Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.
Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение
1) У м-ка - человека со слабым инертным типом н.с.- предложение присесть вызовет смешанные чувства. С одной стороны, присев на стул, он займет меньше места в пространстве и, значит, будет привлекать к своей персоне меньше внимания. С другой стороны, он не уверен в том, что его рассиживание ему не повредит. Поэтому чаще всего меланхолик говорит: “Спасибо, я постаю”. М. сидит на стуле неуверенно. Чаще всего на краешке. Обычно руки сложены на коленях, ноги сомкнуты. Говорить с м-ом. нужно мягко, избегая резких выражений и громкого тона. М. – люди очень чувствительные. Это качество- одновременно и достоинство и недостаток. С одной стороны, м-ки могут, как никто другой, понять и посочувствовать. С другой, они легко ранимы и обидчивы. Если не обращать внимания на неустойчивое настроение м-ка и не реагировать на его частые слезы, то лучшего друга трудно найти.
Люди этого типа во время разговора жестикулируют плавно и сдержанно. За столом они чаще держат руки сложеными вместе, не отводя их далеко от себя, пальцы сжаты. Характерны неторопливые жесты, при которых собеседнику не видны ладони. Более комфортно чувствуют себя, если их руки спрятаны, скажем, в рукава или под бумагами.
М-ки держиться спокойно, сидят близко к столу и не претендуют на пространство собеседника. Люди этого типа не любят украшений, а если и носят. То очень скромные. Их жестикуляция свидетельствует о сосредоточенности, умении слушать. Такие люди никогда не дают скорополительных обещаний, предпочитая выждать какое-то время и все хорошо обдумать. Но если уж они пообещали, то обезательно выполнят.
2) Они поднесят руку к сердцу не случайно. Неприятное сообщение действительно может вызвать у меланхолика сердечный приступ. Вторая рука либо судорожно поднимается вверх, либо без иольно падает. Глаза могут наполниться слезами. М-ки подвержены частым стрессам. Они очень тяжело и длительно переживают неприятности. Сочувствие, внимание и забота – вот обязательные компоненты общения с м-ком. Важно понимать, что м-ки не демонстрируют стресс, а действительно в нем находятся. То, на что человек с другим типом н.с. не обратил бы внимания, меланхолик воспринимает как личную трагедию. Мнительность и подозрительность все время не дают ему покоя. Зная это, лучше избегать всего, что может заставить м-ка нервничать и переживать. Вместо того чтобы сделать замечание, лучше сказать что-то хорошее, а потом предложить свой вариант решения проблемы.
3) У м-ка даже положительное сообщение может вызвать стресс. Обе руки на сердце, трудно дышать, захлестнуло волнение. Лишь легкая улыбка говорит о том, что переживания приятны. М-ки очень восприимчивы и к поощерению, и к порицанию. Сам факт того, что они являются предметом всеобщего внимания. Вызывает уних сильное душевное потрясение. И только по внешним проявлениям: выражению лица и характеру жестикуляции- можно определить, с каким знаком- плюс или минус- призошло эмоциональное потресение. Конечно, положительные эмоции лучше отрицательных. Но надо всегда поьнить, что для м-ка большое значение имеет сила этих эмоций. Даже о хороших и приятных вещах с меланхоликом нужно говорить спокойно. В противном случае жест “обе руки у сердца” может из жеста символического перерасти в реальный, когда человек испытывает острую физическую боль в сердце.
4) М-ки – плохие ораторы. Их речь, как и их настроение, неустойчива и сбивчива: от приглушенного шепота до всхлипываний и крика на высоких нотах. Если м-ки не выступают перед классом, а просто беседуют, то делают это тихо, с дрожанием в голосе и придыханием. Руки, прижатые к груди, - характерный для м-ка жест. При этом он не сообщает ничего трагического. Их жесты в большенстве своем эмоционально выразительны, незовисимо от содержания речи. М-ки могут заламывать руки, тереть виски, поглаживать шею, обычный прогноз погоды. Жестикулируя на уровне пояса и груди, люди этого типа редко поднимают руки на уровень лица. За исключением тех случаев, когда, волнуясь, вытирают лоб, прикладывают обе ладони к “пылающим” щекам или промокают глаза. А делать это приходится часто: слезы появляются без всякой видимой причины.
5) М-ки склонны к депресии. Походка м-ка с головой выдает неуверенного в себе человека. Про него хочется сказать: “Идет как в воду опущенный”. Действительно, у м-ка опущены плечи и руки. Вего облике просматривается смятение и подавленность. Но все может измениться в считанные секунды. Вспомнив что-то приятное, м-ик радостно встрепетнется, чтобы потом снова уйти в себя. Представьте, что мимо вас идет человек, проглотивший пушечное ядро. А теперь оглядитесь по сторонам. Обязательно увидите несколько человек с такими “ядрами”. Это- м-ки. Груз собственных переживаний давит и угнетает их.
Столкнувшись с препятствием (даже если это обычный стул), м-ик расстроится, растеряется и сделает шаг назад. Препятствие, естественно, здесь только для того, чтобы помешать м-ку. Даже на стул он может обидеться. М-ки – очень неуверенные в себе люди. Они постоянно обеспокоенны тем, как выглядят. Особенно, если на них смотрят. Поэтому они совершают массу необоснованных действий: постоянно поправляют прическу, одежду, вытирают уголки губ.
Грызть ногти и обкусывать заусенцы – вредная, но, к сожелению, часто встречающаяся привычка. Медики считают это проявлением неврастении. Слабый тип н.с., подверженность стрессам, неумение владеть собой- оснавные причины недуга, которым стрвдвют многие м-ки.
Список литературы.
1. Айслер-Мерц К. Язык жестов/ Пер с англ.Т.Каченко.-М.:ФАИР-ПРЕСС,
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые
разли-чия в поведении./ Пер с англ.-М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001-752с.-(Кафедра психологии).
3. Воловив В.А. Тайны жеста/ В.А.Волвик.-М.:ООО”Издательств
4. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.-М.:Аспект Пресс,2001.-373с.
5. Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу.- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-480с.
6. Зимбардо Ф.,Ляйнне М. Социальное влияние-СПб.: Питер, 2001. с: ил.-(Мастера психологии).
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001.-464с.:ил.-(Мастера психологии).
8. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добываться успеха.: Учебное пособие для высшего управленчес-кого персонала/ Автор-сост. Р.Р. Каша-нов. -Инжевск.: Изд-во Удм.ун-та,2001.-448.: ил.
9. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб.:Питер, 2001.-592с.:ил-(Учебник нового века).
10. Немов Р.С.Психология:Учеб для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.-4-у изд.-М.:Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.
11. Петрова Е.А. Знаки общения.-М .: “Издательство ГНОМиД», 2001-256с.:ил.-(Визуальная психосемиотика).
12. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов.-М.:, 2001.-212с.
13. Психология делового преуспевания.- М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.-304с.-(Психология безопасности и успеха).
14. Рогов Е.И. Психология общения.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-336с.: ил-(Азбука психологии).
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии- СПб.: Питер,2001.-720с.-(Мастера психологии).
16. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психо-логию: Т.1.:Учебник для студентов медицынских вузов.- М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-416с.-(Библиоткка психологии, психоанализа, психотерапии).
17. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия ”Учебники. учебные пособия” - Ростов н/Д : “Феникс”.2000-448.
18. Тайчер П., Баррон-Тайчер Б. Читать человека как книгу/Пер. с англ. А.В. Сверчкова.-М.:ООО “Издательство АСТ”, 2000.-288с.- (Библиотека практи-ческой психологии).
19. Томсон П. Самоучитель общения.- СПб.:Питер, 2000.-256с.:ил.-(Сам себе психолог).
20. Уэнрайт Г. Язык тела /Пер с англ. Т.Каченко.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -320с.:ил- (Грандиозный мир).
Барабанщиков В.А.. Молкова T.Н, Зависимость точности идентификации экспресии лица от локализации мимических проявлений // Вопр. Психол. 1988. № 5
Изард Э. К. Эмоции человека. М., 1980.
Экман П. Психология лжи. С.Пб.,Изд-во Питер,1999.
Ekman P., Friesen W.V. Measuring Facia! Movement //Environmental Psychology and Nonverbai behavior. 1976. Vol. 1 (1).
Направление взгляда. Взгляд (визуальное взаимогействие, контакт глаз) – не менее важный компонент невербального общения воэдействия. По данным зарубежных психологов, собеседники, находясь на расстоянии одного-двух метров, смотрят друг на друга не менее 50-70% времени общения при длительности одного взгляда от 2 до 8 секунд (253,254).
Визуальное общение.
Глаза-ключевой элемент невербальной коммуникации. Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд это первый шаг на пути к собеседнику. Подсчитано, что в «Иойне и мире» дано описание не менее 85 оттенков выражения глаз.
Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, укоризненный, вопрошающий, восхитительный, прощальный, мимолетный, туманный, пронзительный, буравящий, смеющийся.
Интерес к глазам как «зеркалу души» в отечественной культуре зафиксирован как известными писателями (например, А.Н.Толстой сумел писать более 85 оттенков взгляда человека), так и учеными. В.Л.Голубева проанализировала около 400 фразеологизмов русского языка и обнаружила, что 36,3% их имели ключевое слово «глаза».
Систематическое исследование проблемы контакта глаз начали Р.Экслейн и М.Аргайл (73). Согласно современным зарубежным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию.Поэтому взгляд направляется на собеседника даже в случае, когда второй обьективно его не видит (254). Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении (и усилении) интимности и регулировании дистанции.
Важной социальной функцией взгляда является мера взаимосвязи продолжительности взора и меры симпатии людей к друг другу и продолжительность взоров, которыми они обмениваются. Многие исследователи (М.Аргайл, Дж.Дин, Р.В.Экслайн, Дж.Киркленд, С.Левис, А.Кендон) отмечают следующие функции взглядов в общении:
- информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящей в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики смотрит на слушающего, а слушающий на говорящего для получения информации обратной связи);
- оповещение об освобождении канала связи4
- стремление скрывать или выставлять свое «я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие нет),
- установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт );
- поддержание стабильного уровня психологичесской близости
Зарубежные исследователи чаще всего выделяют взгляды: глаза в глаза, прищуренным глазом, параллельно направленных на небольшое расстояние глаз, прямой, сверху вниз, снизу, косой, блуждающий, фиксированный (застывший ) и др.(73;76;203;243 ).
Еще в работах отечественного специалиста А.Л.Ярсбуса (249) отмеченно, что взгляд на лицо можно дифференцировать по направленности; в глаза, на другие отдельные части лица и лицо в целом.
Особым феноменом невербального общения является взаимный взор (визуальный контакт). Очень важен обмен взглядами для управления контактом. Современные исследования показывают, что взгляд обязателен в одни моменты диалога и не нужен в другие. Так, визуальный контакт встречается в конце фонетических предложенний , на стыках двух реплик и не встречается во времени пауз нерешительности (270). Активное прерывание взгляда равносильно уходу из ситуации общения.
Частота визуального контакта и нормированность его употребления различны в разных культурах. Отмечено, что арабы, латиноамериканцы, южноевропейцы могут быть отнесены к группе контактных по социальной нормированности взглядов в общении. Тогда лал азиаты, индопакистанцы и североевропейцы к группе «неконтактных» (237).
Мноночисленные зарубежные исследования показывают, что длительность взаимных взоров является функцией возраста, пола, степени знакомства, симпатии, статусных отношений, дистанции, позы, вида деятельности, ситуации общениа и прочее (там же).
Психологический каталог жестов обыденного общения
(в норме, на материале русской культуры)
ЖЕСТЫ-СИМПТОМЫ
I жесты-симптомы состояния:
1-Восторг, восхищение, 2- Удивление, радость при встрече (при воспри-ятии информации), 3- Предвкушение приятного, 4-Неуверенность, незнание, 5- Внимание, 6- Растерянность, смятение, досада, 7- Отчаение, 8- Недовольство собой, 9- Возмущение, 10- Испуг, страх.
II Жесты- симптомы процессов:
Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию