Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77
1.Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
2.Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.
Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
3.Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.
Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует ее сильные и слабые стороны: об этом он судит, прежде всего, по тому, как ее приняла аудитория. Он помнит, какие ее части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.
Семинарские занятия высшей школе. Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.
«Слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний»43.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:
• Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.
• Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов
Можно выделить несколько видов учебных семинаров.
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На наго также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть меж предметные связи.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».
Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
Спец семинары и спец практикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.
Критерии оценки семинарского занятия:
• Целенаправленность;
• Планирование;
• Организация семинара;
• Стиль проведения семинара;
• Отношения "преподаватель - студенты";
• Управление группой.
Таким образом, высшая школа имеет свои специальные формы организации процесса обучения, которые позволяют реализовать научно-познавательные цели в соответствии с возрастом и уровнем развития человека. В целом, можно отметить, что педагог сегодня свободен в выборе формы обучения, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и применения данных знаний на практике.
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп».
Лекция (от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.
В начале лекционного занятия, после приветствия аудитории, необходимо ознакомить членов группы с темой лекции.
Тема лекционного занятия: «Процесс образования и классификация социальных групп».
После чего, будет сказано, сколько часов отведено на лекцию по данной теме.
Продолжительность лекции: 2 часа.
Группа будет ознакомлена с целью, задачами и планом данного занятия.
Цель занятия: Раскрыть содержание темы: «Процесс образования и классификация социальных групп».
Задачи:
1)Изучить понятие социальных групп.
2) Рассмотреть классификацию и процесс образования социальных групп.
План.
1. Понятие социальных групп.
2. Процесс образования социальных групп.
3. Классификация социальных групп.
Для самостоятельного изучения членам группы будут предложены основные понятия по данной теме.
Ключевые понятия: группа, индивид, социальная группа, общность, социальный контроль, квазигруппа, социальная интеракция, идентификация, хаббитуализация, большая группа, малая группа, первичная группа, вторичная группа. Формальная группа, неформальная группа, референтная группа, номинальная группа.
Рассмотрев основные аспекты занятия, начнется изложения материала по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп».
Социальная группа
- одна из основных форм
Любое общество предстает
не как нечто однородное и
монолитное, а как внутренне расчлененное
на различные социальные
Все люди (независимо
от расы или культуры) находят
самовыражение в групповой
Существует
несколько видов социальных
Второй случай
- это применение понятия группы
к социальной общности, объединяющей
индивидов с одной или
Социальная
группа - это совокупность индивидов,
взаимодействующих
Анализируя это
определение, можно выделить
- Наличие взаимодействия между ее членами;
- Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
В соответствии
с этим определением два
Такая группа появляется
непреднамеренно, случайно, в ней
отсутствует устойчивое
Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»