Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.
Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение
Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов, у большенства же мы наблюдаем сочетание черт одного т. с некоторыми чертами другово.
Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к различным сферам жизни и деятельности может обнаружить черты разных т-ов.
Намеренно изменить т., полученный человеком от природы, нельзя. Иногда изменениями в особенностях т. сопровождаются возрастные сдвиги в организме. Особенности т. могут также маскироваться или компенсироваться за счет овладения навыками саморегуляции.
Нельзя ставить вопрос и о том. какой из т-ов лучще. Нет лудших или худших т-ов – каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.**. Поэтому главные усилия должны быть направленны не на переделку т. (что невозможно вследствие врожденности т.), а на разумное использование его отрицательных граней (при любом из т-ов может возникаит опасность развития нежелательных черт личности).
Т- через индивидуально-своебразные свойства психики определяет динамику психической деятельности человека, которые одинакого проявляются в разнобразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов и остоются почти незаменными в процессе жизни.
(М)Б.М.Теплов: “Т-том называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстратой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их- с другой” (Теплов Б.М.,1985).
Т. имеет 2 компонента- активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности.
Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов, у большенства же мы наблюдаем сочетание черт одного т. с некоторыми чертами другово.
Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к различным сферам жизни и деятельности может обнаружить черты разных т-ов.
Намеренно изменить т., полученный человеком от природы, нельзя. Иногда изменениями в особенностях т. сопровождаются возрастные сдвиги в организме. Особенности т. могут также маскироваться или компенсироваться за счет овладения навыками саморегуляции.
Нельзя ставить вопрос и о том. какой из т-ов лучще. Нет лудших или худших т-ов – каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направленны не на переделку т. (что невозможно вследствие врожденности т.), а на разумное использование его отрицательных граней (при любом из т-ов может возникаит опасность развития нежелательных черт личности).
Т- через индивидуально-своебразные свойства психики определяет динамику психической деятельности человека, которые одинакого проявляются в разнобразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов и остоются почти незаменными в процессе жизни.
Экстраверты: И сангвиники, и холерики экстраверты. Они настроены на общение и расположены к окружающим. Они часто показывают руки и не прячут их, дополняя речь богатой жестикуляцией.
Интроверты: И флегматики, и меланхолики интроверты. Они заняты собой и ждут, когда к ним обратятся. Их жестикуляция вялая и сдержанная, с ее помощю они как бы пытаются отгородиться от окружающих: строят стену из рук перед грудью, опираются о кафедру, прячут руки в карманах или под бумагами. При этом они предпочитают не показывать ладони, что еще больше сковывает их движения.
1) Стул - это первый и самый простой способ проверить преобладающий тип темперамента. Рабочее место. (См. описание С,М,Х,Ф).
2) Вторым тестом на определение преобладающего типа т-та может служить реакция на замечания и критику. (С,М,Х,Ф).
3) Узнать, кто находится рядом с вами, можно не только с помощью негативной информации. Похвала- тоже приятный способ узнать, кто есть кто.(С,М,Х,Ф).
4) Речь и жесты.
Один из методов исследования особенностей невербального общения есть определение свойства темперамента по речевому поведению. Данный метод является весьма ориентировочным и позволяет зафиксировать лишь те особенности т-та, которые наиболее резко выступают в речевом поведении. Общение с испытуемым должно проходить в виде беседы на нейтральную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание только на формальных аспектах его речевого поведения: перепады интонации, длительность высказываний, частота обращения к партнеру, легкость включения в разговор, персеверации, громкость голоса, плавность и легкость речи, быстрота реакции (ответов), паузы-остоновки, эмоциональные характеристики, междометия, явные грамматические нарушения и новообразования.
Обращайте также внимание на использование невербальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица, положение головы, поза. Речевое поведение-это важная информация о коммуникативных (социальных) шкалах темперамента: cоциальной эргичности, cоциальной пластичности, cоциальном темпе, cоциальном эмоциальности.
Учитывая высокие корреляции социального темпа (СТ) и социальной эмоциальности (СЭМ) с гомоголичными шкалами деятельностной сферы, по данным речевого поведения можно судить в какой-то мере и о предметной скорости и предметной эмоциональности (т.е. о свойствах Т и ЭМ).
Низкие значения | Высокие значения | |||
Социальная эргичность | ||||
Предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор вклю-чается с трудом, молчалив, речь тихая, монотонная, печальные инто-нации. Дополнительные признаки: мимика отсутствует, губы сжаты, голова опущена, держится на расстоянии от партнера. | Собеседник часто обращается к партнеру, легко включается в разговор, радостные интонации. громкая речь, длительные высказывания. Дополнительные признаки: живая мимика, часто улыбается, голова приподнята, держится близко к партнеру. | |||
Социальный темп | ||||
Много пауз. речь прерывиста, голос тихий. Дополнительные призна-ки: мимика отсутствует. | Плавная и легкая речь, редко или совсем отсутствуют паузы и остановки, голос громкий, говорит скороговоркой, проглатывает окончания. Дополнительные признаки: живая мимика, много движений рук. | |||
Социальная пластичность | ||||
Долго думает. прежде чем ответить, с трудом включается в разговор, новообразования отсутствуют, каждую фразу звешивает. Дополнительные признаки: мимика вялая. | Быстрые и даже мгнавенные речевые ответы, легко включается в разговор, импульсивен, много новообразований и граматических нарушений, обилие эллипсов, телеграфный стиль. Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками. | |||
Социальная эмоциальность | ||||
Голос спокойный, уверенный, преобладают радостные и приказ-ные эмоциональные компоненты. Дополнительные признаки: голо-ва приподнята, близкая дистанция с партнером. | Интонации резкие (падающие или восходящие) персеверации, обилие отрицательных эмоциональных ком-понентов (печали, гнева, грусти, стра-ха), обилие междометий ( ох! ах! и т.д.), много шумовых эффектов (при-чмокивание, присвистывание и т.д.). Дополнительные признаки: глаза бегают, руки дрожат, много движений, часто вертит головой, трет руками части лица (нос, подбородок и т.д.) и теребит руками мелкие предметы. |
Социальная эмоциональность (СЭМ) и социальная активность (САК), определяется по формуле САК=СЭР+СП+СТ, где СЭР-социальная энергичность, СП- социальная пластичность, СТ-социальный темп, образуют 2 основных измерения социального проявления т-та. Наиболее совместимы на психофизологическом уровне являются члены группы, у которых показатели т-та имеют противоположные значения (например, холерик – флегматик, сангвиник- меланхолик).
Все люди сообразуют свою жестикуляцию с речью. Существует точка зрения, что разные типы людей предпочитают разные группы жестов. Люди дела, например, склонны использовать жесты конечностей, люди мысли- головы, а люди сердца чаще пользуются плечами (по Шелдону).Если брать во внимание темпераменты, то холерики чаще жестикулируют руками, а флегматики вводят в дело голову и корпус. Нельзя оставить без внимания и характер. Так мыслители степенно сигнализируют головой и телом, люди художественного склада- и головой, и телом, и руками (по Павлову). (См. С,М,Х,Ф).
5) Походка- еще один прекрасный способ определить преоблодающий тип т-та и характер человека. (См. С,М,Х,Ф).
6) Сигнализация корпусом и другими частями тела, кроме передачи настроения и состояния, имеет отношение к раскрытию черт характера человека, связанных с его конституцией (строением тела: высцеротоник, соматотоник, церебротоник).
| Высцеротоник | Соматотоник | Церебротоник |
1. | Расслабденность в осанке и движениях | Уверенность в осанке и движениях | Сдержанность манер и движений |
2. | Замедленные реакции | Энергичность | Повышенная скорость реакцый |
3. | Любовь к галантному обхождению | Склонность к риску | Склонность к интимности |
4. | Общительность | Агрессивность | Замкнутость |
5. | Ориентация на других людей | Психологическая не чувствительность | Затруднения в установлении контактов |
6. | Терпимость | Нетерпимость | Обидчивость |
7. | Бесхарактерность | Решительность | Беспокойство. |
Соматотоник ощущает потребность в движениях. Съеженные плечи у церебротоника и у высцеротоника могут отражать совершенно разные переживания. Ведь церебротоник, будучи по своему характеру беспокойным, старается в беседе быть съежившимся, независимо от сигналов ситуации. У виысцеротоника такие реакции формируются только под действием обстоятельств.
3.1. Проявления холерического темперамента в невербальной коммуникации:
1) Сидя за письменным столом, они то сводят, то разводят руки, открывая себя со всех сторон. В их движениях порой проскальзывает что-то театральное. Если они предло-жат вам место, то – учитывая еще и их любовь к крупным кольцам – их жест будет вы-глядеть просто по-королевски. Эти люди ведут себя подчерк-нуто властно и за столом сидят свободно откинувшись на спинку кресла, высоко подняв голову и рвсправив грудь.Их открытые ладони великодушно приветствуют посетителя, но уже через несколько секунд на стол может с грохотом обрушиться кулак. Жест с открытыми ладонями выражает доверие и желание сотрудничать.
Человек со слабым, но подвижным типом н.с. не в состоянии долго находиться на одном месте. Часто перед тем как сесть, он двигает стул, приспасабливая его под себя. Поза сиюминутна. Молодой человек готов в любой момент сорваться со стула, либо сменить позу. Причем в каждый конкретный момент его поза неудобна, некомфортна.Вести с ним длинные разговоры бессмысленно. Это человек - порыв. Он предпочитает действия любым словам. Легкость во всем. В поступках, в принятии решений. Достаточно подать идею, и он бросится ее реализовать. Монотонные занятия и скука не для него. Вот почему он воспринимает сидение на стуле, как временное и досадное событие. Чаще всего такие люди на предложение присесть отвечают: “Чего там рассиживаться, надо действовать”. И бросаются вперед.
2) Реакция х-ка на неприятное сообщение - бурная и импульсивная. Широко раскрытые глаза и рот, разведенные в стороны руки с раскрытыми ладонями- все свидетельствует о том, что его застали врасплох. Но смятение быстро пройдет. Х-ик не переживает стресс долго. Через короткий промежуток времени этот юноша соберется и будет готов к решительным действиям. Его жестикуляция при этом останется активной, несдержанной. В каждом конкретном случае она будет следствием и проявлением его внутреннего состояния. Поэтому х-ик всегда легко “читается”.
Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию