Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Тема 3. Какого цвета твои глаза и волосы?
Вариант 1
Материал. Зеркало; игрушечный заяц Степашка; заготовки для портрета.
Ход занятия:
Воспитатель, рассматривает себя в зеркале и, обращаясь к зайцу Степашке, говорит с ним так громко, что бы слышали все дети.
Воспитатель: Сегодня я удачно уложила волосы и украсила их заколкой. Правда, Степашка, мне к лицу эта прическа?
Степашка: Да, вы очень хорошо выглядете!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть на себя? Педагог предлагает детям рассмотреть себя в зеркале и рассказать о своей внешности.
Вопросы к детям:
- Какого цвета твои глаза? У кого еще такие глаза? Какого цвета твои волосы?
Воспитатель предлагает детям дополнить ответы друг друга, поощряя выделение нового признака во внешнем облике. Степашка принимает активное участие в обсуждении.
В заключении воспитатель
Занятие завершается изготовлением аппликации: детям раздают бумажные загатовки (изображение человеческого лица с нерасскрашенными глазами и волосами), они раскрашивают глаза и волосы в соответствии со своим внешним видом. После окончания работы предлагают Степашке угадать, где чей портрет.
Другие варианты
Игровое упражнение «Догадайся, о ком я расскажу»
Воспитатель предлагает детям узнать у какого – либо ребенка по описанию, начиная его с общих признаков (мальчик в шортах, у него светлые волосы), а затем назыая наиболее яркие особенности (в красной рубашке с алстуком, с голубыми лазами).
Дидактическое упражнение «Сравни себя с друими»
Каждый ребенок сравнивание себя с друими по росту, цвету волос, глаз и по одежде.
Игровое упражнение «Знакомство с колобком»
Дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель знакомит их с любомытным Колобком. Колобок хочет познакомиться со всеми детьми. Кому в руки он прикатиться, тот и рассказывает себе. Колобок поет песенку, а дети танцуют.
Тема 4. Мы все разные
Вариант1
Материал: Общая фотография детей группы
Ход занятия:
Воспитатель приносит общую фотографию детей группы, показывает ее, задает детям вопросы:
- Как ты узнаешь других? Чем ты похож и чем непохож на других? Что есть особенного в тебе? В других? Что похожего?
Затем, предлагает детям внимательно посмотреть друг на дрга и выделить сначала всех темноволосых, затем светловолосых, потом – с длинными волосами, с короткими и т.д. При этом дети называют каждого выделенного ребенка по имени.
Это занятие можно провести, используя большое зеркало (например, в музыкальном или физкультурном зале).
Вариант 2
Материал. Игрушечный заяц Степашка; маленькая ширма.
Ход занятия
Воспитатель, незаметно для детей, прячет на столе за маленькой ширмой игрушечного заяйца, и говорит детям, что к ним сегодня пришел гость, которого они хорошо знают, предлагает отгадать, кто это. Воспитатель завязывает одному из ребят глаза, предлагая на ощупь угадать спрятанную за ширмой игрушку и рассказать другим детям, кто это и как он его узнал (вызываеются 2 – 3 ребенка). Затем воспитатель обобщает те внешние особенности Степашки, по которым дети его узнали.
После этого педагог предлагает поиграть в игру «В лесу» («Узнай по голосу»). Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга – ведущий. Дети хором говорят:
Таня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя, ау!
Ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовет тебя узнай поскорей!
Затем кто-то из детей называет ведущего по имени, например «Таня!» или говорит «Ау!». Ведущий отгадывает, чей это голос. В заключении воспитатель вместе с детьми делает вывод: мы все разные, но так как мы хорошо знакомы, то можем узнавать друг друга по голосу.
Другие варианты:
Игра «Имена»
Воспитатель по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твое имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел чтоб тебя называли?»
Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка (ступня)?»
Каждый ребенок обводит свою ладошку или ступню с помощью взрослого или другого ребенка, или делает отпечаток на бумаге (с помощью краски), на песке, на снегу. Затем дети сравнивают ладошки (ступни) и узнают свои.
Подвижная игра «Каравай»
Ведущий выбирает какого-либо ребенка, и, с помощью взрослого, описывает его внешность.
Подвижная игра «Жмурки»
Ведущий
(ребенок или взрослый) с закрытыми
глазами ловит детей и
Тема 5. «Что тебе нравится?»
Вариант 1.
Материал: лист бумаги; фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель берет большой лист бумаги и, складывая, делит его на несколько частей. В каждом из полученных квадратиков он рисует предметы, которые по его просьбе называеют дети. Их тематика отпределяется заранее (например, любимая еда, игрушки и т. д.).
Когда
все квадратики будут заполнены,
воспитатели и дети рассматривают
рисунки, отмечают сходство (Ване понравилась
машинки, и Тане тоже) и различия в предпочтении
детей. В заключении лист бумаги разрезается
по линиям сгибов и каждому ребенку дарится
нарисованный для него предмет. Рисунки
могут выполнятся схематически яркими
фломастерами.
Вариант 2
Изготовление аппликации или рисования на тему «Что тебе нравится?»
Дети изображают любимые фрукты, игрушки, цветы и т.д. Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, выделяя общее в предпочтениях детей, интересуется, что они знают о вкусах своих близких, например, какие цветы нравятся маме, бабушке.
Тема 6. Выбор игры, любимая игрушка
Вариант 1
Материал: Любимые игрушки, принесенные детьми из дома.
Ход занятия:
Воспитатель заранее просит детей принести из дома самые любимые игрушки.
Дети садятся вокруг. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать, что он принес, почему он любит именно эту игрушку, во что любит с ней играть.
Воспитатель предлагает каждому ребенку показать с помощью пантомимы и мимики, как он любит свою игрушку.
Другие варианты
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Воспитатель приносит коробку с игрушками. Игрушки выкладываются, рассматриваются и раздаются детям для игр по выбору. При этом воспитатель может прочитать детям стихи А. Барто «Игрушки»
Дидактическое упражнение «Что выберешь?»
В свободное время детям предлагается выбрать по желанию какой – либо вид деятельности (рисование, аппликация, конструирование). По окончании зантия проводится беседа о том, почему дети выбрали именно этот вид деятельности.
Тема 8 Вкусный – невкусный.
Вариант 1
Материал: стихотворение С. Маршака «Воробей в зоопарке».
Ход занятия:
Воспитатель читает детям сихотворение С. Маршака «Воробей в зоопарке».
Вопросы к детям:
- Какая еда нравится животным, живущим в городе? А что любит есть воробей?
Затем воспитатель спрашивает у детей, что предпочитают есть их домашние животные. В конце занятия воспитатель интересуется, что дети любят, а чего не любят есть.
В заключении проводится подвижная игра «Люблю – не люблю». Воспитатель называет какой – либо продукт, а те дети, которые его любят, начинают подигрывать и хлопать в ладоши, говоря : «Я люблю, я люблю!»
Вариант 2
Материал: различный фрукты
Ход занятия:
Каждому ребенку, предварительно завязав глаза, педагог предлагает попробовать на вкус какие – либо продукты, например, различные фрукты.
Вопросы к детям:
- Что ты съел? Каков на вкус этот продукт? Понравился ли он тебе? Что нам помогает определить вкус съеденного?
Воспитатель предлагает детям узнать по вкусу апельсин и выясняет, кому он понравился, а кому нет. Воспитатель подчеркивает, что у каждого человека свой вкус. Например, один ребенок не любит молоко, а другой не пьет сок.
Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: есть блюда, которые все считают вкусными, однако, есть и такие, которые кому – то нравятся, а кому – то – нет. Каждый имеет право на свои вкусы и мнения: «На вкус и цвет товарищей нет».
Другие варианты
Дидактическая игра «Кто что любит есть».
Воспитатель предлагает детям выбрать из набора картинок те, на которых изображены их любимые продукты.
Тема 9. Обычный – странный
Вариант 1.
Материал. Сказка К. Чуковского «Путаница» (пропуская в тексте отрывок о пожаре) и задает вопросы:
-
Как вэтой сказке
Воспитатель предлагает детям одеть на головы шапочки – маски героев сказки и изобразить голосом их необычный крик.
- А кто вел себя как обычно и уговаривал всех зверушек?
Воспитатель вместе с детьми повторяет слова зайчика: «Кому велено мурлыкать, не черикайте».
- А как звери снова стали кричать правильно?
Дети изображают голосом и движениями героев сказки.
Под веселую музыку ребята в масках танцуют общий танец.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Тема 1 Разгляди себя в зеркале.
Вариант 1
Материал. Большие и маленькие зеркала; карандаши или фломастеры, игрушечный ном.
Ход занятия.
Воспитатель разыгрывает следующую ситуацию: на занятие к детям приходит гном Весельчак, он недавно фотографировал детей и сегодня хотел принести фотографии, но они у него не получились. Гном расстроен: ему очень хотелось иметь портрет каждого рбенека, что бы оформить красивый альбом на память.
Воспитатель спрашивает детей, что может утешить Весельчака, выслушивает ответы и предлаает им сделать для гнома свои портреты. Весельчак просит детей изобразить себя так, что бы сразу было догадаться, где чей портрет. Для этого дети сначала рассматривают свои отражения в большом зеркале и вместе выделяют отличительные особенности внешности. Воспитатель помогает им вопросами: