Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью настоящей теоретико-аналитической работы явилось исследование взаимоотношений между типами темперамента человека и отдельными характеристиками невербальных средств общения.
Задачи работы:
1. Рассмотрение и комплексная характеристика средств невербаной коммуникации;
2. Теоретический анализ типов темперамента человека;
3. Оценка проявлений типов темперамента в средствах невербальной коммуникации.
Введение 3
Список сокращений 4
1. Невербальная коммуникация 5
1.1. Кинесика 7
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
1.1.3. Мимика-лицевая експрессия
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика
1.3. Акустические средства передачи информации
2. Основные теории темперамента
2.1. Гуморальная теория
2.2. Телесные проявления темперамента
2.3. Новый этап изучении темперамента
3. Проявление темперамента в невербальной коммуникации
3.1. Холерический темперамент
3.2. Флегматический темперамент
3.3. Сангвинический темперамент
3.4. Меланческий темперамент
Выводы
Список литературы
Приложение
3) Тактильно-кинестезическая: такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание).
4) Ольфакторная: запахи (запах тела, косметики).
Все виды нев/сооб. не изолированны, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее каждое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования. Каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику.
Функции нев/сооб. (какую информацию люди получают в процессе нев/ком.).
1) о личности коммуникатора (сведения о):
темпераменте человека,
его эмоциональном состоянии в данной ситуации,
его “Я” – образе и самооценке,
его личностных свойствах и качествах
его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него),
его социальном статусе,
его принадлежности к определенной группе/субкультуре.
2) об отношении участников коммуникации друг к другу с сведениями о:
желаемом уровне общения (социальная и эмоциальная близость/ отдаленность),
характере, или типе, отношений (доминировани-зависимость, расположение-нерасположение),
динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, “выяснить отношения” и т.п.).
3) об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют функции, которые нев/сооб. выполняют при воздействии с вербальными:
1) Дополнение (включая дублирование и усилие) вербальных сообщений. (Они делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами;
2) Опровержения вербальных сообщений означает, что нев/сооб. противоречит вербальному. Именно по этому, что нев.поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное обнаружиться спустя примерно 4-5 секунд.
3) Замещение вер/сооб. означает использование неверб/сооб. вместо вербального. (Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить.)
4) Регулирование разговора означает использование неверб.знаков для координации взаимодействия между людьми. (При этом часто используются знаки, замещающие слова, - поворот головы в сторону того, кто должен выступать, тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить.
Особенности нев/ком. :
1) Ситуативность.
2) Синкретичность
3) Непроизвольность, спонтанность многих неверб. действий, неверб.поведение
4) Невербальный язык люди как правило, успешно усваевают сами путем наблюдения, копирования, подрожания.
Невербальные средства общения изучает следующие науки: кинесика, мимика, жестика, такесика, проксемика.
1.1. Кинесика -Оптико-кинестические знаковые системы
Экспрессивные движения образуют центральную знаковую структуру внешнего облика и невербального поведения человека. Интерес к экспрессивным средствам общения в нашем столетии столь возрос, что выделилась особая область исследования – кинесика (от англ.kinesics, греч. kinesis). Основы изучения этой области эаложены в 50-х годах работами шведского ученого Р.Бердвистела. Американский психолог Р.Бердвистил предложил термин «кинесика» для изучения общения посркдством анализа движений тела(стрХ). «Кин»-мельчайшая единица, «буква» движения. Кинесика включает движения, которые отражаются с помощю оптической системы субъекта, то есть зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Поведение складывается из «кинем», также как человеческая речь - из последовательности слов, предложений, фраз. Из кинем образуется кинеморфы (нечто подобное фразам). Из повседневных наблюденийизвестно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляют в общении с помощью кинесической структуры раньше чем через слова.
Предметом изучения кинесики стал «язык тела», вся совокупность коммуникативных движений, жестов в широком понимании этого термина. В Росии исследование кинетических (кинесических) средств человеческого общения было начато в 60-х годах в рамках лингвоструктурного подхода в рабтах Б.А.Успенского и Т.М.Николаевой, позднее продолжено О.С.Ахматовой, Н.И.Гореловым, Л.А.Капнадзе, Е.В. Красильниковой, Г.В.Колшанским и др.
Структура кинесики, по мнению большинства авторов образована экспрессивными движениями: (жестикуляцией в широком смысле слова) которые включают в себя: 1)лицевые движения (мимика), 2)движения тела (позы, пантомимика, походка), 3)движения глаз, 4)движения голгвы и 5)рук (жестикуляция в узком смысле слова ). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинестической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы.
1.1.1. Жесты в визуальной экспрессии и импрессии человека
1.1.2. Такесика
Невербальное поведение, связанное с тактильнолй системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это прежде всего самые разнообразные прикосновения-рукопожатия, поцелуи, поглаживания, обьятия и т.д. Люди прикасаются друг другу по разным причинам, различными способами и в разных местах. Вы определенно чувствуете, что в коротком пожатии руки был какой-то оттенок симпатии/антипатии. Исследования показывают, что человеку необходима и желательна какая=либо форма тактильной стимуляции. Однако интенсивность и частота прикосновения отличаются от культуры к культуре , зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают как об эмоциональном, так и о характере взаимодействия. Можно выделить: профессиональные (носят безличностный характер: когда профессионал прикасается к другому человеку, последний воспринимается им как объект, а не как личность), ритуальные (рукопожатие и т.д.), дружеские, любовные.
1.1.3. Мимика-лицевая экспрессия (реакции лица).
1.1.4. Визуальный контакт
1.2. Проксемика- Организация пространства и времени коммуникативного процесса.
При анализе экспрессивного движения важна его динамика, ориентация в определенной пространственно-временной системекоординат (А.В.Запорожец, А.А.Бодалев, В.А.Лабунская и др.-Пет.).
Экспериментально доказанно преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для 2 партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Эстонские ученые показали (Пет.), что размещение рядом способствует совместной работе, сотрудничеству,, по диагонали через угол стола – непри-нужденности в беседе,, позиция лицом к лицу через стол может усиливать напряженность, контроль партнеров друг за другом, и т.д. Таким образом, ориентация и угол – также проксемические компоненты общения. Размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека. Пространственное расположение партнеровЖ люди разместившиеся
Исследования пространственного компонента коммуникации известным американским ученим Э.Холлом (Петрова,2001) привели к образованию новой области – проксемики, которую сам автор называет «пространственной психологией». Проксемика изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (например, архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстаковки мебели) и динамических пространсв Расположения собеседников в пространстве).
Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Э.Холлом описаны четыре категории пространственной коммуникации. В исследованиях Д.Л.Вильямса, В.Е.Лейпольда, Н.Руссо, А.Ф.Кинзель, Р.Зоммера, Д.Фаста выявлена зависимость расстояния до собеседника («персональное пространство») от индивидуальных (национальная и социальная принадлежность, возраст, коммуника-тивные умения, стиль поведения, интравертированность-
Показано, что вторжение в зону персонального пространства приводит к определенным изменениям поведения субьекта, например, его позы.
Отдельным аспектом изучения визуальных средств общения являются их временные параметры. В работвх А.В.Шленской было показано, что-определенные временные особенности невербального взаимодействия выступают механизмом развития диалогичного общения:
- одновременное появление у партнеров одинаковых поз, мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание и углубляет диалогичность общения;
- общение протекает боллее успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;
- продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длитеньности «зеркальной позы» (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики»;
- положительным для общения оказывается увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики» в условиях отсутствия «зеркальной позы ».
Наличие связи невербальных компонентов общения между собой (такесикой, визуальным контактом и проксемикой) было высказано в гипотезе М.Аргайла и Д.Дина о равновесии между такими структурами невербального поведения как прикосновение, контакт глаз и дистанция.Предпологается, что интенсивность употребления каждого из них обратно пропорциональна интенсивности других.Если один из элементов используется более интенсивно, чем другие, происходит уменьшение их интенсивности. Например, чем дальше расстояние и менее возможны прикосновения, тем интенсивнее контакт глаз (126).
В подзоне радиусом 15см позволяется прикасатся очень немногим. Поэтому ее называют сверхинтимной зоной.
И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближатся к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком – сподозрительным незнакомцем.
Еще один фактор, определяющий расстояние между общающимися , можно назвать социально – возрастным. Ученные отмечают, что чем больше разница в возрасте у общающихся людей, тем больше расстояние между ними.
Австралийский психолог Павиль Р. Уилсон показал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому, а часто зависит от социального статуса человека. Чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и. наоборот, чем меньше его рост, тем большее расстояние он предпочитает. У женщин же наблюдается противоположная зависимость.
1.3. Акустические средства передачи невербальной информации
Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого. Благодаря этим характеристикам вы без труда узнаете голос знакомого человека по телефону, даже если он не представился вам. Пародисты, копируя чью-нибудь реч, опираются на эти признаки. Это выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки-кашель; нулевые звуки-паузы; а также звуки назализации- «хм-хм», «э-э-э», и др. Паралингвистическая система –это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвестическая система- включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не по средством дополнительных речевых включений, а «около речевыми» приемами.
Произнесенное слово никогде не является нейтральным. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звукавые явления-стон, смех, плачь, вздох и т.п. Невербальные аспекты речи передают сообщенияЖ
1) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову/высказыванию, используя для этого такие средства, как ударения, паузы, интонирование,
2) о самом говорящем- его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.
Достаточно успешно могут быть закодированны акустическим образом основные эмоции- страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциальные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.
Должное внимание следует уделить также такими коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – рпименяется в ситуации, когда цель общения со сстороны говорящего–“излияние души”. эмоциальная разрядка. Рефлексное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциальной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.
Информация о работе Влияния темперамента на невербальную коммуникацию