Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    На  отдельных полосках бумаги нарисованы разные части лица: глаза, брови, нос, рот, прическа. Дети составляют свои портреты, используя прием «фоторобота».

    Игра  «Сделай свой портрет»

    Дети  делают свои портреты в технике аппликации. Для аппликации используются различные  матреиалы: бумага, ткань, нитки и  пр.

    Игра  «Я – скульптор»

    Используя пластилин или глину, дети лепят  на плоскости свое лицо в полуобъеме (барельеф).

    Тема 2 Узнай по голосу

    Вариант 1

    Материал. Два игрушечных телефона; ширма

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на стоящие  на столиках телефонные апараты. Между  столиками расположена ширма. Педагог  задает вопросы:

    - Для чего нужен телефон? Куда можно позвонить по телефону? Кому вы чаще всего звоните?

    Воспитатель спрашивает у детей, можно ли узнать по голосу, кто с тобой разговаривает  по телефону, если собеседник знаком, но не назвал своего имени? Обсуждать с  детьми основные правила телефонного диалога (поздороваться, представиться, назвать свое имя), затем предлагает игру «Телефонный разговор». Один ребенок приходит за ширму и садится к телефону. Второй ребенок садится к другому телефону. По сигналу воспитателя ребенок перед ширмой звонит, начинает разговор, а ребенок за ширмой угадывает, с кем он разговаривает. Если узнал – за ширму идет следующий ребенок. Игра продолжается.

    Другие  варианты

    Дидактическая игра «Кто позвал?»

    Ведущему  предлагается среди 5 – 6 зовущих его  детей узнать голос определенного ребенка, при этом дети стараются изменить свои голоса.

    Тема 3 Ты и твое имя

    Вариант 1

    Материал. Карточки из плотной бумаги; шнурки; фломастеры или цветные карандаши.

    Ход занятия

    В группу приходит учитель из школы (или  новый воспитатель, гость), который хочет познакомится с детьми. Гость обращается к детям с просьбой рассказать о себе, что бы узнать и запомнить каждого, познакомится поближе.

    Если  какой – либо реенок стесняется, затрудняется, воспитатель может  задать ему дополнительные вопросы:

    - Чем ты похож или не похож  на других детей? Что в тебе  есть особенного?

    Затем воспитатель предлагает детям игру «Как бы ты хотел, чтоб тебя называли?», или «Как будут называть тебя, когда  ты вырастешт?». Дети, встав в круг, передпют друг другу мяч, называя свое полное имя.

      После игры гостьпросит каждого  ребенка сделать свою именную  карточку, украсив ее рисунком. Завершив  работу, дети надевают именные  карточки на шею с помощью  шнурков и рассматривают их  вместе со взрослыми.

    Прощаясь  с детьми, гость благоарит за рассказ и рисунки, и говорит, что он узнал, какие все дети разные, а карточки помогли запомнить и не путать их имена.

    Тема 4 Что ты любишь поесть?

    Вариант1

    Материал. Овощи (огурец, помидор, лук, картофель, морковь, капуста, редис, салат), растительное мало, соль; разделочные доски, ножи, салатники, салфетки; фартуки и косынки (на всех детей).

    Ход занятия

    Педагог рассказывает детям историю появления всем знакомого блюда, как салат:

    «Однажды  король заблудился на охоте, устал, проголодался и набрел на избушку лесника. Великая  честь выпала леснику – принимать  короля. Да вот беда – накормить-то его нечем. Испугался лесник королевского гнева, но его дочь была не только красавица да умница, но еще и искустная повариха. Собрала она овощи – те, что были  в доме, вышла, нарвала травы душистой, листьев салата, все мелко нарезала, заправила несколькими каплями масла, посолила, укравсила зеленью. Ел король и удивлялся: «Сколько поваров во дворце, а такое вкусное блюдо впервые ем. Как оно называется?» - «Салат», - не расстерялась девушка. Посмотрел на нее король, увидел какая она красавица да умница. А так как король любил вкусно поесть, то увез ее к себе во дворец и женился на ней. На свадьбе, говорят, в центре стол стояло золотое блюдо с салатом. Так ли было, нет ли, трудно проверить, но салаты очень полезны и бывают они самые разные».

    Вопросы к детям:

    - Какте салаты ты знаешь и  любишь? Из каких овощей их готовят? Есть ли такие овощи, которые любят все?

    Затем, каждому ребенку предлагается приготовить салат. Дети выбирают те овощи, которые для этого необходимы. Если потребуется, воспитатель помогает ребенку правильно нарезать.

    Затем, проводится конкурс на лучшее оформление готовых блюд. Особое внимание обращается на индивидуальность, фантазию, выдумку при оформлении каждого блюда.

    В заключение занятия накрывается  стол, и все угощаются, рассказывая  о своих кулинарных секретах.

    Другие  варианты

    «Любимое  блюдо»

    Дети  рисуют свои любимые блюда на бумаге разной формы (в дальнейшем эти рисунки  можно использовать для игры в  «Кафе», оформив с их пмощью мень, столики и ветрину).

    Игра  «Урок кулинарии»

    Игра  проводится по примеру телевизионной  передачи «Смак». Каждый ребенок (или руппа из 2 – 3 ребят) готовит свое любимое блюдо.

    Игра  «Угоди своим друзьям»

    Воспитатель предлагает детям ситуацию, в которой  они должны «накормить» гостей их любимой едой (используя картинки с изображением различных блюд)

    Тема 5. Проба на вкус и запах

    Вариент 1

    Материал. Одинаковые прозрачные баночки, в которых находится майонез, сметана, йогурт, кейир, мука, песок, соль.

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям  о том, что  во время полетов космонавтам  необходимы разные продукты питания, которые тщательно проверяют в специальных лабороториях, и предлагают организовать такую лабороторию в группе. Она приносит одинаковый закрытый баночки и говорит, что нужно определить продукты, которые в них находятся, так как по пути в лабораторию потерялись этикетки с названиями. Дети высказывают свои предложения о том, как можно узнать, что это за продукт, если содержимое баночек одинакового чвета и в одинаковой упаковке. Воспитатель говорит о том, что есть различные способы исследования, и предлагает определить продукты сначала по запаху, а потом по вкусу.

    В процессе исследования воспитатель задает детям вопросы:

    - Как ты догадался, что здесь находится? Для чего нужен этот продукт? Нравится он тебе или нет? Почему?

    Дети, определив определив продукты, подписывают названия на этикетках и делают общий вывод: у людей есть органы чувств, которые помогают каждому выбрать то, что ему нравится или не нравится. В конце занятия воспитатель отмечает, что не все продукты можно попробовать – если сомневаешься, лучше спросить у взрослых.

    Другие  варианты

    Игра  «Путешествие в страну запахов»

    Детям предлагается определить по запаху специи, пряности, парфюмерию.

    Игра  «Любимый запах»

    Воспитатель предлагает детям представить, что  у них дома есть палочка, на которой  стоят бутылочки разных форм, размеров и цветов.  В них находятся их любимые запахи. Одни могут напоминать о местах, где любишь бывать, другие – самого любимого человека, третьи – вкусное блюдо и т.д. Воспитатель говорит: «Представь, что ты открываешь бутылочки и вдыхаешь запах. Расскажи, с кем или с чем связан этот запах. Почему он тебе нравится?»

    Тема 6. Что ты хочешь носить?

    Вариант 1

    Материал. Картонный силуэт куклы (для каждого ребенка); ласкутки ткани разной фактуры; цветная бумага, клей.

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на их одежду: качество материала, фасон, цвет.

    Вопросык  детям:

    - Во что вы сегодня одеты?  Есть ли у вас любимая одежда? Почему она вам нравится? Что  для вас самое главое в одежде? Дети выбирают  из разнообразных  лоскутков тот, который похож на ткань их любимой одежды. Воспитатель и ет каждому ребенку «одеть» свою куклу — мальчика или девочку, и показывает способ выполнения задания.

      В конце занятия детям предлагается  сделать выставку их работ.  Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что одежда  получилась у всех разная, но вся она любимая, а поэтому красивая: «На вкус и цвет товарищей нет».

    Вариант 2

    Материал  Карточки с изображениями одежды (нераскрашенные); краски, фломастеры или карандаши; листы бумаги.

    Ход занятия

    Воспитатель договаривается с родителями о том, что в этот день каждый ребенок  придет в детский сад в своей  любимой одежде.

    Когда все собираются, устраивается «демонстрация  моделей». Дети по очереди выходят  под музыку на «подиум», показывая  свою любимую одежду и рассказывая о ней. Затем воспитатель спрашивает детей, какую еще одежду они хотели бы носить и почему.

    Затем на столах раскладываются карточки с  изображе ем различной одежды, и  детям предлагается выбрать модели, которые им нравятся и которые они хотели бы носить. Дети выбирают наряды, раскрашивают их, выризают и наклеивают на листы бумаги. В процессе работы воспитатель спрашивает у детей, что они выбрали и почему. После окончания работы листы прикрепляются прищепками к веревке. Дети рассматривают, обсуждая, в чем совпадают их вкусы, а в чем нет.

    Другие  варианты

    Игра  «Я - модельер»

    Дети  рисуют «коллекцию любиомй одежды»  и устраивают выставку.

    Игра  «История костюма»

    На  карточках изображены костюмы XIX и XX веков. Детям предлагается отобрать мужские и женские костюмы разного назначения: для верховной езды, дорожные, вечерние и т.д.

    Игра  «Презентация любимой одежды зимнего (летнего, осеннего, весеннего) сезона»

    Изготовление  аппликаций с использованием кусочков ткани, кожи, меха (с последующим  оформлением выставки).

    Тема 7. Что ты умеешь делать?

    Вариант1

    Материал. Материал для изготовления елочных игрушек (цветная бумага, картон, тань, тесьма, отделочные материалы); ножницы, клей, кисти для клея.

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям о том, что  в соседней группе есть необычно украшеннная елка. Игрушки для нее дети сделали своими руками, причем из самого разного материала: бмаги, ткани, коробок и т.д. Затем педагог предлагает детям подумать, как можно украсить елку в детском саду, и дома, сделав ее нарядной, необычной.

    Ребята  самостоятельно выбтрают необходимый  для работы материал и приступают к выполнению своего замысла.

    Если  ребенок затрудняется с выбором, воспитатель помогает ему, задавая  вопросы:

    - Что ты хочешь сделать? Какой  материал тебе необходим? Подумай и расскажи, как ты будешь делать игрушку. Сможешь ли ты сам сделать то, что задумал? Нужна ли тебе помощь?

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева