Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
- Какой у тебя цвет волос, глаз, овал лица, прическа и т.д.?
Затем детям предлагатся нарисовать свои портреты, используя маленькие зеркала.
Готовые рисуки развешивают в руппе, и Весельчак пытается угадать, где чей портрет. Дети ему помогают. Воспитатель отмечает, что все портреты получились очень разные, как и дети в руппе.
Вариант 2
Материал. Ручные зеркала (для каждого ребенка), большое зеркало; бумага; цветные карандаши.
Ход занятия
Дети рассаживаются так, что бы всем было хорошо видно большое зеркало (занятие лучше проводить в музыкальном или физкультурном зале). Три или четыре ребенка подходят к зеркалу, смотрят на свое отражение и поочереди рассказывают о себе. Воспитатель помогает им вопросами:
-Что ты можешь сказать о своей внешности, прическе, одежде?
После того как ребенок закончит свой рассказ, другие дети его дополняют. При этом воспитатель может с помощью наводящих вопросов обратить внимание детей на такие внешние особенности, как различия в росте, телосложения, цвете волос и глаз и т.п.
Взрослый предлагает всем детям хорошенько рассмотреть себя в ручных зеркалах, а потом нарисовать свои портреты. В процессе работы детям задаются вопросы:
- Какого цвета у тебя глаза? Какой у тебя рот, нос, брови и т.д.?
Затем воспитатель просит детей собрать готовые рисунки и, показывая один из них, спрашивает:
- Кто это? Почему вы так думаете? Как вы догадались?
В результате совместного обсуждения воспитатель делает общий вывод: каждый человек имеет свои неповторимые внешние особенности, по которым мы легко узнаем его.
Драие варианты
Игра «Говорящее зеркало»
Ребенок, гляда в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.
Игра «Узнай, про кого я расскажу»
Воспитатель описывает внешность кого – либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом серкале, угадывают о ком идет речь.
Игра «Водяной»
Дети встают в круг. Ребенку, который исполняет роль Водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Водяной, Водяной, утащи меня с собой!» Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить кто это и назвать имя.
Тема 2 Что между нами общего?
Вариант 1
Материал. Общая фотография детей группы; карточки с графичискеми изображениями отдельных деталей внешности.
Ход занятия:
Воспитатель приносит общую фотографию детей группы, предлагает детям рассмотреть ее, задает опросы:
- Кто это с большим бантом на платье? Как вы узнали, кто это? Чем похож на других детей, а чем не похож? Что есть Особенного в твоей внешности? Во внешности друих? Что между нами похожего?
Затем педагог предлагает детям внимательно посмотреть и выделить из всех деталей сначала темноволосых, затем светловолосых, потом с длиными волосами, с короткими.
После этого воспитатель предлагает поиграть в следующуюю игру. Из большого количества карточек с графическими изображениями отдельных деталей внешности каждый ребенок выбирает те, которые соответствуют его внешности (прическе, цвету глаз ит.д.).
Вариант 2
Материал. Шкатулка или сундучок; лейка; платки (на каждогоребенка); роза (живая или искуственная).
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру, в начале которой нужно сказать волшебные слова «Трик-трак, пусть будет так!» Дети хором повторяют эти слова, и неожиданно для них в руках у воспитателя появляется сундучок. Дети рассматривают его, открывают и находят там розу. Вопросы к детям:
- Как вы думаете, зачем нужна лейка? В какую игру модно поиграть с лейкой и цветком?
Проводится игра «Садовник». Каждый ребенок выбирает себе название цветка, а один становится ведущим – «садовником». Он «ухаживает за цветами»: осматривает, поливает из лейки. Затем садовник закрывает глаза, старается на ощупь узнать ребенка и назвать соответствующий цветок.
Воспитатель обращает внимание на то, что в сундучке так же находятся платки. С их помощью проводится игра «Узнай на ощупь». Детям завязывают платками лаза и просят встать парами. Звучит медленная музыка, дети танцуют, а затем стараются определить, кто с кем танцевал.
Вариант 3
Материал. Картинки (например, лото); цветные карандаши или фломастеры; бумага.
Ход зантия.
Дети делятся на пары при помощи следующей игры: им раздается по одной картинке, и каждый находит себе пару в соответствии с тем, что нарисовано на картинке; это моут быть две одинаковые картинки или две половинки одной картинки.
Воспитатель предлагает каждой паре детей внимательно рассмотреть друг друга и найти, что у них похожее, а что – разное. Затем каждому ребенку задаются вопросы: - как ты думаешь, что у вам общего? А в чем различия?
После этого дети играют в жмурки.
Затем воспитатель предлагает каждой паре нарисовать портреты друг друга.
Вариант 4
Материал. Кукла Буратино; ширма
Ход занятия
На ширме появляется Буратино
Буратино: Надоела мне эта Мальвина! И это не так, и то не эдак!
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к Буратино и спросим, почему он такой недовольный, что случилось?
Все подходят к Буратино.
Буратино: Мальвина говорит, что нос у меня длинный, кляксы ставит, а у самой волосы голубые!
Воспитатель: Подожди, Буратино, чем тебе не нравятся голубые волосы Мальвины?
Буратино: Да дело не в волосах, а в ее характере. Ей чистоту, порядок подавай, а я не люблю порядок.Она говорит: «Учись!» А я не люблю учиться!
Воспитатель: Не расстраивайся, Буратино! Люди – то все разнве. Но что-то и одинаковое бывает. Неужели у тебя с Мальвиной нет ничео общего?
Буратино: У меня две ноги, и у нее тоже две ноги. У меня две руки, и у нее тоже!
Воспитатель: И все?! Можт быть, ты любишь то же, что любит Мальвина?
Буратино: Да! Мы любим яблоки, а еще плюшки с какао! И в театр любим ходить вместе!
Воспитатель: Видишь, Буратино: у каждого есть что-то свое особенное, но есть и много общего. Вот и у наших ребят: у каждого есть что – то свое, но есть и много общего. Ребята, расскажите Буратино, что вы нашли общего между собой?!
Дети рассказывают
Другие варианты
Игра «Найди меня»
Ребенок с связанными глазами выбирает из пяти детей определенного мальчика или девочку.
Музыкальная игра «Кто поет?»
Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.
«Потерянные вещи»
Детям предлагается угадать Кому из них принадлежит туфля, шарф, варежки и т.д.
Дидактическая игра «Чьи глаза?»
Воспитатель закрывает нижнюю часть лица на фотографии какого – либо ребенка из группы. Дети стараются догадаться кто это и объясняют, как им это удалось сделать.
Игра «Радио»
Один из детей, «диктор», описывает внешность «потерявшегося ребенка», а остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.
Дидактическая игра «Узнай себя лучше»
Дети сравнивают себя по росту, особеннсотям тела, используя для этого различные мерки, затем обводят силуэты друг друга на плотной бумаге.
Тема 3. Представь и изобрази себя друим
Вариант 1
Материал. Бумага разного размера, формы, тона. Краски (гуашь, акварель), цветные карандаши, цветные восковые мелки, фломастеры, кисти разной толщины.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям о предстоящем карнавале, подчеркивая, что он будет веселым, интеречным и загадочным, если его участники изменять свою внешность. Дети вспоминают известные им способы изменить себя: ряжение, гриммирование, использование масок и т.д. Воспитатель предлагает им подумать и нарисовать себя такми, какими они хотели бы быть на карнавале.
Все работы вывешиваются на стену. Дети рассматривают их и обсуждают. Воспитатель предлагает одному из ребят, не показывая свой рисунок, последовательно и как можно больше описать себя. Остальные должны найти ео рисунок по этому описанию. При этом педаог спрашивает «Как вы догадались, что это именно… (имя ребенка)?» А затем интересуется у него самого: «Как другие смогли узнать тебя?»
В заключение воспитатель отмечает, что все работы получились очень интересными, потому что каждый ребенок изменил себя так, как ему хотелось.
Друие варианты
Пантомима «Догадайся, кто я»
Ребенок в движени изображает кого-либо, например клоуна, старушку, животное. Остальные дети угадывают, кого он изображает.
Рисование себя в полный рост
Дети делятся на пары. Один ребенок ложится на большой лист бумаги, другой обводит его тело по контуру. Затем они меняются местами. Каждый ребенок разрисовывает свой силуэт по желанию, изображая себя, например с длинными волосами, с другим цветом глаз, то есть такими, какими бы он хотел себя видеть.
Игра «Театр эстрады»
Гримирование и ряжене под знаменитых артистов, героев сказок.
Изготовление различных масок.
Рисование лиц на надутых воздушных шарах, с последующей выствкой работ.
Тема 4. Твоя любимая еда.
Вариант 1
Материал. Фрукты и овощи; листы бумаги, акварельные краски.
Ход занятия:
На столах у детей лежат бумажные корзиночки, ранее сделанные ими на занятии по ручному труду, или простые тарелочки. Воспитатель вносит большую карзинку с фруктами и овощами и рассказывает о них. Например, яблоко вкусное, в нем много железа и витаминов, полезных для организма; морковка – сладкая, красивого оранжевого цвета, в ней есть витамин А, он важен для рости и т.д. Затем педагог предлагает детям нарисовать их любимые фрукты и овощи.
В конце занятия дети расскладывают и рассматривают свои рисунки. Воспитатель говорит, что дети нарисовали много любимых овощей и фруктов, каждый в соответствии со своим вкусом.
Вопросы к детям:
- Расскажи, какой фрукт тебе нраится больше всего? Почему? Что нравится многим из вас? Кто еще люит яблоко? Кому еще нравится огурчик?
Можно так же сделать выставку рисунков.
Вариант 2
Материал. Кукла; различные крупы (пшено, речка, овес, рис, горох); готовая пшенная каша с тыквой в линняном горшочке.