Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.
Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение
1- Раздумье, сосредоточенность, 2- Припоминане, 3- Затруднение самовыражения.
III Модальные жесты-симптомы:
1- Одобрение, согласие, 2- Неодобрение, несогласие, 3- Недоверие, выражение иронии, 4- Сожаление, 5- Сочувствие, 6- Благодарность, 7- Подчеркивающие речь жесты, 8- Негативная оценка, 9- Оскорбительные жесты , 10- Угроза.
IV Жесты-регуляторы фатические
1- Жесты приветствия, 2- Привлечение внимания, призыв, приглашение.
V Жесты-регуляторы контактные
1- Сохранение оптимальной дистанции между общающимся, 2- Поддержание внимания собеседника, 3-Демонстрация принятия информации, собственного внимания, 4- Жесты регуляции речевого потока.
VI Эндные жесты-регуляторы:
1- Жесты окончания контакта, 2- Жесты прощания.
VII Жесты-регуляторы побудительные:
1- Жесты просьбы или требования, 2- Дразнящие жесты (детские), 3- Запрет, 4- Игровые жесты (детские, употребляются взрослыми как шуточные)., 5- Жесты приминения. Прощения.
ЖЕСТЫ-ИНФОРМАТОРЫ
VIII Жесты-информаторы объективные
1- Жесты количества, 2- Изоброжение размера, 3- Изображение формы объекта, 4- Имитация наглядрого действия, 5- Жесты, характеризующие обобщение, объединение, слияние (особенно распрастранены среди педагогов и лекторов), 5- Жесты анализа, перечисления, разъединения, дробления (особенно распрастранены среди педагогов и лекторов), 6- Жесты приготовления (оссобенно распростронены среди педагогов и лекторов), 7- Утверждение или отрецание, 8- Указательные жесты.
IХ Жесты-информаторы субективные.
1- Изображение своего состояния, 2- Изображение человека.
Жест- это особая система сигналов, передаваемая движениями головы, рук, ног, мышц лица и тела. По подсчетам некоторых исследователей, только руками производится более 700 движений, всего же таковых насчитывается до 7-8 миллионов. К собственно жестам относятся лишь движения, передающие какое-либо значение. Недаром жесты называют «немым языком».
Термин «жест» далее будем употреблять в узком смисле слова, обозначая им только движение и позы рук (одной руки). Движение головы также отнесены нами к жестикуляции (рассмотрение движений головы как мимики не представляется правомочным, так как они имеют знаковый характер ивыражают не только эмоциальное состояние субъекта).
По данным М.Арчела, в течение часового разговора в среднем финн делает один жест, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец 180 (152). Наши наблюдения показывают, что русские отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно – 40 жестов в час. Можно утверждать, как справедливо замечает французкий антрополог Бернар Колиген, что «в каждой стране- свое немое кино». Выбор жеста из принятого в определенной культуре обусловлен: личностью (индивидуальным тезаурусом), отношением между партнерами по общению (интимные, официальные, случайные и др.), ситуацией общения. Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темлераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональном состоянии человека. Они , как правило, показывают его внутреннее состояние, характер его высшей нервной деятельности, склонность к логическому или художественному типу восприятия и многое другое.
Д.Морис и др. в книге “Жесты” указывал также на существование индивидуального жесткого стиля человека. Свойственная личности манера жестикулирования может быть оценена по формально- динамическим особенностями (количество, темп, амплитуда, плоскость выполнения) и содержательно (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Эти особенности относительно постоянны и изменяются, например, при изменении эмоциального состояния человека.
При увеличении силы эмоциональных переживаний наблюдаются: увеличение количества жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, изменяется динамика привычных жестов: они как бы ускоряются, увеличиваются их амплитуда,возникают отклонения от типичной манеры жестикулирования. Интенсивность и амплитуда жестов увеличиваются при переходе от официального общения к неофициальному: при официальном-идет приближение к национально-культурному нормативу, при неформальном- более проявляется индивидуальность жестого языка.
Что в жестикуляции объективно задаеся жестикуляцией? Например, амплитуда (размах движения) зависит от расстояния между общающимися. Чем дальше находится партнер по общению, тем размашистее жест. При близком расстоянии, например, прощальное помахивание кистью руки сверху вниз в нашей культуре выполняется с амплитудой в 10 сантиметров (то есть сгибаются лишь пальцы), а при увеличении расстояния движение идет махом руки от локтя сверху вниз и амплитуда достигает полуметра. Это влияет и на словарь употребляемых жестов. Например, при прощании на близком расстоянии используются жесты контактные или малоамплитудные, а при увеличении расстояния употребляются жесты как визуальные знаки. Жесты делят:
1) По характеру воздействия на воспринимающего можно выделить визуальные, визуально-акустические и визуально-акустически-
2) По физической природе жесты можно разделить на две бдльшие группы: головные и мануальные (ручные). Последняя группа, в свою очередь, включает подгруппы, выполняемые одной или обеими руками, и виды, различающиеся по активно используемой части руки: пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Указанные группы могут встречатся в самых различных комбинациях.
3) По количеству контактирующих выделяют индивидуальные, взаимные и индивидуально- взаимные жесты (226, 227). Первые производятся только одним лицом, вторые- двумя лицами, причом оба действуют одинако активно (жмут друг другу руки, обнимаются), третьи производятся активно одним лицом над другим как объектом или при пассивном участии другого лица (рукопожатие, при котором один всей кистью жмет другому пальцы, похлопы вание по плечу и т. д.).
4) В “языке” жестов, употребляемом в повседневном общении людей, можно выделить два типа жестовых семиотических систем. Первую систему образуют жесты- знаки, которые понимаются нами как преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предзначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, которые непроизвольны, несознательны и не рассчитаны на чье либо восприяти (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя). Именно им посвящены многие книги зарубежных авторов, занимающимся проблемами “языка тела” (преимущест-венно в русле психоаналитического подхода).
5) Американские исследователи П. Экман и В. Фризен (274) выделяют по интенциональности: эмблемы – хорошо осознаанные жесты, свободные от контекста и имеющие прямой словестный перевод:, иллюстраторы – менее осознаные жесты, сопровождаю-щие речь:, жесты, участвующие в регуляции процесса общения и кординации партне-ров:, и наконец, адапторы и другие выразительные движения (рудименты ранее жизненно важных жестов, потеряших свою исходную функцию и сохранившихся в силу привычки), которые редко употребляются осознанию и преднамеренно. Но и эти жесты, не говоря о симболистических и условных, несут информацию об индивидиуме, их употребляющем, о его отношении к изображаемому явлению и партнеру по общению. Жестикуляция – как и все общение – “столь же социальное, сколь индивидуальное явление” (Пет., с. 21).
Однако в редких случаях некоторые жесты могут становиться косвенными знаками. Это произходит, когда, жест изображает цыфру или букву (рукой чертится в воздухе форма знака).
1.3. Жесты и части тела
1.4. Набдюдаемое поведение
1.5. Динамика телодвижений
При анализе движений человека играет роль мера вовлеченности отдельных групп мышц. Так, еще Ф. Дельсарт отмечал, что сильном чувстве человека в жест включаются крупные мышцы плеча (но называл его «термометром чувств»).
Согласно А.Викулову (Пет.), различная степень активности инициируется в направлении движения. Так, при активности субъекта экспрессивные движения как бы направлены «вовнутрь» (сжатие губ, кулаков, опущение бровей), при реактивности- «вовне» (раскрытие глаз, поднятие бровей),, удовольствие проявляется в движении «вверх» (углы рта, уголки глаз, положение плеч в позах, жестах), неудовольствие – вниз,, интевсивность проявляется в мышечном тонусе, его степени и распределении в разных мышцах.
Эмоциальное общение в значительной степени зависит от индивидуальной способности передавать и принимать эмоциальные сигналы собеседника через мимику, позу, жесты, интонацию речи, т. е. от индивидуальных проявлений механизма кодирования и декодирования эмоций. П. Салавей и Дж. Майер (Salovey P., Mayer J.D.,1990) в своей социально ориентированной концепции эмоциального ума (emotional intelligence) настаивают на необходимости выделить индивидуальные различия, которые проявляются в совокупности таких свойств, как способность к эмоциальной экспрессии, эмоциальной перцепции и к сопереживанию (эмпатии). Важность этих качеств ума для делового общения отразилась в правиле, которому следуют многие руководители, - принимать на работу по коэффициенту интеллекта (IQ) , а повышать по должности по эмоциальному коффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциальному общению.
Жест- это особая система сигналов, передаваемая движениями головы, рук, ног, мышц лица и тела. По подсчетам некоторых исследователей, только руками производится более 700 движений, всего же таковых насчитывается до 7-8 миллионов. К собственно жестам относятся лишь движения, передающие какое-либо значение. Недаром жесты называют «немым языком».
Неосознаваемые жесты
то усвоенных человечеством, часто неосознаваемых реакций. Например, во время скучной беседы слушающий сидит, подперев голову обеими руками. Если в этот момент потребовать объяснений, человек может сказать, что ему вовсе не скучно, а сидит он так потому, что устал.
Люди скорее «чувствуют» настроение, чем осознают его. Часто какое-то действие или жест становится настолько характерным для определенной ситуации, что мы легко идентифицыруем их.
Следует заметить, что каждый ребенок в процессе социализации учится контролировать свои неосозноваемые жесты и затем умело приспасабливает их к правилам поведения в обществе.
Экспрессивные жесты
Движения рук довольно информативны при разговоре. Человек, ведущий
беседу, использует свои руки для усиления вербальных сигналов. Экспрессивные жесты, обычно, спонтанны и воспринимаются, людьми как само собой разумеющееся поведение. Что может быть естественнее, чем улыбки и усмешки, пожимание плечами или надувание губ, смех и кивки головой и т.д. Сжатый кулак человека имеет своей основе намерение ударить оппонента.
Экспрессивные движения неизбежно подвергаются постоянным и
значительным культурным влияниям. Все дети в раннем возрасте обычно бурно проявляют свои эмоции- радуются и смеются. Позврослев эти же дети станут смеяться гораздо сдерженнее и не так громко.
Реакция лица (Реакции и маски лица).Лицо сигнализирует об эмоциональных переживаниях и характерологических особенностях человека.
Лицо человека. Для лица идиота специфична крайняя бедность мимической
выразительности.
Мимика лица: Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяет
нам выражать разнообразные чувства и настроения. Мимика помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Если человек говорит о радостном, приятном, добром, то и на лице у него будет выражена радость, если говорит о печальном или дурном, то у него будет и соответствующее выражение лица.
Мимика – наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Еще К. Изард (91) называл лицо человека своеобразным центром передачи и приема социальных сигналов. Многие авторы отмечают, что мимическая экспрессия является сложным по своей структуре феноменом, «емким кодом». И.М.Подберезин указывает три уровня мимических реакций человека.
Первый уровень образует мимика анализаторов, связанная с ощущением боли, кислого, горького и т.д. Второй уровень – мимика эмоций. Третий – характерологическая мимика (она индивидуальна и многообразна) (154).
Согласно известному образу, экспериментальных данных по значению для наблюдателя признаков лица, центр восприятия мимики человека локализуется в области экспрессии рта.
Мимика, кроме базисных эмоциональных выражений, включает значительное количество так называемых «ролевых масок» и другие типи экспрессии. Классификация мимики может быть осущесвлена по принципу «ролевой маски», соответственно выделяется столько ее типов, сколько существует масок.
Экспериментальный багаж работ, посвященных «языку мимики», огромен. Значительное количество работ в отечественной психологии было посвящено вопросам восприятия и интерпретации эмоциального состояния человека по выражению лица (В.А. Барабанщиков, Т.Н. Малкова, В.Н.Куницина,Т. Нийт, Е.В. Фетисова, А.М. Щетинина, Р.О.Якобсон и др.)
Со времен Дарвина лица исследовались как индикатор эмоциональных состояний субъекта. В изучении мимики можно выделить два основных направления (51). Первое ставит своей задачей выявление элементов лица (в первую очередь мышщ), которые участвуют в тех или иных выразительных движениях. Второе занимается проблемой считывания (расшифровки) эмоций и отнесением ее к определенной категории.
Возможности управления мимикой связаны с социальной природой выразытельных движений человека. Утвержение Ч. Дарвина о наследственном характере мимики человека, в дальнейшем подтвержденное рядом зарубежных исследований для шести эмоциальных категорий эмоций (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть) на материале пяти культур (Новая Гвинея, Борнео, США, Бразилия, Япония), однако не распросраняется на све богатство мимики (а в литературе отмечается всего более 20000 выражений лица), которая социально обусловлена, нациально специфична, и, следовательно, неврождена (51).
Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бровей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств- от приятного удивления до разочарования.
Мимика – наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Еще К. Изард (91) называл лицо человека своеобразным центром передачи и приема социальных сигналов.Многие авторы отмечают, что мимическая экспрессия является сложным по своей структуре феноменом, «емким кодом». И.М.Подберезин указывает три уровня мимических реакций человека.
Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию