Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

    Для определения  основных черт группы рассмотрим  позицию Мертона (1968) в отношении  этого вопроса. Мертон определил  группу как совокупность людей,  которые определенным образом  взаимодействую, друг с другом, осознают  свою принадлежность к данной  группе и считаются ее членами  с точки зрения других людей.  Исходя из этого определения отметим основные черты групп:

• Определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.

• Членство, чувство принадлежности к данной группе.

    Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия  людей, их объединенная социальная  позиция, связанная с удовлетворением  потребности, занимающих ее индивидов,  в осуществлении совместных действий.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

1) социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых  систем (кодов);

2) стигмация - наклеивание  ярлыков, по которым мы распознаем  членство в группе, оформившееся  в социальный гештальт (образ  в массовом сознании) - стиль жизни  данной группы;

3) идентификация - отождествление  индивидом себя с данной группой  через противопоставление мы - другие  с установлением социальных границ  и фильтров на входе-выходе (и  осуществлением рефлексивного мониторинга,  по Э. Гидденсу);

4) хаббитуализация - то  есть опривычивание (согласно  П. Бурдье), освоение индивидом  данной социальной позиции и  формирование у него установок,  стереотипов, присущих данной  группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат  в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом.

  1. Процесс образования социальных групп

Причины формирования групп. Индивиды включаются как в формальные, так и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения целей и выполнением  заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности  или неудовлетворенности, приязни  или неприязни. Основными причинами  формирования социальных групп являются следующие:

● человек приходит к  пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого количества людей;

●в ходе деятельности индивидам  требуются понимание и поддержка  окружающих его  людей, для чего он выбирает отдельных личностей , с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

● в процессе идентификации  у некоторой части =людей возникает  ощущение ингруппы, что в свою очередь  приводит к формированию системы  более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

● каждый человек нуждается  в защите своих интересов и  потребностей, что возможно лишь при  совмещении усилий в условиях группы, включении индивида в социальные институты;

● индивидам необходим  контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность  в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

● у всех индивидов имеется  потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные  ожидания относительно выгоды, которую  приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации  и удовлетворенности трудом, а  также главной детерминантной эффективности деятельности.

Процесс развития социальных групп в организации. При изучении поведения групп возникают три  главных вопроса: 1) о механизме  формирования групп; 2) о причинах функционирования группы как единого целого; 3) о  причинах эффективности деятельности группы. Поиски ответа на первый вопрос привели к созданию ряда теоретических  концепций, из которых самой влиятельной оказалась концепция       американского  социолога    Дж. Хоманса.

Согласно этой концепции, любая социальная система, к которым безусловно относится и социальная группа в организации, существует в трехмерной среде: физической (местность, климат, материальное окружение), культурной (нормы, ценности и цели) и технологической (уровень знаний и навыков). Эта комбинированная среда оказывает определенное воздействие на взаимодействия между членами данной системы, вызывая возникновение эмоций и чувств (настроений) у людей по отношению друг к другу и к окружающей среде .

Складывающаяся комбинация действий, взаимодействий и чувств (настроений) первоначально определяется и направляется окружающей средой, из-за чего ее можно назвать внешней  системой (в целом она соответствует  понятию формальной структуры). Действия, взаимодействия и чувства взаимозависимы: чем больше члены группы общаются друг с другом, тем больше шансов на возникновение позитивных чувств, а чем сильнее позитивные чувства, тем наиболее вероятно повышение уровня взаимодействий.

Однако внешняя система  не существует сама по себе. По мере увеличения количества взаимодействий люди формируют  новые чувства, не предписанные внешней  средой и напрямую не зависящие от нее, а также новые нормы и  новые виды деятельности. Таким образом создается новая система — внутренняя система (в нашей терминологии, неформальная организация). Внутренние (неформальные) и внешние (формальные) системы развивают нормы, определяющие, каким образом должна быть организована жизнедеятельность этих систем, способы действий, установки.

Изменения во внешней среде  продуцируют изменения как в формальной, так и в неформальной рабочей группе. В конечном итоге деятельность и нормы внутренней системы изменят физическую, культурную и технологическую среду. Члены групп, используя при решении производственных проблем неформальные методы, могут генерировать новые идеи в области технологий, развивать новые нормы взаимоотношений.

В рамках концепции группового поведения Хоманса различаются  обязательное и неожидаемое поведение. Так, если в процессе деятельности необходимо совершить определенные действия, они  обязательно сопровождаются соответствующими взаимодействиями и появлением чувства  по поводу этих  действий.

Стадии развития группы. Эффективность деятельности групп  во многом зависит от того, на какой  стадии развития они находятся.

Согласно концепции Б. Такмана и М. Дженсена , группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности . Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.

Охарактеризуем названные  стадии.

1. Стадия возникновения  группы характеризуется установлением  первоначальных контактов между  членами группы и поиском ингрупп  и первичных групп для углубления  внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член  группы выясняет, какие ценности  приняты в данном окружении,  какие установки и настроения  доминируют. Кроме того, устанавливаются  первичные нормы общения. Члены  группы определяют свое место  в системе взаимоотношений и  стараются произвести должное  впечатление на окружающих (демонстрируя  свои качества и личностные  ресурсы). В области межличностных  взаимоотношений на этой стадии  многое зависит от лидера, так  как большинство членов группы  испытывает чувство неуверенности  и неопределенности, им необходимы  ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.

2. Конфликтная стадия, или  стадия самоутверждения — самый  неприятный период развития группы. Сформировав первичные группы, ее  члены пытаются самоутвердиться  в своих ролях, расширить границы  собственной значимости, определить  отношения взаимозависимости и  внутригрупповой иерархии. Действия  по достижению этих целей могут  стать причиной блокады потребностей  других членов группы и проявлению  агрессии, что в свою очередь  приводит к межличностным конфликтам. Индивиды открывают свои личностные  устремления, вследствие чего  неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем  конфликте при попытках контроля  со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других  и т.д. В ходе конфликта могут  быть нарушены первичные отношения,  сформировавшиеся на предыдущей  стадии развития группы. На второй  стадии развития ключевыми аспектами  создания нормальных межличностных  отношений внутри группы можно  считать управление конфликтом  в направлении достижения компромисса  и ориентация усилий членов  группы на достижение общих целей.

3. Стадия нормообразования  и принятия норм. В ходе общения  у членов группы возникают  более тесные взаимоотношения  и чувство товарищества. На основе  норм поведения и распределения  ролевых обязанностей вырабатываются  и принимаются правила совместной  деятельности. Таким образом, в  группе создается функциональная  структура, в которой каждый  член группы может установить  личный контакт с другими членами. В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности. Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.

4. Исполнительная стадия. К началу этой стадии группа  уже создала эффективную рабочую  структуру, и ее главной заботой  становится фактическое выполнение  целей и задач. Таким образом,  на данной стадии функционирует  полностью развитая группа. Но  не все группы в своем развитии  достигают этой стадии, некоторые  из них «застревают» на ранних  стадиях. Межличностные отношения  на данной стадии характеризуются  взаимозависимостью, взаимным доверием  и взаимопомощью. Члены группы  готовы работать в одиночку, в  подгруппах и в составе всей  группы как целостной единицы.  Между ними возникают функциональная  конкуренция и сотрудничество, наблюдаются  понимание значимости групповых  целей, чувство обязательности. В  целом работу группы на этой  стадии можно характеризовать  как деятельность, направленную на решение проблем группы.

5. Стадия прерывания представляет  собой заключительный этап развития  группы, который грозит группе  расформированием как из-за невозможности достижения групповых целей, так и из-за ухода ее членов. В конечном итоге каждая группа рано или поздно подходит к такой черте. Обычно в таком случае лидер группы начинает формировать новую команду, корректирует групповые цели. Процесс развития группы начинается вновь.

Рассмотренная модель развития группы проверена в ходе многочисленных исследований и позволяет объяснить  многие проблемы, связанные с работой  групп. В частности, если группа работает, используя свой потенциал только наполовину, то это, возможно, потому что  не до конца проработаны некоторые  проблемы на более ранних стадиях  группового развития, такие, как проблема лидерства, недостаточно четко обозначенная цель, несогласованные задачи (при этом члены группы могут использовать групповую деятельность для достижения личных целей).

Социальная группа может  рассматриваться как общество в  миниатюре. Каждая группа в организации  имеет свою систему коммуникаций, иерархическую систему и систему  властных отношений, вырабатывает нормативный  кодекс, правила и традиции, стремится  к определенным целям, которые она  должна достигать, чтобы обеспечить условия выживания, формирует ценности, которые представляются наиболее важными  для ее членов. Социальная группа изменяется и развивается, адаптируется к условиям внешней среды и сама вызывает изменения в других группах; как  и общество, она может переживать периоды упадка и подъема. Именно в таких мини-обществах, как семья  или рабочие группы, индивиды удовлетворяют  свои потребности в общении, самовыражении  и частично в безопасности. Здесь  же они получают необходимые знания и опыт, благодаря чему происходит процесс социализации в более широкие слои общества.

  1. Классификация социальных групп.

Начнем с того, что основным критерием классификации социальных групп в социологии является их соответствие определенному месту в системе  общественных связей и отношений. Поскольку  имеются в виду не условные, не вымышленные, не «мифические», а реальные социальные отношения, постольку социология имеет  дело, прежде всего с реальными  группами, включенными в систему  повседневной действительности (в отличие, скажем, от статистики, которая «работает» с условными группами, или психологии, изучающей лабораторные группы).

  Можно выделить три  основные классификации реальных  социальных групп. По объему, или  по числу входящих в них  индивидов, группы делятся на  большие и малые, по происхождению  — на первичные и вторичные,  по способу и характеру организации  — на формальные и неформальные. Рассмотрим подробнее каждый  из названных типов.

Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»