Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Важной особенностью содержания прораммы «Я-Ты-Мы» является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целю обогащения прораммного содержания занятий и развития социальной компетентности детей. Этой цели может служить и организация общих мероприятий на уровне всего дошкольного учреждения, таких как праздники, подготовка спектаклей, а также занятих в студиях, секциях, клубах, в том числе с привлечением родителей. Разнообразия организационных форм будет способствовать существенному расширению спектра общения детей и взрослых, позволит педагогам лучше понять чувства и переживания детей, поддержать их в разных ситуациях.
Однако, необходимо иметь в виду, что положительный опыт ребенок приобретает только в том случае, если подготовка спектакля, оранизация занятий и игр строятся таким образом, что бы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны счиать чем то отрицательным, неприятным. Их следует использовать констуктивно, в качестве упражнения для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Можно иногда специально «спровоцировать» конфликтую ситуацию (например, подготовить к игре – драмматизации недостаточное количество костюмов) для того, что бы дети постарались сами найти выход из этого положения. Важно педдерживать у них чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, что бы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат.
Одной из главных задач программы является профилактика писхологического неблаополучия детей, которое в дальнейшем может проявиться в виде неврозов, комплексов, стрессов. Педагог должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя его на тот, который дается фронтально,и тот, который требуется объяснить небольшой подгруппе или индивидуально – одному ребенку.
Важно стараться объединять содержание занятий по прорамме с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденого материала, придумывать сюрпризы, включать в знания небольшие паузы для разрадки: викторины, песенки, загадки, шутки.
Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, спрашивать о желаниях, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.
Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которая обеспечивается благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, хорошему уровню физическоо развития. Высокую самоооценку подкрепляет успешность в обучении, популярность среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки можно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давть понять, что для педагога он важет и значим.
Профессиональная деятельности педагога может быть понастоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помошниками и единомышленниками. При работе с данной прогораммой это приобретает особую актуальность. Более того, приемственность воспитания и обучения детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоциональноо развития ребенка. Поэтому воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть разрешено в детском саду и наооборот. Общая теплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми – родителями и педагогами, особенно важны в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы: нет друзей, горе в семье, ребенок пережил стресс, неуспешен в обучении и постоянно боится неудачи и т.д. Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустимы, так как ребенок окажется в эмоционально дискомфортной ситуации, будет растерян, у него могут сформироваться отрицательное самовосприятие и заниженная самооценка. Поэтому специфичность содержания программы требует особого внимания педагогов к работе с родителями. Очень важно, что бы родители знали основные цели программы, осознали значение социально – эмоциональноо развития для всей последующей жизни ребенка, так как основное внимание в программе уделяется воспитанию, которое базируется на положительных примерах поведения взрослых. По некоторым вопросам совершенно необходимо достичь взаимопонимания с родителями, например в том, что нельзя требовать от детей выполнения каких либо правил поведения, если взрослые не всегда им следуют. Расхождения в требованиях, предъявляемых в детском саду и дома, может вызавать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Родителям это лучше всего объяснить с помощью самых простых примеров: определенные правила культуры поведения за столом, правила личной гигиены невозможно привить детям, если родители сами их не соблюдают. Или: как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома он чаще получает от близких порицания, чем похвалу и одобрение?
Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при оснащений различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке родителей»; оранизовывать специальные экспозиции и выставки детских работ, простмотры тематических видеофильмов.
Таким образом, необходимо заранее выделить основное программное содержание, которое потребует совместных усилий педаогогов и родителей, выбрать адекватные ему формы взаимодействия с родителями. При этом целесообразно использовать их как традиционные, так и новые формы работы. Приведем некоторые из них, соответствующие содержанию программы.
Родительские собрания.
Эта форма хорошо известна каждому педагогу. Если собрания будут носить содержательный характер, связанный с тематикой программы, они буду интересными и полезными. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими прораммного содержания. На таких коллективных встречах целесообразно использовать каждый удобный повод для привлечения родителей к участию в совместной работе.
Примерный вопросы для обсуждения:
Разумеется при проведении таких собраний следует проявлять максимум такта и деликатности
Индивидуальные беседы
Педагоги часто обсуждают с родителями различные проявления недисциплинированности, драчливость и агрессивность ребенка, непослушание, недостаточно сформированные навыки самообслуживания, излишнюю медлительность или гиперактивность. Совершенно естественно, что больше внимания уделяют беседам с родителями «проблемных» детей. Однако при работе по данной программе важно стремиться к контакту с родителями каждого ребенка. Чаще всего предметами таких бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности.
В зависимости от возраста детей можно предложить родителям побеседовать с ребенком на следующие темы:
Список тем, безусловно, может быть продолжен. Предлагая родителям ту или иную тему беседы с ребенком, педагог, естественно, должен соотносить время ее проведения со своим планом работ по программе. Следует объяснить родителям….
…. К ребенку в подобных случаях. Запишите ответы родителей на доске. Наверняка среди них будет больше негативных оценок: «неаккуратный», «непослушный», или даже угрожающих предупраждений: «не получишь сладкого», «не пойдешь гулять» и пр. Предложите родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Вчера ты очень быстро убрал, мне понравилось», «Я думаю, ты очень устал и сделаешь это утром» и т.д.). Если таких высказываний оказалось мало, придумайте их вместе с родителями и запишите в другой столбик. Стимулируйте родителей сделать этот список более полным и многообразным. Обратите их внимание на то, что много хороших слов можно сказать ребенку для поддержания его уверенности в себе и положительной самооценки.
При
следующей встрече можно
Такие тренинги целесообразно проводить систематически, выделяя на них 10 – 15 минут во время родительского собрания или других встречь с группой родителей.
Однока главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как социально – эмоциональное развитие ребенка, является позитивные образцы нашего собственного поведения.
ВАРИАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ
Уверенность в себе.
В таблице 1 перечислены темы, вклученные в раздел «Уверенность в себе».
Таблица 1
3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 7 лет |
Ребенок и кукла | Разгляди себя взеркале | Изобрази себя |
Отражение в зеркале | Что между нами общего? | Узнай по голосу |
Какоо цвета твои глаза и волосы? | Представь и изобрази себя друим | Ты и втое имя |
Все мы разные | Твоя любимая еда | Что ты любишь поесть? |
Что тебе нравится? | Животное, которое тебе нравится | Проба на вкус и на запах |
Выбор иры, любимая игрушка | Твоя любимая игра, игрушка | Что ты хочешь носить? |
Вкусный – невкусный | Красивый – безобразный | Что ты умеешь делать? |
Обычный - странный | Обычный - странный | Какой ты, что тебе нравится? |
Красивое – безобразное | ||
Робкий | ||
Смелый |
Эти темы соответствут последовательности изложения материала, причем усложнение идет как по линии содержания, так и в соответствии с возрастном.