Влияния темперамента на невербальную коммуникацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.

Содержание

Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 481.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

Влияния темперамента на невербальную коммуникацию.

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

                    Автор:                 студентка II курса

           Дали Лапта

 

Науч.руков.:        ас.проф.Д.А.Прокопьев

 

 

 

 

 

©2002

Рига, 2002.год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение                            3

Список сокращений              4

  1. Невербальная коммуникация                            5

1.1. Кинесика                            7

1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека             

1.1.2. Такесика                           

1.1.3. Мимика-лицевая експрессия                           

1.1.4. Визуальный контакт                           

1.2. Проксемика                           

1.3. Акустические средства передачи информации             

  1. Основные теории темперамента                            

2.1. Гуморальная теория                           

2.2. Телесные проявления темперамента             

2.3. Новый этап изучении темперамента             

  1. Проявление темперамента в невербальной коммуникации             

3.1. Холерический темперамент                           

3.2. Флегматический темперамент                           

3.3. Сангвинический темперамент                           

3.4. Меланческий темперамент              

Выводы                           

Список литературы                           

Приложение                           

 

 


Список сокращений

 

Ф-флегматик.

Х- холерик.

М- меланхолик.

Нев.- невербальный.

Нев/ком.- невербальная коммуникация.

Нев/сооб.-невербальные сообщения.

С- сангвиник.

Т- темперамент.

Тп.т.- типология темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Успешность общения во многом определяется хорошим знанием индивидуально-психологических особенностей общающихся. Совсем не случайно именно с изучения темпераментных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов-типов тенмперамента. Такие типологии практически полезны, так как с их помощью можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

       Всем, чья профессиональная деятельность связана с общением, необходимо понимать язык жестов и владеть им. Еще две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинталиану, который жил в первом веку до нашей эры.

       Первыми профессионально стали изучать язык жестов художники и актеры. Жест в театре более содержителен, чем любые произнесенные слова. Великие актеры иногда находят неожиданные жесты, сразу создающие неповторимый образ. В “Бриллиантовой руке” для каждого героя был найден характерный, только ему присцщий жест. Семен Семеныч (Ю.Никулин), сказав или сделав очередную глупость, прикрывает рукой рот. После фильма этот жест стал классическим жестом простока. Лелик (Г.Папанов) растирает ладонью шею- и вот вам жест крутого вышибалы. Знаменитый французкий комик Луи де Фюнес каждый свой образ “собирал” из жестов. Фильм “Оскар”- энциклопедия комических жестов в исполнении  де Фюнеса. Чем выше класс актера, тем более выразительные его жесты. Великими мастерами жестов были Чарльз Чаплин и Аркадий Райкин. Райкин создал театр моментального перевоплощения. В доли секунды на сцене менялись персонажи, характеры, судьбы. Это достигалось с помощью небольшого числа атрибутов (парика, деталей одежды, предмета) и самое главное-жеста. Его называют ище и гением паузы. Выразительный жест, пауза - и зрители получают огромное количество информации о персонаже.

       Скульптуры и полотна молчаливы. А мы, стоя перед картиной/скульптурой, тем не менее участвуем в диологе. Общение с произведениями изобразительного искусства- удивительный пример невербального поведения. В период Среднеиековия жесты, изображаемые на картинах, во многом носили символический характер.

       Джон Баливер в 1664 году выпустил две книги, посвященные языку жестов человека “Хирология или естественный язык жестов” и “Хирономия или искуство риторики рук”. В этих книгах были составлены первые из известных в Европейских странах таблицы с систематизацией знаков выразительрой жестикуляции (103). В VIII веке великий русский ученый Михаило Ломоносов сформулировал своебразный словарь жестов в “кратком руководстве к риторике”. В конце девятнадцатого века вышла известная работа Чарлза Дарвина “Выражение эмоций животними и человеком”, продвинувшая вперед познание выразительрых движений человека.

       Значительным шагом в описании жестов стали работы известного французкого режиссера Дельсарта. В России начала двадцатого века система Дельстарта стала широко известной благодаря прекрасной книге князя Сергея Волконского “Выразительный человек”, где рассматривались как законы человеческого движения, так и их семиотическая классификация. С 1900 до 1979 года на английском языке издано шесть крупных монографий о жестах. Наибольший интерес во всем мире вызвали работы Д.Эфрона, М.Кричли, Ч.Морриса.

       Интерес к жестикуляции в научных исследованиях не уменьшается. Он вызван той ролью, которую ирают жесты в человеческом общении. В ХХ веке язык жестов привлек внимание ряда ученых-психологов. Большинсиво исследований основывалось на учении основоположника психоанализа З.Фрейда. Появились лекции и семинары по body-language («язык жестов»). Один, тогда еще мало кому известный, австралийский коммиваижер Аллан Пиз, участвуя в подобных семинарах, увлекся этой проблемой. Его популярная книга «Язык жестов», переведенная на десятки языков мира, привлекла внимание к данной проблеме уже не только специалистов , но и широкие круги читателя. В настоящее время «толкование» жестов выходит одна за другим.

       Предстаыители таких отраслей знания, как психология, социология, антропология и лингвистика, пристально изучали аспекты человеческого поведения, так или иначе связанные с окружающей коммуникации. Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, как, например, кинесика, проксемика, паралингвистика. В результате сегодня мы знаем о человеческом взаимодействии на микроуровне гораздо больше, чем прежде. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько  велика, что в настоящее время выделилась особая область исследования- кинесика. Изучение кинесики - огромная область исследований в психологии, теории коммуникации, культурологии. Наиболее изученными на сегодняшний день элементами кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жесты, позы, взгляды.

       Учитывая вышесказанное, целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.

       Задачи работы:

1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;

2.   Теоретический анализ типов темперамента человека;

3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.


1. Невербальная коммуникация - экспрессивные движения как центральная составляющая невербального общения.

Большинство из нас в первую очередь обращают внимание на внешность и «язык тела» другого человека. Язык тела - нам с детства знакомый язык. Всякий раз, когда мы с кем-то разговариваем, произносимые нами слова сопровождаются десятками часто едва уловимых движений и жестов, сменой позы, направления взгляда и выражения лица. Ими мы пользуемся и подсознательно. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный-лат.слово «устный, словестный») и неречевой (невербальный англ. non verbal – без использования слов, словестный).

 

Основными задачами невербального  общения можно считать следующие:

       Сознание и поддержка психологического контакта; регуляция процесса общения;

       Придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

       Выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

 

       Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего обема принимаемой информации (Петрова,2001). Американский психолог Ф.Селже в книге “Правда о жестах” высказал такое представление о значимости жестикуляции. Так же профессор Альберт Мерабиан утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: что мы говорим (значимость слов) - 7%, как мы говорим (интонация) - 38%, язык нашего тела (жесты и мимика) - 55%. Значит- 93% процесса общения непосредственно не связаны со словами.

       Наша мимика, жестикуляция, движения тела часто опережают речь. Человек еще не решил, как сформулировать свою точку зрения, а его жесты уже определили отношение к происходящему. Мы еще только подумали, какими словами поприветствовать знакомого, а рука непроизвольно поднялась в приветствии. Бывает и так, что человек говорит одно, а его жест выражает совсем другое. И тогда мы больше доверяем жесту, а не словам. Слова, как правило, прежде чем быть произнесенными, продумываются. В некоторых случаях жест полностью заменяет слова. Это происходит при общении на большом расстоянии, когда следует соблюдать тишину, например, на охоте.

       По мнению писательницы М.Ганиной, «мгновенное запоминание движения, выражения лица, контакт взглядов, чтение позы - и ты о человеке знаешь, держишь в себе больше, чем после длинной беседе». Более того домашние животные понимают нашу мимику или жесты, наш общий тон (приветливый или недовольный) обращенный к ним.

       Невербальные сообщения могут быть закодированны по средствам:

1)      выразительных движений тела - экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.),

Д.Моррис (цит. по Петрова, 2001) разделял  экспрессивные движения на 6 основнных  категорий:

       мимические, т.е. изображающие какое-либо действие;

       схематические, т.е. изображающие действие в принятой для определенной культуры традиции;

       символические, т.е. изображающие абстрактные понятия;

       социальные, использующиеся как атрибут роли;

       театральные- гротесковые;

       экспрессивные – спонтанные, неосознанные (аналого имеется у животных).

2)      звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.),

3)      определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть пространство, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником),

4)      использование материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения).

 

       Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Подобно слову, жест/поза также имеют закрепленные за ними в данной культуре (в данной ситуации, в данной группе) значение.

       Нев/сооб. являются индикаторами эмоциональных состоянй и показателями мноогобразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому.

 

              Основные какналы нев/ком: Важнейшей особенностью нев/ком является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обояния. На основе полисенсорной природы нев/ком. выделяются различные ее виды:

1)      Акустическая: экстралингвистика (паузы, кашель, вздох, смех, плачь), просодика (темп, тембр, высота, громкость),

2)      Оптическая: кинесика- Выразительные движения (мимика, поза, жесты, походка, контакт глаз).

Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию