Невербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является такое понятие, как невербальные коммуникации в практике менеджмента.
Главная задача невербальных коммуникаций – передача информации с помощью жестов, мимики, эмоций…
На современном этапе данная тема становится всё более актуальна. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальные коммуникации в практике менеджмента» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми в организации, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИЙ………………………………………………………………4
1.1 Понятие невербальных коммуникаций в практике менеджмента………………………………………………………………………5
1.2 Специфика невербальной коммуникации………….………………...8
1.3 Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации …………………………………………………...9
ГЛАВА 2. ОСНОВА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...13

Работа содержит 1 файл

рефр мен.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИЙ………………………………………………………………4

1.1 Понятие невербальных  коммуникаций в практике менеджмента………………………………………………………………………5

1.2 Специфика невербальной коммуникации………….………………...8

          1.3 Физиологические и культурно-специфические основы   невербальной коммуникации …………………………………………………...9

ГЛАВА 2. ОСНОВА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………...11

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…12

          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью моей курсовой работы является такое понятие, как невербальные коммуникации в практике менеджмента.

Главная задача невербальных коммуникаций – передача информации с помощью жестов, мимики, эмоций…

На современном этапе  данная тема становится всё более актуальна. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальные коммуникации в практике менеджмента» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми в организации, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для специальности менеджмент организации это важно вдвойне, так как мы должны не только понимать слова своих подчиненных, коллег или деловых партнеров, но так же должны уметь понимать  их чувства и эмоции, чтобы правильно и в полной мере понимать то, что они пытаются донести до нас. 

          Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИЙ

 

          Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90% своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Коммуникации на предприятии (внутренние) делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, вертикальные же делятся в свою очередь на восходящие и нисходящие.

         Восходящие коммуникации - это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всего реализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложений.

         О Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным (передача сотрудникам указаний).

          Горизонтальные коммуникации - это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.

          Внешние коммуникации - обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой, позволяет ему быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии).

           От эффективности организации данного процесса зависит успех фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает. Примером последствий предоставления недостаточно достоверной информации является известное лекарство для беременных женщин - теназадрин, которое использовалось во всем мире и привело к рождению огромного количества детей с неразвитыми конечностями.

            Оно рекламировалось как универсальное безопасное средство, тогда как испытания не были окончательно завершены. В результате фирма понесла огромные убытки и подорвала свой имидж.

             Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот), так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства. Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, взглядов (недаром встречается выражение "говорящий взгляд"). В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем, что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности  и даже различные сферы искусства.

 

    1. Понятие невербальных коммуникаций в практике менеджмента.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических  явлений.

Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие  невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них  являются образцами культуры, в которой  «рос» человек. В той степени, в которой они используются как  образцы поведения и имеют  при этом символическое значение, они могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемая известной двум участвующим сторонам системой словесных кодов. Определенные жесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип  «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как  бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного  процесса не находится с индивидом  в отношениях интимного характера. Замечено, что у европейцев эта  «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре. Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют  бессознательную основу, так как  свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного  процесса и являются надежным индикатором  проявляемых чувств. Невербальной информацией  трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной  коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы.

Непосредственно в менеджменте  невербальные коммуникации играют огромную роль, ведь твои жесты, мимика, эмоции так  же влияют на собеседника или делового партнёра, как и слова сказанные в ходе беседы. Это не стоит упускать из внимания, т. к. если  перестать контролировать свои жесты или эмоции, собеседник  потеряет смысл вашего разговора. Произойдет это лишь потому что вы говорите с ним об одном, а выражение вашего лица или ваши жесты говорят совсем о другом. Поэтому нужно уметь котролировать свои средства невербальной коммуникации.

             В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практически отождествляется с понятием «невербальное поведение» и означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

 

Одним из главных видов  невербальной коммуникации является выражение  лица, которое передает определенные эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица» (КСВЛ). Таким образом они попытались внести определенную ясность в ту сферу, которая сейчас имеет множество непоследовательных и противоречивых интерпретаций, поскольку существует весьма много взглядов на то, как нужно идентифицировать и классифицировать эмоции.

Еще Чарльз Дарвин, основатель эволюционной теории, утверждал, что  основные модели выражения эмоций одинаковы  для всех людей планеты. Исследования Экмана, проведенные среди представителей различных культур, подтверждают этот взгляд. Экман и Фризен изучали туземное племя в Новой Гвинее, члены которого раньше фактически не контактировали с чужеземцами. Когда им показывали картинки с разными выражениями лиц, которые передавали шесть эмоций (счастье, грусть, гнев, отвращение, страх, удивление), туземцы правильно идентифицировали эти чувства.

Результаты подобных исследований, проведенных с разными людьми, подтверждают мысль, что выражение  эмоций и их истолкование присущи  природе человека. Однако у этой теории есть и противники. Экман соглашается с их аргументнами, что его опыты имеют ограниченный характер, и, возможно, здесь речь также идет и о культурном опыте невербальной коммуникации, который приобрел чрезвычайное распространение. Тем не менее его выводы подтверждаются и результатами других исследований. Психолог И. Эйбл-Эйбесфелдт изучал поведение шести детей, которые родились глухими и слепыми, чтобы выяснить, насколько выражение их лиц отвечает выражению зрячих и наделенных слухом индивидов в специфических ситуациях. Он установил, что дети

улыбались когда их привлекали к очевидно приятной активности; изумленно поднимали брови, когда им давали понюхать предмет с непривычным запахом, и хмурились, когда им снова и снова давали вещь, которая им не нравилась. Поскольку они не могли наблюдать, как ведут себя другие люди, то напрашивается вывод, что эти реакции являются врожденными.

С помощью КСВЛ Экман и Фризен идентифицировали малозаметные сокращения лицевых мышц у младенцев, которые присущи также и взрослым, когда те переживают какие-то эмоции. Например, грудные дети выпячивают губки и хмурятся, что напоминает выражение отвращения у взрослых, когда им дают что-то кислое. И хотя лицевое выражение эмоций, наверное, отчасти принадлежит к врожденным характеристикам человека, индивидуальные и культурные факторы влияют на их форму и на контексты, в которых они признаются уместными. Например, как именно человек улыбается, точные движения губ и других лицевых мышц, и как долго улыбка задерживается на ее лице — все это отличается в разных культурах.

Нет таких жестов или поз, которые были бы характерными для  всех, или по крайней мере для большинства культур. Во всяком случае этого никому еще не удалось доказать. Так, в некоторых обществах люди кивают главой на знак несогласия, что противоречит нашему распространенному обычаю соглашаться с собеседником, кивнув ему головой. Отдельные жесты, которые европейцы и американцы применяют очень часто, например, показать на кого-то пальцем, вообще отсутствуют у некоторых народов. А такой жест, как приставить к щеке испрямленный указательный палец и покрутить им, который в некоторых областях Италии употребляется как знак одобрения, вероятно, неизвестен больше нигде.

Как и выражения лица, жесты и позы постоянно используются для дополнения высказываний, а также  для передачи содержания в тех  случаях, когда ничего сказано не было. И выражением лица, и жестом, и позой можно передать шутку, иронию или скепсис. Впечатления, которые  мы невольно оказываем невербально, часто демонстрируют окружающим, что мы сказали совсем не то, что хотели на самом деле сказать. Существует множество едва заметных признаков невербальной коммуникации, которые могут улавливать собеседники. Спонтанное выражение искренности на лице, как правило, исчезает через четыре или пять секунд. Если улыбка длится дольше, то это свидетельствует об ее искусственности. Выражение удивления, которое задерживается на лице, часто используется для пародирования, чтобы

показать, что индивид  отнюдь не удивлен, хотя для этого, казалось бы, и есть основания.

 

1.2 Специфика невербальной коммуникации.

Не вызывает сомнений, что  с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать [4, 159 с.]. 

Характер и формы выражения  различных средств общения позволяют  нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные сообщения  являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные  составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга.

Информация о работе Невербальные коммуникации