Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    По  окончании работы устраивается выставка поделок. Дети любуются елочными игрушками, обсуждая полученные результаты.

    Вопросы к детям:

    - Какие поделки тебе нравятся и почему? Что думают об этом другие дети? Как ты думаешь, украсят ли эти игрушки елку?

    Воспитатель отмечает, что все игрушки получились разными, так как каждый сделал поделку  по своему желанию и вкусу. Поэтому  они не похожи одна на другую.

    Воспитатель подчеркивает особенности каждой игрушки: материал, форму, цвет, качество, неповторимость и восхищается замыслам детей.

    Тема 8. Какой ты, что  тебе нравится?

    Вариант 1

    Материал. Фотографии детей; плотные листы бумаги; карандаши, краски или фломастеры.

    Ход занятия.

    Дети  прикрепляют прищепками к веревке  свои фотографии. Воспитатель, взяв одну из них, задает следующие вопросы:

    - Кто изображен на этом снимке? Как вы это поняли? (При этом  дети описывают внешность ребенка,  изображенного на фотографии). Таким образом, рассматриваются еще 3 – 4 фотографии. Затем воспитатель, не показываю фотографию, подробно описывает какого – либо ребенка и просит догадаться о ком идет речь.

    Далее, воспитатель предлагает каждому ребенку наклеить свою фотографию на верхнюю часть плотного листа бумаги,  а внизу нарисовать одежду, которую он любит носить и считает красивой; любимое блюдо; любимое животное; любимое занятие и т.д.

    В заключение воспитатель, взяв одну из работ, и не показывая лица на фотографии, просит детей догадаться, чья эта работа. При этом она только описывает любимую одежду, блюда, занятия данного ребенка. Если этого будет недостаточно, можно постепенно добавлять и описание отдельных признаков внешности.

    В конце занятия воспитатель предлагает детям объединить работы в соответствии с общими вкусами и интересами.

      Вопросы к детям:

    - Что повторяется на многих  рисунках? Чем работы (вкусы, интересы) различаются?

    Другие  варианты

    Детям предлагается изготовить индивидуальные альбомы. Каждая страничка альбома должна отразить то, что любит ребенко: игрушки, еду, занятия и т.п. Дети могут рисовать, наклеивать вырезанные картинки или различные фотографии.

    Игра  «Выставка рисунков»

    После рисования или оформления альбомов на тему: «Что тбе нравится?» детям предлагают догадаться, где чей рисунок или альбом (рисунки и альбомы не подписаны).

    Игра  «Что нам нравится зимой (весной, летом,осенью)»?

    Тема 9. Красивое – безобразное

    Вариант 1

    Материал. Альбомный лист; карандаши или фломастеры.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям объяснить, что  означают слова: «красивый», «безобразный». Спрашивает, как можно передать в  рисунке красивое и безобразное, какие цвета используют при передаче красивого (яркие, теплые, светлые), безобразного (темные, тусклые).

    Дети  рисуют на одной половине альбомного листа, разделенного чертой поплам все, что они считают красивым, а  на другой – безобразным.

    В конце занятия дети рассматривают  рисунки, рассказывая и доказывая, почему именно это они считают красивым (или безобразным).

      Воспитатель записывает объяснения  детей на обратной стороне  листа, обращая вниманиена то, что одни и те же вещи  одни дети могут считать красивыми,  а другие безобразными, и это  нормально: «На вкус и цвет  товарищей нет».

    Вариант 2

    Материал. Рассказы В. А, Сухомлинского «Что лучше?», «Пусть будут соловей и жук»; по два листа бумаги на каждого ребенка; карандаши, цветные мелки или фломастеры; музыкальное произведения: Ф. Шопен «24 прелюдии для фортепиано»; М. Гамбарян: №3, Соль мажор, №5, Ре мажор, №11, Си мажор; П. Гюнт «Шествие гномов».

    Ход занятия

    Детей знакомят с литературными произведениями; они прослушивают в записи или  живом исполнении музыкальные произведения, а затем вместе с педагогом  обсуждают их с точки зрения того, что можно считать красивым и безобразным в природе, в жизни. При этом мнения могут совпадать или несовпадать.

    Затем воспитатель спрашивает: «А что вы себе представляете, когда говорите «красиво» или «безобразно»?»  Придумайте и нарисуйте сказку о «красивом» и «безобразном».

    Во  время работы воспитатель интересуется, что изображает каждый ребенок.

    В конце занятия рисунки развешиваются, и дети рассказывают свои сказки о  «красивом» и «безобразном». Воспитатель  обращает их внимание на то, что каждый человек представляет себе красивое и безобразное по своему и использует разные выразительные средства для того, чтобы это изобразить.

    Вариант 3

    Игра  «Мир красоты»

    Воспитатель просит детей закрыть глаза и  представить себе мир, в котором  царит красота.

    Вопросы к детям:

    - Что вы видите? Где вы? Что рядом  с вами? Что вы чувствуете?

    Затем педагог спрашивает детей, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы мир  вокругнас стал красивее.

    Тема 10. Робкий

    Вариант 1

    Материал. Куклы: гном Весельчак, фея;стул.

    Ход занятия

    В гости к детям пришел гном Весельчак и фея. Воспитатель обращает внимание детей на грустное настроение гнома и предлагает узнать, что с ним произошло.

    Гном  рассказывает детям историю о  том, как недавно был на дне  рождения своего приятеля, который приграсил к себе много друзей. Весельчак чувтсвовал себя очень неудобно, потому что никого не знал. Его приглашали танцевать, но он отказывался, потому что совсем не умел танцевать. Когда сели за стол, он потянулся за соком и пролил его на платье сосоедке. Гном почувствовал себя неловким, неуклюжим и ушел очень расстроеным. Теперь он уверен, что с ним никто не зохочет играть, все будут над ним смеяться.

    Воспитатель спрашивает у детей, как можно  помочь гному. Дети рассказывают свои предложения.

    После этого фея показывает стул и объясняет, что это «волшебный стул смелости». Сев на него, человек начинает делится своими тревогами, и при этом все его понимают. Фея предлагает детям попробывать рассказать о себе. Дети поочереди садятся на стул.

    Вопросы к детям:

    - Считаешь ли ты себя робким, неловким? Что тебе может помочь  перестать стесняться?

    Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Закончи фразу».

    Воспитатель начинает фразу, например: «Я не буду стесняться того, что….» -  а дети по очереди  продолжают ее.

    Другие  варианты

    Игра  с зеркалом «Похвали себя»

    Дети, глядя в зеркало, говорят себе комплименты. Цель игры: помочь детям  избавится от неловкости, робостии стеснительности.

    Игра  «Скажи другу комплимент»

    Дети  говорят друг дргугу как можно  больше комплиментов стараясь не повторятся.

    Чтение  рассказа Л. Толстого «Филиппок»

    После чтения рассказа воспитатель проводит беседц.

    Вопросы к детям:

    - Почкму Филиппок боялся войти  в клкасс, хотя очень хотел учиться? Как его встретили дети? Как поступил учитель?

    Тема 11. Смелый

    Вариант 1

    Материал. Книги В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстой «Котенок»

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации  к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо»,  сопровождая  показ чтением:

    От  вороны карапуз убежал, заохал!

    Этот  мальчик просто трус!

    Это очень плохо.

    Этот, хоть и мал пока,

    Спорит  с грозной птицей.

    Смелый  – очень хорошо,

    В жизни пригодится!

    В. Маяковский

    Вопросы:

      — Кого можно назвать смелым? Почему?

    Затем дети знакомятся с рассказом Л. Толстого «Котенок». В произведении рассказывается о том, как мальчик Вася спас котенка от собак.

    Вопросы к детям:

    — Как поступил Вася? Как вы думаете, было ли  ему страшно? Когда вы бывали смелыми, а когда нет?

    Дети  рассказывают, приходилось ли им проявлять  смелость в каких-либо ситуациях, что они чувствовали при этом.

    В конце занятия воспитатель с  детьми приходят к выводу: проявляя смелость, человек чувствует, что  поступил хорошо, правильно, так как  помог слабому, беззащитному, даже если при этом испытывал страх.

    Другие  варианты

    Чтение  «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.

    После чтения с детьми проводится беседа о профессиях летчика, каскадера  и других (дети сами приходят к выводу о смелости этих людей).

    Игра  «Спасем Мишку»

    Рассматривание и обсуждение серии картин «Спасаем Мишку» (пособие для занятий по развитию речи В. Гербовой)  о смелом поступке детей.

    Игра  «На  льдине»

    Чтение  рассказа Б. Житкова «На льдине». Беседа по рассказу

    Воспитатель начинает предложение: «Я боюсь, когда…», «Я чувствую себя смелым, когда…», «Я чувствую себя неуверенным, когда….», «Я горжусь собой, когда….». Дети заканчивают фразы.

    ЧУВСТВА. ЖЕЛАНИЯ. ВЗГЛЯДЫ.

    В табл. 5 перечислены темы, включеные  в раздел «Чувства, желания, взгляды»:      Таблица 5

    3 – 4 года     4 – 5 лет     5 – 7 лет
Грусть  и радость Грусть, радость, спокойствие Мимические  признаки эмоций
Изменение настроения Печаль, горе Твои поступки в чувствах других людей
Страшно Злость Спорящие лица
  Страх Горе
  Никто меня не любит  

    Дети  трехлетнего возраста вначале знакомятся только с двумя противоположными эмоциональными состояниями: грусти и радости. Они учатся узнавать и называть причины, понимать их изменения. В теме «Страх» дети погружаютсяв данное состояние только косвенным способом (герои кукольных спектаклей), при этом важно затем переключать их на положительные эмоции.

    Дошкольники 4 – 5 лет учатся узнавать эмоции по графическим изображениям, например, рассматривая карточки с различной  мимикой героев (занятия «Грустно»), а затем идентифицируют собственное настроение с графическим изображением. Для этого воспитатель погружает детей в различные эмоциональные состояния. В заключение им предлагается ответить на вопросы: «Происходило ли похожее с вами?», «Когда у вас было такое же настроение?» и т.д. В конце занятия «Страх» делается акцент на том, что «там, далеко, в прошлом» - все страшное и плохое, а «здесь, теперь, рядом с нами» - только радостное и доброе. На следующих занятиях детям предлагается сравнить противоположные эмоции – это вторая серия занятий. В повседневной жизни – это игры: «Закончи фразу», «Я радуюсь, когда….», «Я грущу, когда…» или рисование на одном листе того, что дети считают красивым, а на другом – того, что дети считают страшным; обсуждение добрых и злых героев сказки и т.д. На занятии «Никто меня не любит» дети пытаются рассказать о своих проблемах, а воспитатель, используя игровые приемы, помогает в их преодолении.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева