Влияния темперамента на невербальную коммуникацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.

Содержание

Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

1) мимика анализаторов, связанная с ощущением боли, кислого, горького и т.д.

2) мимика эмоций.

3) характерологическая мимика (она индивидуальна и многообразна) (154).

    Согласно известному образу, экс

Существует только один универсальный «язык»-мимика. Ярость всегда определишь по сжатым губам и гневному блеску глаз. Выражения отвращение человек морщит нос и капризно кривит губы. А если он смеется-он радостен.

Смех-ето уникальное человеческое проявление, которому этологи несмотря на исследование антропологов, психологов и неврологов, до сих пор не могли найти убедительного обяснения. Почему мы единственные из живых существ умеем смеяться?

Человек почти сразу после появления на свет начинает смеяться: с того момента, когда к нему склоняется улыбающе

 

      Лицевая элспрессия как средство невербального общения:Роль мимики

по сравнению с позой, жестом, с фило- и онтогенетическим развитием возрастает.

В ходе эволюции мимические реакции развивались из движений—намерений, относящихся к подготовительной фазе деятельности (подготовка к нападению или, наоборот, к защите). Ч.Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в кооперации, объединении членов сообщества, так как позволяет сообщать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным каналом эмоционального, невербального общения является зрительный, через который воспринимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица. Для сравнения возможностей зрительного и слухового невербальных каналов в передаче информации об эмоциях У. Хелл, А.Керрес и К. Шерер (Hells. U,  Karras A., Scherer K.R.,1988) применили факторный анализ к результатам ранжирования видеокадров (лица человека, изображающего улыбку или эмоцию гнева), а также к записям человеческого голоса, переживающего те же эмоции . Для обеих модальностей суммарно авторы получили двухфакторное решение:45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,6%-- слуховыми.

У человека экспрессивные реакции лица приобретают самостоятельное значение в передаче эмоциональных сигналов. В социальном поведении взаимодействие лиц играет огромную роль. У специалистов оно получило даже специальное название—«поведение лицо к лицу». «Лицо—это     центр передачи и приема специальных сигналов, которые являются решающими  для развития индивида» (Изард К.,1980).

Кросскультурные исследования распознавания лицевой экспрессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттерн у лиц разных национальностей—около 80%, несколько меньше у японцев (65%).

Все мышцы лица, необходимы для выражений эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-ой неделе у эмбриона уже можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении.

Лицо человека и даже его схематическое изображение—значимый стимул для новорожденного. Об этом можно судить по длительности его фиксации глазами по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировочного рефлекса (снижения ЧСС). Ребенок предпочитает рассматривание  человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске, изображению различных животных).

На врожденный характер мимики указывает ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

      Методы измерения лицевой экспрессии. Для распознавания и измерения

лицевой экспрессии используют два основ ных метода:

1) идентификацию одной из основных эмоций  по выражению лица человека.

Техника идентификации эмоций по выражению лица (Facial Affect Scoring Technique—FAST) разработана в 70-х годах в Калифорнийском университете Паулом Экманом и его коллегами. FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6-ти эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями  для трех уровней лица. Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда.

2)      Регистрация электрической активности мимических мышц лица, по паттерну

которых судят по той или другой эмоции.Второй метод оценки эмоций разработан П. Экманом совместно с У. Фризеном (Ekman P., Friesen W.V., 1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System—FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FAKS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, например вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе также зафиксировано время начало и конца активности каждой мышцы.

      П. Экману принадлежит нейрокультурная  теория эмоций, которая

учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивные проявления шести основных (базисных) эмоций—счастья, гнева, страха, печали, удивления, отвращения—универсальны и не зависят от культуры. Каждая из них связана с определенной, фиксированной в генетической памяти программой движений лицевых мышц. П. Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы во время просмотра фильма стрессового содержания одинаково выражают свои эмоции, если возле них нет соотечественников, и по-разному—в их присутствии.

Наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмоций.В социальной ситуации человек демонстрирует свою экспрессию, следуя правилам среды, определяющим—кто и какую эмоцию, кому и когда может показывать. Эти правила требуют усиления или ослабления, нейтрализации или маскировки определенных эмоциональных реакций.Существование механизма социального контроля доказывают так называемые кратковременные выражения лица, которые можно увидеть с помощью киносъемки. Во время неприятного интервью киносъемка выявила реальные и неконтролируемые эмоциональные реакции субъекта на стрессовую ситуацию. Они длятся в течении 1/8—1/5 с, а затем сменяются выражениями лица в соответствии с нормами, принятыми в той социальной среде, к которой принадлежит субъект.

Корреляция активности лицевых мышц и эмоций. П. Экман и У. Фризен исследовали связь активности мышц лица с различными эмоциями, когда испытуемые просматривали фильмы приятного (щенок, играющий цветком, горилла в зоопарке, океан) и неприятного    (травматический  инцидент в цеху) содержания.

Была обнаружена положительная корреляция переживания «счастья» только с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого «счастья» при просмотре приятного фильма. При этом активность других мышц лица и даже тех, которые принимают участие в улыбке, не коррелировала с ощущением «счастья». Авторы пришли к выводу, что по активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. Чем выше была активность, тем о более интенсивном позитивном переживании сообщал человек.

Существовала идея впервые высказанной Даченом (Duchenn), а затем и Дарвиным о том, что искреннея улыбка радости морфологически должна отличаться от других типов улыбок: социальной, политической, маскирующей. Исследовав активность мышц лица во время различных улыбок, они установили, что искреннее выражение счастья, радости сочитается с комбинированной активацией двух мышц: большой скуловой мышцы и круговой мышцы глаза, которая с трудом подчиняется  волевому контролю. Исследователи подтвердили,  что большинство людей действительно не способно произвольно сокращать  круговую мышцу глаз и что во время позитивных переживаний обязательно активируются большая скуловая мышца, поднимающая уголки губ кверху, к скулам, и наружная часть круговой мышцы глаза, которая поднимает щеку и собирает кожу вовнутрь глазной впадины. Они назвали улыбку искренней радости улыбкой Дачена (Duchene Smile). Только улыбка Дачена положительно коррелирует с субъективным отчетом о переживании счастья и ростом ЭЭГ—активации в левой фронтальной коре (признак проявления положительной эмоции). 10—месячный младенец часто реагирует улыбкой Дачена на приближение матери и реже на приближение незнакомца. У взрослых юмор вызывает улыбку Дачена. Лица, у которых обычно обнаруживается малая активность большой скуловой мышцы, как правило, сообщают о меньших переживаниях счастья по сравнению с теми, у кого активность этой мышцы усилена.

Применение системы FAСS показало, что во время отрицательных эмоций (гнев, страх, отвращение, печаль) активируется около 41% всех мышц лица. Субъекты, демонстрирующие низкую активность мышц лица во время просмотра фильма с эпизодом, в котором рабочий получает увечье в цеху, характеризуются более низкими рангами отрицательных переживаний по сравнению с теми, у кого лицевая экспрессия более выражена. При этом лица, ареактивные (по ЭМГ ) в отношении отрицательных эмоциональных стимулов, во время просмотра «фильма ужаса» имеют тенденцию к усилению активности тех мышц, которые связаны с переживанием «счастья» или нейтральных состояний. Кроме того выделены три мышцы, активирующиеся при отвращении: одна поднимает центральную часть верхней губы, другая поднимает и напрягает крылья носа, а третья усугубляет носогубную складку. Их активность хорошо коррелирует с переживанием отвращения.. В работах Г.Швартца (Schwartz G.E.) и его коллег из Йельского университета штата Коннектикут была изучена связь депрессии  с особенностями активности лицевых мышц. У больных отмечены ослабление паттернов ЭМГ—активности которые связаны с эмоцией «счастья» , а также усиление активности мышц, реагирующих на переживание «печали».

Женщины в целом показывают более интенсивную лицевую экспрессию по сравнению с мужчинами. При этом у них мышца нахмуривания более активирована как во время представления эмоциональных  ситуаций с отрицательным знаком, так и в состоянии покоя. Эти результаты согласуются с тем фактом, что женщины составляют основной контингент пациентов с депрессией.

Знак эмоционального переживания можно контролировать по соотношению активности двух мышц: большой скуловой и мышц нахмуривания, так как активность скуловой мышцы положительно коррелирует с интенсивностью переживания «счастья», а мышцы нахмуривания—с состоянием «печали».

По паттерну трех лицевых мышц: большой скуловой мышцы (m.zygomaticus (Z)), мышц нахмуривания (m.corrugator (C)) и жевательной мышцы (m.masseter (M)) можно дифференцировать 4 эмоции (печаль, гнев, радость, страх). Схематично эти паттерны реакций можно представить следующим образом: печаль (Z, C), гнев(Z, C, M), страх (Z,C), радость (Z, C, M).

Как уже отмечалось, лицевая экспрессия зависит от социального контроля, определяемого принятыми нормами поведения.  Он снижает корреляцию эмоций с лицевыми реакциями.

      Теория обратной лицевой связи как одного из механизмов эмоций.

Впервые мысль о роли мимических реакций в генезе эмоций более ста лет назад была высказана Ч. Дарвином (1872). Он подчеркивал регулирующую функцию выразительного поведения лица,  усиливающего или ослабляющего эмоцию: свободное  выражение  эмоций с  помощью  внешних  реакций усиливает субъективное переживание, подавление же внешних эмоциональных   проявлений смягчает его.

У. Джеймс (W.James) считал, что эмоция—это осознание ощущений, создаваемых сердцебиением и прерывистым и быстрым дыханием. В то же время он полагал, что эмоция зависит также и от телесных изменений в виде напряжения мускулатуры, которое меняется с настроением, причем эта разница ощущается и отражается в эмоции.

      Гипотеза обратной лицевой связи получила разработку в трудах Э.

Геллгорна и К. Изарда (1980). В теории эмоций  К. Изарда мимические комплексы играют центральную роль, определяя специфику эмоций. В составе эмоции он выделяет три компонента:

-          активность мозга и центральной нервной системы;

-          активность поперечнополосатой  мускулатуры, системы мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи от нее в мозг (лицо—мозг);

-          субъективное переживание.

Мышечный паттерн воспринимается как сигнал определенного эмоционального состояния.

В начале 20-х в. И. Уейнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком и предположил, что мышцы лица регулируют кровоток, противоположно воздействуя на вены и артерии, усиливая приток крови в мозг или ее отток. Изменения кровотока сопровождаются сменой субъективных переживаний. И. Уейнбаум не был согласен с Ч. Дарвином, что функция мимики—сообщать другим о своем эмоциональном состоянии. Он полагал, что коммуникативная функция эмоций является вторичной. Лицевые мышцы через кровоток влияют на температуру мозга и изменяют эмоциональные переживания. Сосудистую теорию эмоций подтверждают данные о связи знака эмоций с температурой лба.

      Кодирование и декодирование лицевой экспрессии. В частности, способ-

ность человека передавать эмоциональные сигналы и принимать их имеет биологическую  природу. Процесс посылки эмоциональной информации при общении  начинается  с  мотивационно -эмоционального состояния, которое трансформируется в соответствующее выражение лица. Это осуществляется с помощью специального кодирующего механизма, существование которого доказывается соответствием паттернов активности лицевых мышц определенным эмоциям, хотя первичный паттерн лицевой экспрессии корректируется «правилам поведения», которые были усвоены субъектом в результате обучения, стимулируемого культурными и национальными традициями.

Лицевая экспрессия может вызывать эмоциональные эффекты, которые влияют на исполнительное поведение. (Демонстрация гнева должна легко ассоциироваться с аверсивными явлениями и их следствиями – возникновением эмоции страха. Наоборот, положительная экспрессия, например выражение счастье на лице человека, должна вызывать положительные эмоциональные реакции.) При этом воздействие протекает как автоматический процесс на неосозна­ваемом уровне .Лицевые паттерны особенно сильно действуют на людей, про­являющих социальный страх. Субъекты, отобранные по признаку боязни публичных выступлений, более бурно вегетативно реаги­руют даже на фотографию лица с нейтральным состоянием по сравнению с изображением неодушевленных предметов (грибы). При этом они переживают и оценивают свое восприятие нейт­ральных лиц как негативное. Испытуемые с высоким социальным страхом оценивают фотографию лица с выражением гнева как значительно более эмоционально-отрицательное, а лицо с выра­жением счастья — как менее положительное по сравнению с ис­пытуемыми с низким социальным страхом. Другими словами, они усиливают признаки отрицательных и ослабляют признаки поло­жительных эмоций на лице человека.

Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию