определенное воздействие на взаимодействия между членами данной системы, вызывая возникновение эмоций и чувств (настроений) у людей по отношению друг к другу и к окружающей среде»8.

Складывающаяся комбинация действий, взаимодействий и чувств (настроений) первоначально определяется и направляется окружающей средой, из-за чего ее можно назвать внешней системой (в целом она соответствует понятию формальной структуры). Действия, взаимодействия и чувства взаимозависимы: чем больше члены группы общаются друг с другом, тем больше шансов на возникновение позитивных чувств, а чем сильнее позитивные чувства, тем наиболее вероятно повышение уровня взаимодействий.

Однако внешняя система  не существует сама по себе. По мере увеличения количества взаимодействий люди формируют  новые чувства, не предписанные внешней  средой и напрямую не зависящие от нее, а также новые нормы и  новые виды деятельности. Таким образом создается новая система — внутренняя система (в нашей терминологии, неформальная организация). «Внутренние (неформальные) и внешние (формальные) системы развивают нормы, определяющие, каким образом должна быть организована жизнедеятельность этих систем, способы действий, установки»9.

Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»