Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

    Я – Ты –Мы

    Программа социально – эмоционального

    Развития  дошкольников  О.Л. Князева

    Рекомендовано Министерством образование РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Каждое  из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

    Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

    Программа социально – эмоционального развития детей «Я – Ты - Мы», представленная в настоящем пособии, является программой ни сколько обучения, но и воспитания. Каждый педагог должен в полной мере осознавать, что невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, желания, можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям. Программа «Ч – ты - мы» представляет собой определенную систему занятий, но не может и не должна быть ограничена только ими. Все проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей на других занятиях, прогулках, в свободной деятельности, их достижения и неудачи, чувства и переживания, должны по новому открываться и оцениваться педагогом. Социально – эмоциональное развитие детей не сводится к формированию конкретных знаний, умений и навыков. Программа «Я – Ты - Мы» требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия с его близкими.

    В данном пособии подробно рассказывается смысл и значение социально –  эмоционального развития ребенка для  становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей. Показана связь социального и эмоционально развития; роль социальных навыков для умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. Далее раскрывается основное содержание программы «Я- Ты- Мы», цели социально – экономического развития на разных этапах дошкольного детства. Пособие содержит организационно – методические рекомендации по реализации программы  и работе с родителями, а так же вариативные сценарий занятий с детьми разных возрастных групп, методы и приемы обучения, краткие рекомендации для педагогов. В приложении даны описания игр и методических пособий и терминологический словарь.

    Вариативные сценарии занятий разработаны при непосредственном участии педагогов дошкольных учреждений ряда регионов России: Москвы, Нижнего Новгорода, г. Волжского Волгоградской обл., Ростова-на-Дону, Тольятти, Алтая. Особенно ценен вклад двадцати двух дошкольных образовательных учреждений ОАО «ГАЗ» (Нижний Новгород), работающих под руководством заведующей ДОУ № 117, кандидата педагогических наук М. Д. Маханевой, а так же педагогов детских садов Метростроя г. Москва.

    Данное  пособие является частью учебно-методического  комплекта по социально – эмоциональному развитию дошкольного возраста «Я – Ты - Мы», который включает так же семь альбомов для детей различных возрастных групп и методические рекомендации по их использованию для воспитателей.

    В настоящее время подготовлен  к изданию сборник, содержащий различные варианты перспективно планирования включения программы «Я- Ты - Мы» в общеобразовательный процесс дошкольных образовательных учреждений.

    ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО  – ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОО ВОЗРАСТА

    Развитие  социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и  общественных отношений. Человек по природе своей является существом  общественным. Все факты, описывающие  случаи вынужденной изоляции маленьких детей показывают, что такие дети не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

    Само  слово «Общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи или участия человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

    С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса.

    Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие дети чувствуют ситуацию так же, как и они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

    Еще сложнее не просто понять другого  человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для  маленького ребенка. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.

    Характер  общения во многом зависит от социальной позиции человека, его социальной роли. Даже в дошкольном детстве  у ребенка уже много ролей: он – сын или дочь, воспитанник  детского сада, чей-то друг. Недаром  маленький ребенок дома ведет  себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми.

    Каждая  социальная роль имеет собственные  правила, которые могут меняться, различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

    Однако  значительно важнее не столько сама роль, сколько ее носитель – человек. В межличностных отношениях человек всегда представляет собой нечто целое при всем многообразии его индивидуально-неповторимых качеств и проявления. Помимо чисто внешних особенностей каждый человек наделен собственной внутренней жизнью, внутренним миром. Личность – это отдельное человеческое «Я», живущее в рамках общества своей собственной жизнью.

    Осознание самого себя приходит к человеку через  отношение к нему других людей. Не даром дети сначала называют себя так, как это делают другие (не местоимением «Я», а по имени). То есть осознание себя происходит позднее, чем осознание других. «Я» - это человек осознающий само себя и других людей. Выделение собственно «Я», становление самосознания у ребенка фактически начинается с реакции на других людей, на улыбку, жесты.

    Только  человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношения  с окружающими, оценивать собственные  поступки, руководствоваться в своем  поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни. Нравственность – это личная форма эстетического самосознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждения творить Добро, следовать идеалам Истины, Добра, Красоты. Человек самостоятельно формулирует нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. Нравственным регулятором поведения человека является совесть.

    Маленькие дети не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего не понимая их по сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам. Постепенно внешняя регуляция начинает играть меньшую роль. На ее место приходит собственная внутренняя оценка поступка. При этом дети учитывают обстоятельства, в рамках которых совершается действие, а справедливость поступка, его нравственный статус определяют уже не его последствия, а намерения, лежащие в его основе.

    «Внутренние этические инстанции» возникают  уже в дошкольном возрасте. В отличие  от периода раннего детства, в  это время между ребенком и  взрослым возникают новые взаимоотношения, их связь значительно ослабевает и видоизменяется. Однако несмотря на то, что ребенок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослым, стремление непосредственно участвовать в их жизни. При отсутствии такой возможности ребенок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца. Этим и определяется развитие всей морально-волевой сферы ребенка – дошкольника.

    Возникновение первичных этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным их положительной оценкой со стороны взрослых. Взрослый продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Хорошие взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов воспринимаются им крайне тяжело. Поэтому ребенок стремится действовать согласно требованиям взрослых и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые от них исходят.

    Большое значение для усвоения этических  норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы  их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо; что модно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки.

    Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок  – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются детьми по-разному. Таким образом, восприятие ребенком внешнего мира, его активность и устремление всегда пристрастны, так как зависят от его желаний, интересов, потребностей, настроения.

    Для понимания организации внутренней жизни человека могут быть сформулированы следующие вопросы «Чего хочет  человек? Что для него привлекательно» - это вопросы о потребностях, желаниях, идеалах. «Что он может?» - вопрос о способностях, дарованиях, талантах. «Что он есть?» - вопрос  о том как человек использует свои возможности, какие из его потребностей и побуждений закрепились в качестве стержневых особенностей поведения и составили его характер.

    Для человека достоверность и очевидность собственно внутреннего мира выступает прежде всего как эмоциональная реальность, как его переживания.  К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства.

    Эмоции  представляют собой пристрастное отношение человека к окружающему миру и к тому, что с ним происходит. Переживание этого состояния и есть эмоции или чувства. Чувство, однако, отличается большей устойчивостью, постоянством и возникает как обобщение эмоций.

    Чувства, как и эмоции, не бывают абстрактными: они всегда имеют отношение к кому или чему – либо. Так ,например, нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, семье, самому себе. Таким образом, совокупность человеческих чувств – это совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям и живой непосредственной форме лично переживания. С другой стороны, чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются общественными нормами, правилами, обычаями, традициями.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева