Социально-экономичекое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Работа содержит 1 файл

социально-экономич.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан  экономическим феноменом столетия.

     Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего  продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

     Значение  туризма как источника валютных поступлений, расширения международных  контактов, обеспечения занятости  населения постоянно растет.

     Туризм - один из немногих динамично развивающихся  видов отечественного бизнеса. Интерес  предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

     Для достижения положительного баланса  между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации тур продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

     В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского туризма далеки от желаемых. По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего зарубежья - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%). 
 

      
 

      Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:

      • фирмы – производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

      • фирмы – туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

      • фирмы – тур агенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

      • специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

      • специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

      • специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

      • предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

      • предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

      • рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

      В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма. 

       С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация тур услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

      Туризм - категория экономическая, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности.

      Основные признаки туризма, как самостоятельной отрасли:

      1. Специализированная материально-техническая база;

      2. Специфические природно-антропогенные ресурсы;

      3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания;

      4. Формирующаяся, новая система управления;

      5. Высокая общественная значимость,  экономическая, социальная, политическая.

      Как отрасль мирового хозяйства туризм начался с 1988 года. Занимает первое место по обороту услуг, второе место по валютным поступлениям, уступив первое место нефтепереработки.

      Социальная сущность туризма:

      • организация досуга населения;

      • сглаживание различий и предупреждение конфликтов в обществе;

      • формирование новых связей между отдельными людьми и группами;

      • образование и повышение культурного уровня населения;

      • распространение культурных ценностей.

      Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширение духовных и физических способностей населения.

      С экономической точки зрения, туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования.

      Туристские потребности в общеэкономическом аспекте формируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отношений эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт.

      Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение тур услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс формирования турпродукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.

      Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста.

      В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс – тур, или туристский продукт.

      Турпродукт – это комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристско-экскурсионная услуга и товары туристско-сувенирного назначения.

      Тур – первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

      Обязательную программу туроператор оформляет в виде турпутевки или ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется все обязательное для туристского предприятия и потребителя тур услуги.

      Товары  туристско-сувенирного назначения включают в себя:

      - специфическую материальную часть турпродукта, куда входят туристские карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, тур снаряжения (для активного способа передвижения).

      - неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.

       Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – это услуги, непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (дополнительное питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т.д.). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату.

       Структура затрат туристов по элементам турпродукта: тур – 50%, дополнительные услуги – 30%, товары – 20%.

      Особенности турпродукта:

      • неосязаемость, т.е. их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения;

      • неразрывность производства и потребления, т.е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент;

      • изменчивость, т.е. качество тур услуги зависит от того, когда и где её предоставляют;

      • неспособность к хранению, т.е. их нельзя складировать, накопить.

      Производство – осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как тур предприятия, так и турбизнеса в целом.

      Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство). Существует  четыре основных категории факторов производства:

      • природные,

      • культурно-исторические,

      • людские,

      • капитальные.

      «Фундамент» туристского предложения составляют природные блага. Рекреационные ландшафты, комфортный климат, водные объекты, минеральные воды – всё это привлекает посетителей и решающим образом влияет на туристское движение.

       Привлекательность территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от её историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, музеями, т.е. сочетанием объектов материальной и духовной культуры.

         В процессе производства турпродукта используется труд. Главная особенность труда в сфере туризма состоит в его неквалифицированном характере. Международная организация труда выделяет три основные формы занятости в туризме:

      • Сезонная работа.

      • Неполный рабочий день.

      • Временная работа (проведение выставок, на выходные дни).

      Объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль тур организаторов на туристском рынке – туроператоров и тур агентов.

Информация о работе Социально-экономичекое развитие России