Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы, а так же изучение особенностей развития эмоциональной сферы при использовании различных психодиагностических методов и методик.
Задачи:
теоретическая;
экспериментальная;
практическая (прикладная).
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы……………………………………………..……………………………....5
Понятие об эмоциях …………..…………………………………...5
Генезис развития эмоциональной сферы у детей разных возрастов………………….…………………………………………7
Проблема развития эмоциональной сферы………………………
Инновационный подход к развитию эмоциональной сферы…..
Развивающая работа
Коррекционная работа
Психологическая консультация для педагогического персонала
Психологическая консультация для родителей
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению эмоциональной сферы у детей __возраста………………………………………………….…...12
2.1 Задачи и организация экспериментального исследования…….................................................................................................12
2.2 Использование психодиагностики эмоциональной сферы……………………………………………………………………….……18
2.3 Анализ развития эмоциональной сферы у детей ____возраста…
Заключение……………………………………………………………………....21
Рекомендации…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АРМАВИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Развитие
эмоциональной сферы дошкольников
Выполнила студентка
2курса ППФ
Арутюнян Маргарита
Руководитель К.психол.н,
Захарюта
Н.В.
Армавир
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические
основы развития эмоциональной сферы……………………………………………..………………
Глава II Опытно-экспериментальная
работа по изучению эмоциональной сферы
у детей __возраста………………………………………………….
2.1 Задачи и организация экспериментального
исследования……................
2.2 Использование психодиагностики
эмоциональной сферы…………………………………………………………………
2.3 Анализ развития эмоциональной сферы
у детей ____возраста…
Заключение……………………………………………………
Рекомендации………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………
Введение
Исследуя понятия «эмоциональная сфера», задается вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций.
Историки психологии отмечали, что наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоциональной сферы занимаются многие ученые и целые научные коллективы. Кроме того, немало исследований проводится и в среде дошкольников, исследуя те же вопросы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны эмоции? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека? Какова эмоциональная сфера дошкольников?
Эмоции постоянный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Вышеперечисленные факторы доказывают актуальность выбранной темы.
Ученные доказали, что эмоции – это отношение ко всему, что ребенок делает и видит ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Эмоции делают жизнь.
В соответствии с этим, объектом нашего исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы у детей.
Целью данной курсовой работы является описание возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы, а так же изучение особенностей развития эмоциональной сферы при использовании различных психодиагностических методов и методик.
Задачи:
Методологической
основой являются работы ведущих
отечественных ученных, в которых
изучены и описаны особенности,
их виды и свойства, значение развития
личности детей-дошкольников, а так же
условия и средства их формирования.
…
Глава I Общее понятие об эмоциях и чувствах
Деятельность человека, его поведение
всегда вызывают эмоции и
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.
Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.
Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.
В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.
Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.
Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.
Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.
Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний1.
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч.Дарвин, свойственно только человеку.
Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.
Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.
Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида — например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств2.
1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности3. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.
2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников