Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
Объектом исследования является кросс-культурная коммуникация.
Предмет – невербальные средства коммуникации как составляющая часть коммуникативного процесса.
Цель данного исследования – анализ невербальных средств общения в кросс-культурной коммуникации.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
Проанализировать определения понятий коммуникации;
Раскрыть основные виды знаковых систем, используемых в невербальной коммун
с.
Введение…………………………………………………………………....... 2
Глава 1. Коммуникация: сущность, основные
понятия…………………………………………………………….
4
Анализ понятия коммуникации.……..……………………………...
10
Невербальные средства коммуникации и их типологизация……...
10
Глава 2. Понятие кросс-культурной коммуникации…………………..………………….…………….
16
2.1.Анализ невербальных средств коммуникации………………………………………….……………..
16
2.2.Роль невербальных средств общения в кросс-культурной коммуникации…………………………………………………….......
22
Заключение ……………………………………………………………...
30
Список использованной литературы………………
Оглавление
с. | |
Введение………………………………………………………… |
2 |
понятия…………………………………………………………… |
4 |
|
10 |
|
10 |
|
16 |
|
16 |
|
22 |
|
30 |
|
32 |
Введение
Современный мир характеризуется тенденцией к расширению и углублению международных контактов в различных сферах социальной и культурной жизни, что и определяет актуальность проблем межкультурной коммуникации. Зачастую при наличии взаимного интереса представители разных культур недостаточно знакомы с особенностями коммуникативного поведения представителей иной этнической общности. Человечество развивается по пути взаимодействия и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватывает различные сферы общественной жизни всего мира. Главным субъектом этого взаимодействия является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Эффективность изучаемой связи определяется не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, его жесты и позы. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению эффективного взаимодействия. Изучив «язык телодвижений» и обретя умение «читать человека как книгу», значительно облегчается выбор правильной линии поведения при общении: как деловом, так и дружеском.
Объектом исследования является кросс-культурная коммуникация.
Предмет – невербальные средства коммуникации как составляющая часть коммуникативного процесса.
Цель данного исследования – анализ невербальных средств общения в кросс-культурной коммуникации.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
4.
Изучить понятие кросс-
5. Определить роль невербальных средств в кросс-культурной коммуникации.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, классификация, описание, обобщение.
Взаимоотношения личности и общества рассматриваются с различных позиций: психологических, социологических, философских. Мир жестов и мимики сегодня достаточно изучен и благодаря этому обширная теоретическая база способствует дальнейшим исследованиям, связанным с межкультурным взаимодействием. Все большую значимость приобретают рекомендации по изучению этики кросс-культурных коммуникаций, формированию представлений о различных национальных деловых культурах и присущих им особенностях организационного поведения. Повышение межкультурной восприимчивости в условиях множащихся различий, неоднозначности и перемен, характеризующих современное общество, становится важной составляющей профессиональной пригодности специалиста.
Профессиональное
развитие должно сформировать социально
значимые характеристики личности и отвечать
актуальным социокультурным потребностям
общества. И одним из наиболее важных аспектов
этой проблемы является формирование
такой черты личности, как способность
и готовность к межкультурной коммуникации
для профессионального социального взаимодействия.
Глава
1. Коммуникация –
сущность, основные
понятия
Коммуникация (от лат. «communico» - делаю общим) – в широком смысле слова – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.
Коммуникация в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация в деятельностном подходе – совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними [Кашкин В.Б., 2000. c.175].
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Общение,
как коммуникативная
В
психологии общение определяется как
взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене между ними
информацией познавательного
В структуре общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [Андреева Г.М., 1996].
1.
Коммуникативная сторона
Средствами коммуникации являются:
- вербальные (речевые);
- невербальные (жесты, мимика);
-
паралингвистические (качество
- экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
-
пространственно-временные (
2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие партнеров, при этом главным содержанием общения является действие. Различают следующие стороны интерактивного общения:
Сотрудничество - это такая форма общения, когда оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
Противоборство - форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
Уклонение от взаимодействия - партнеры пытаются избегать активного сотрудничества;
Однонаправленное содействие - один из партнеров содействует достижению целей другого, а тот уклоняется от сотрудничества;
Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу [Андреева Г.М, 1996].
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.
Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа. Под транзакцией подразумеваются не слова и реакции, а в первую очередь намерения к действию, которые отражают понимание человеком ситуации общения. Традиционно выделяются три вида транзакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подвида дополнительных транзакций: равные и неравные.
При равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер. Именно поэтому этот подвид можно назвать общением с полным взаимопониманием. В неравном общении действия заключаются не в передаче информации, а чаще в оценке партнеров по общению.
Пересекающееся взаимодействие – партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия.
Скрытые взаимодействия – это такие взаимодействия, которые включают в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Использование скрытых транзакций предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.
Выделяются три позиции межличностного взаимодействия: Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого — склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка — это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок») [Э. Берн, 2007].
3.
Перцептивная сторона общения
– это восприятие одним
Идентификация - уподобление себя другому, когда представление о внутреннем состоянии партнера по общению вырабатывается на основе попытки поставить себя на его место;
Стереотипизация - это восприятие партнера на основе “социального стереотипа”;
Рефлексия – попытка одного партнера детально представить, как его воспринимает другой;
Обратная связь - это осмысление ответных реакций партнера по общению;