Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Темы  данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить как дети относятся к своей внешности и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толератности по отношению к другим людям независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное, например, подарить любимые светы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начинает лучше понимать, как важно самому быть хорошим другом и что для этого нужно. 

    Второй  раздел – «Чувства, желания, взгляды» - поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других. Педагог должен стремиться что бы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызвать разные настроениея; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

    Многие  темы этого раздела для детей младшего возраста предусматривают использование знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога, смогут сопоставить их собственным личным опытом. Это помогает им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

    Специальные темы раздела предоставляют педагогам  возможность побеседовать с более старшими детьми о чувстве страха и одиночества. Однако не следует забывать и о правилах безопасноо поведения: нельзя воспитывать в детях абсолютное бесстрашие, напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях де остаешься один дома). При этом целесообразно побеседовать с детьми  о необходимосьти доверия к близким, которые не дадут в обиду, помоут справиться с грустью и тревогой.

    В старшем дошкольном возрасте дети уже  должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных  состояних людей, знать, что в  выражении чувств учавствуют и мимика, и жесты, и поза. Педагог учит не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним провлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек.

    Если  младших дошкольников знакомят лишь с основными эмоциями (грусть, радость, страх), то в старшем дошкольном возрасте их спектр существенно расширяется. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а так же с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

    В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.

    Знакомя детей с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно рассказать, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих друг к другу.

    Этот  раздел предусматривает знакомство старших дошкольников со словами, обозначающими  такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, ярко, лучисто). Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому небходимо развивать и обогощать соответствующий словарный запас детей.

    Одновременно  содержание этого раздела поможет  взрослым понять эмоциональный мир  ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Таким образом, педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что бы облегчить процесс воспитания.

    Третий  раздел – «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, что бы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?

    Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избеать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем буду складываться этические нормы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; спсобствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения.

    Темы  настоящего раздела предполагают обучению детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления – драки и т.д. Предполагается так же обучение детей нормам и правилам общения и поведения. При этом педагог должен помоч детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.

    Педагог должен объяснить маленьким детям, как можо познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты: показать и дать поддержать свою игрушку; назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что любишь сам, и спросить, что любит собеседник.

    Чтобы научить детей строить отношения  с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверсниками, воспитатель может предложить детям среднего возраста проблемные ситуации, разрешая которые они будут овладевать определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр, драмматизаций различного содржания, например: «Отнял ирушку», «Долго катается на кочелях, а другие дети не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «В группу пришел новенький».

    Дети  среднего и старшего дошкольного возраста познакомятся с правилами сюжета. Педагог должен помочь им понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома.

    Очень важно чтобы педагог помог детям осознать, что социально принятые правила поведения обуславливают лишь внешний слой общения. Хорошие манеры не только приняты окружающими, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям других.

    В разделе содержаться темы, которые помоут воспитателям побеседовать с детьми об одиночесве, объяснить приимущества дружбы на примере того, что коллективные игры богаче  и разнообразнее индивидуальных. Ряд тем знакомит более старших детей с качествами мешающими и помогающими дружбе: лживость-правдивость, внимательность-равнодушие, смелость-трусость, щедрость-жадность.

    Кроме того, детей специально обучают позитивным, поддерживающим приемам общения со сверстниками. Воспитатель помогает им понять, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставить эту радость другому, вовремя поздравить с праздником или днем рождения, изготовить и преподнести другу подарок или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова (похвалить за что либо, высказать свою симпатию).

    Необходимо  отметить, что программа «Я –  Ты - Мы» носит рекомендательный характер, то есть задает только основы педаоического процесса. При более подробном знакомстве с прораммой педагог наверняка заметит, что обозначенные три раздела не только тесно связанны между собой, но их содержание постоянно перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность при необходимости отступая от предложенной структуры. 

    ОРАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Приступая к реализации программы прежде всего следует наметить общий план работы по трем разделам. Единая модель планирования педагогической работы не может быть предложена в связи с возможностью варьировать содеражание, формы и методы работы с детьми. Педагогу следует проанализировать и определить собственные условия педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении с учетом имеющихся специалистов, используемых программ и методик, материальной базы, а также более узких социокультурных и религиозных особенностей.

    В то же время специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного (как в школьной практике) учебного плана, поэтому неслучайно в программе предлагаются примерные тематические планы работы сдетьми как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. При этом основным видами деятельности являются: игра, изобразительная и театрализованная деятельность, ручной труд.

    Вместе  с тем прорамма «Я – Ты - Мы», всилу  ее особой значимости для развития личности ребенка, требует строгого соблюдения следующих основных принципов.

    Системность.

    В течении учебного года работу по программе нужно проводить систематически. Педагог может гибко распределять ее содержание в течении дня. В этом случае целесообразно проводить в первой половине дня специально оранизованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.

    Для целенаправленного обучения по программе можно использовать запланированные занятия по изобразитльному искусству, музыке, физкультуре, ручному труду, в которые включаются темы из разных разделов. Можно так же проводить специальные занятия по социально-эмоциональному развитию (например, раз в неделю) с использованием конспектов занятия прораммы «Я – Ты - Мы».

    Однако  все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникших ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, оранизация игровой ситуации, привлечение соответсвующей худажественной литературы.

    Интеграция  программного содержания.

    Программа «Я-Ты-Мы» может быть реализованна как самостоятельная парциальная  программа. В то же врамя, она может выступать составной частью какой либо комплексной программы. При этом, ее содержание органично вплетается (интегрируется) в канву содержания основной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении. Такая интеграция целесообразна прежде всего с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим, экологичесому и физическому воспитанию, а так же игровой деятельности.

    Выбор наиболее подходящей мебели зависит  от общей оранизации педагоическоо процесса в дошкольном образовательном процессе. Вместе с тем, для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения; отдельные режимные моменты, связанные, например, с оранизацией питания (культура поведения за столом), проведения гигиенических процедур и т. д. главное, что бы программа естественно и органично включалась в целостный педагогических процесс.

    Координация деятельности педагоов

    Тематические  планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированны таким  образом, что бы последоваетльно  во времени разворачивались определенные темы, избегая повторов.

    Например, специалист по изодеятельности в  содержание отдельных занятий включает тему «Любимые животные» или «Друг», планирует специальные занятия «Автопортрет» и «Портрет моей семьи». На занятиях по театрализованной деятельности воспитатель использует соответствующие сюжеты для постановки сказок, небольших инсценировок и др. Например, на занятиях по теме «Докучать или дразнить» дети старшего возраста сначала знакомятся со сказкой «Как лиса Бычка обидела», вспоминают истории из личноо опыта, затем самостоятельно драматизируют сказку. Музыкальный руководитель специально обращает внимание детей на выражение разных эмоциональных состояний голосом, мимикой, движениями под музыку. Если в дошкольном учреждении работает практический психолог, то его рекомендуется привлекать к работе по темам профилактика и психокоррекция детских страхов, преодоления конфликтов и т.д.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева