Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Начинается раздел из серии занятия, которую можно назвать «Кто я?». Она направлена на познание ребенком собственных особенностей, предпочтений и сосзнания своео места среди окружающих. Так, самые первые занятия «Ребенок и кукла» и «Отражение в зеркале» учат трехлетних малышей выделять общее и отличать признаки человека и его подобия - куклы; непосредственно рассатривая свое отражение в зеркале дети узнают об особенностях своей внешности. Причем если они затрудняются с ответами, педагог использует косвенный метод – через обращение к игрушке или к остальным детям помочь описать того или иного ребенка.
Аналогичные темы, но с усожненным содержанием, предлаают детям 4 – 5 лет. Например, на занятиях «Что между нами общего?» и «Представь и изобрази себя другим» дети учаться изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом («Я на карнавале», «Кода я вырасту…» и т.п.)
В 5-7 – летнем возрасте данные занятия могут иметь различные варианты: показ кукольного спектакля, герои которого рассматривают себя и сравнивают друг с другом; дидактические игры типа «Узнай по голосу», где дети расказывают о себе и о других именно от третьего лица или зеркала и т.д. Эта серия занятий завершается созданием целого альбома под названием «Эта книжка про меня», где ребенок изображает в рисунках, фоторафиях, аппликациях все, что узнал о себе; детям предлагается изотовить карточки со своими именами (так называемые именные карточки), наклеить вокруг своих фоторафий изображение того, что им нравится (любимой одежды, еды, ирушек). Таким образом, дети узнают увлечения и особенности друг друга. При этом, они имеют возможность сравнить свои привычки и объединиться по интересам. Это повышает рейтинг кажого ребенка среди сверстников и способствует росту его уверенности в себе.
Во время занятий, воспитатель использует различные приемы работы и разные виды деятельности детей. Например, они изображают с помощью символов на одном согнутом пополам листе, то что им можно делать, а на другом - что нельзя; «пишут» (рисуют) письма родителям с просьбами разрешить им делать что-либо; изотавливают общие плакаты-картины для группы «Нам нельзя» или «Мы хотим» и т.д.
Эти занятия направлены на выявление того, что дети любят делать, и того, что они хотят делать, но им запрещают взрослые. Это могут быть беседы по литературным произведениям (например Г. Остера «Вредные советы»); кукольные спектакли, беседы с детьми, во время которых рассматриваются ситуации из их личного опыта. При этом, в заключении, всегда делается вывод о положительных или негативных последствиях того или иного поступка.
После того, как дети лучше узнали себя, мы предлагаем сравнить себя с другими людьми. Мы условно объединили эти вопросы в серию «Я и другие люди». Это темы: «Все мы разные» (для детей 3 – 4 лет), «Что между нами общего» (для детей 4 – 5 лет) и «Робкий», «Смелый» (для возраста 5 -7 лет). В старшем дошкольном возрасте дети рассказывают, что они знают о ком-либо, выясняют сходные и различные мнения по поводу тех или иных действий и поступков людей.
Таблица 2 Младший дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Ребенок и кукла | Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. |
Отражение в зеркале | Знакомить с отражением в зеркале. |
Какого цвета твои глаза и волосы? | Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос. |
Все мы разные | Знакомить с отличительными особенностям других детей (голос, имя). |
Что тебе нравится? | Помочь детям понять, что их вкусы и предпочтения моут быть разными. |
Выбор игры, любимая трушка | Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках |
Вкусный-невкусный | Определить вместе с детьми их предпочтений в еде |
Обычный - странный | Дать самое общее представление о том, что такое «обычное - необычное» |
Таблица 3 Средний дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Разгляди себя в зеркале | Развивать представление о своем внешнем облике |
Что между нами общего? | Продолжать знакомить с отличительными особенностями друих детей |
Представь и изобрази себя друим | Учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом |
Твоя любимая еда | Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкучами и предпочтениями друих людей. |
Животное, которое тебе нравится | Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей |
Твоя любимая игра, игрушка | Продолжать определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках. |
Красивый - безобразный | Определить вместе с детьми, что они считаю красивым, а что безобразным |
Обычный - странный | Развивать представления детей о том, что вкусы и мнения бывают разными. |
Таблица 4 Старший дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Изобраси себя | Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку. |
Узнай по голосу | Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос |
Ты и твое имя | Развивать представление детей об имени и отчестве |
Что ты любишь поесть? | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями друих. |
Проба на вкус и запах | Определять вместе с детьми их предпочтения во вкусах и запахах, сравнивать с предпочтениями друих |
Что ты хочешь носить? | Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, срвнивать их со вкусами предпочтениями других |
Что ты умеешь делать? | Определять вместе с детьми их умения |
Какой ты, что тебе нравится? | Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности |
Красивое - безобразное | Определить вместе с детьми, что онисчитают красивым, а что – безобразным |
Робкий | Определить вместе с детьми, кого можно считать робким |
Смелый | Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым. |
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Тема 1. Ребенок и кукла.
Вариант 1
Материал. Несколько игрушек, знакомых детям (разные животные и кукла).
Ход занятия:
Воспитатель знакомит детей с игрой «Догадайся, кто я?». Жестами, мимикой, голосом она передает характерные особенности знакомого животного. Дети называю его, после чего появляется соответствующая игрушка. Так повторятется несколько раз.
Затем воспитатель передает характерные особенности куклы. Вне зависимости от того, поймут ли дети, кого она изобразила, воспитатель достает куклу и вместе с детьми выделяет ее характерные особеннсоти. Задача взрослого – сосредоточить внимание детей на основных признаках, с помощью которых мы узнаем, что это кукла (внешний вид, характерные движения).
Вопросы:
- Чем кукла похожа на человека? Чем отличается от него? Как можно сразу догадаться, что это кукла, а не человек?
Затем
проводится дидактическая игра «Похоже
- непохоже». Воспитатель достает
игрушку (медведя или куклу) и
просит кого либо из детей сравнить
себя с игрушкой, активно помогая
ребенку в выделении общих
и отличительных внешних
Тема 2 Отражение в зеркале.
Вариант1
Материал. Большое зеркало; красивая новая кукла.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу куклу и «знакомит» ее с детьми, общаясь с ними от лица куклы. Кукла «подходит» к зеркалу и «любуется» собой, «описывает» свою внешность: одужду, прическу, цвет волос, цвет глаз. Затем воспитатель от имени куклы предлагает детям рассмотреть себя в зеркале и рассказать о своей внешности. При необходимости педагог задает вопросы:
- Кто ты, девочка или мальчик? Какое у тебя платье, какого цвета твои ласа, волосы?
Вариант 2
Материал. Большое зеркало; игрушки: кукла и заяц.
Ход занятия
К детям в гости приходят кукла Алина и заяц Степашка. Они знакомятся с детьми.
Алина и Степашка (вместе): Ребята, как у вас здесь уютно и красиво! (ходят по группе, любуются игрушками, подходят к зеркалу.) Ой, а что это такое блестящее?
Дети: Зеркало
Степашка подходит поближе и заглядываетв зеркало
Степашка: А кто в нем сидит?
Воспитатель: Никто там не сидит
Степашка: Ну я же видел (подходить и снова заглядывает в зеркало). Вот, видите, чьи-то ушки!
Воспитатель: Не чьи – то, а твои. Подойди поближеи посмотри, не бойся!
Степашка: да, и правда, я! Это зеркало волшебное, оно меня показывает!
Воспитатель: Оно тебя не показывает, ты сам себя видишь. Это твое отражение.
Степашка: Мое отражение? И правда, ушки мои – длинные, и глазки мои – карие, и носик мой – розовый. Алина, иди скорее посмотри! (Алина подходит к зеркалу). Алина! Алина! И волосы твои, и губки бантиком, и красивое платье с пуговицами твое. Какая ты красивая! Ребята, подойдите, посмотрите, какая Алина красивая! Ой, ой и ребят в зеркале вижу! И Олю вижу, и Сашу! Алина, отойди, пожалуйста в стороны, пусть ребята на себя полюбуются.
Дети рассматривают себя.
Воспитатель: Ребята, все, полюбовались на себя? Все узнали себя в отражения?
Степашка: А какие мы все разные! Я хочу рассмотреть получше себя и ребят. Я хочу, что бы Оля посмотрелась в зеркало.
Воспитатель: Иди, Оля, полюбуйся на себя и расскажи, как ты вылядишь. Степашка так хорошо про себя и про Алину рассказывал, и ты попробуй. Расскажи, какие у тебя клазки, носик, волосы, одежда.
Девочка подходит к зеркалу и рассказывает о себе.
Степашка: Как интересно! Сразу ясно, что это – Оля.
Воспитатель предлаает всем желающим детям поочереди посмотреть в зеркало и рассказать о себе.
Степашка: Ребята, нам у вас было так интересно! Мне очень понравилось разлядывать себя в зеркале. Можно мы еще придем к вам в гости?
Игрушки прощаются с детьми и уходят.
Другие варианты
Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Дети встают в круг. В центре круга стоит один ребенок. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечки пригожий!
Игра повторяется несколько раз.
Игра «Узнай, про кого я расскажу»
Воспитатель описывает внешность кого – либо из детей, а они разглядывая друг друа в зеркале, отгадывают о ком идет речь.