Невербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли невербальных коммуникаций в процессе управления организацией.
Для реализации поставленной цели определены следующие основные задачи:
1) получить теоретические знания о невербальных коммуникациях;
2) определить актуальность и современное понимание рассматриваемого вопроса;
3) провести сравнительный анализ состояния исследуемого вопроса в российской и зарубежной практике.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа финиш.doc

— 6.45 Мб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

     Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий конкурентоспособности и эффективных форм хозяйствования, современных методов управления.

     В этих условиях перед менеджерами предприятий встает  вопрос: как максимально повысить эффективность управления  организацией.

     Опыт развития малого и среднего бизнеса, как в России, так и за рубежом показал, что системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности развития компании.

     С позиций науки управление представляет собой целенаправленную переработку информации. Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами. Эффективный обмен информацией необходим на всех этапах деятельности и во всех подразделениях организации для достижения намеченных целей, а также является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Короче говоря, обмен информацией — важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.

     На основании выше изложенного определилась актуальность рассматриваемой темы курсовой работы «Невербальные коммуникации и их роль  в управлении».

     В данной работе изучается проблема невербальных коммуникаций управления организацией и эффективность  их использования для достижения поставленных целей.

     Коммуникация (лат. сommunicatio, от сommunicо – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

     В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания. К основным типам невербальной коммуникации относится: движение тела, личные физические качества, речь, использование среды, физическая среда, время.

     Целью данной работы является определение роли невербальных коммуникаций в процессе управления организацией.

     Для реализации  поставленной цели определены  следующие основные задачи:

     1)  получить теоретические знания о невербальных коммуникациях;

2) определить актуальность и современное понимание рассматриваемого вопроса;

  1. провести сравнительный анализ состояния исследуемого вопроса в российской и зарубежной практике.    

     Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных классиков экономической науки: Виханского О.С., Мескона М.Х., Ньюстрома Дж., Машкова В.Н. и других авторов.

     Курсовая  работа состоит из: введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы, включающего 10 наименования,   1 таблицы, 3 рисунков и  4 приложения.

     Объем работы  составляет 38 листов печатного текста.

     В первой  части работы рассматриваются  теоретические вопросы  определения  коммуникаций и использование  их на практике  в управлении компанией. Во второй части – определение невербальных коммуникаций и их эффективное использование в управлении предприятием. В третьей части мы рассматриваем практические основы использования невербальных коммуникаций в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 Теоретические основы  коммуникаций и коммуникативного процесса

 

 

 

     1.1 Понятие и виды коммуникаций

 

 

     Коммуникация (от лат. communicatio) буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми» - это процесс обмена информацией (идеи, факты, мысли, чувства и ценности) между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. [5]

     В самом широком смысле цель коммуникаций - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

     К основным функциям коммуникации относятся:

- информативная - передача истинных или ложных сведений, осуществляет процесс движения информации;

- интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);

- перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

- экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

     Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

        1. по форме общения - вербальные и невербальные коммуникации;
        2. по субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий);
        3. по каналам общения – формальные и неформальные;
        4. по организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные;
        5. по направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации. (Приложение А – Классификация коммуникаций) [5]

     Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

     Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью  жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают  как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

     Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах. [7]

     Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается  от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

     Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. [7] Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров и услуг фирмы общаются прежде всего с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок, а также проводя различные социологические опросы.

    Внутренние коммуникации – информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

     Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

     Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций — гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

     Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.

     Виды слухов:

  1. «мечты и чаяния» - отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи, это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников;
    1. «вбивание клиньев» - наиболее агрессивный тип, продиктован порой ненавистью, наносят ущерб как репутации, так и отдельным работникам;
    1. финальный слух - вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками.                                                                                                                                                                 

     Наличие в организации неформальных коммуникаций — явление нормальное, однако, лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи — это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений, распространяемых с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности. [4]

Информация о работе Невербальные коммуникации