Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Содержание

Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 92.79 Кб (Скачать)

    Таким образом, продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют, в первую очередь, положительные  эмоции: интерес, любознательность, радость  и спокойствие. Вдохновению у  лиц юношеского возраста способствуют радость и грусть, а также чувства  любви / влюблённости, счастья. При этом преподавателю следует иметь  в виду, что если его предмет  не интересен для молодых людей, то студенты стимулируют себя к его  изучению, вызывая отрицательные  эмоции, в частности, страх.

    С целью эмоциональной саморегуляции студентами используются воспоминания, общение с близкими людьми, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представления о результате деятельности и его последствиях, слушание музыки, размышления о будущем, волевые действия. Значительная часть студентов нуждается в целенаправленном обучении способам эмоциональной саморегуляции, которое способствовало бы повышению эффективности их познавательной деятельности.[4]

     ВЫВОДЫ: В последние десятилетия понятие эмоционального интеллекта вызывает пристальное внимание ученых. Началу исследований в этой области способствовали Сэловей и Майер, предложив концепцию эмоционального интеллекта, который образует три сферы, состоящие из пяти компонентов: точное распознавание своих и чужих эмоций; управление своими и чужими эмоциями; стратегическое использование эмоций в целях мотивации и решения задач. Особенно важным в теории эмоционального интеллекта является то, что в ней раскрыта динамическая, функциональная роль эмоций в саморегуляции. Чувства людей - это не эпифеноменальное сопровождение мотивированных действий; они сами детерминанты поведения. Таким образом, теории эмоционального интеллекта не просто описывают аффективные тенденции, а привлекают наше внимание к когнитивным аспектам эмоционального опыта и способности к саморегуляции, адаптивности и самопроявления индивида в социуме.[1]

     Очевидно, что самопроявление человека напрямую связано с активностью личности. Оказалось, что именно активность является одной из центральных характеристик  проявления субъектной позиции личностью. С точки зрения С. Л.Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской и др. активность рассматривается, с одной стороны, как качество субъекта деятельности, включающее саморегуляцию, комплексную  мобилизацию. С другой стороны, активность определяется как особое высшее личностное образование, связанное с жизненным  путем, целостной и ценностной временной  организацией, проявляющееся в формировании жизненной позиции личности, ее жизненной  линии, смысла и концепции жизни.

     Поэтому и качество деятельности, и жизненный  путь будут преломляться через индивидуально-физиологические  особенности индивида, в которых  не последнюю роль играет эмоциональный  интеллект. [9]

     С другой стороны, с точки зрения некоторых  исследователей, основным индикатором  становления субъектности служат показатели социально – психологической  адаптации. Однако, как обоснованно  подчеркивает А.В. Брушлинский, общественные движущие силы все более перемещаются на личностный и социально – психологический  уровень деятельности, сознания и  поведения людей как субъектов.

     В этом смысле адаптация означает, что  человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления  своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться  в любой сфере деятельности. [2]

         Механизмом успешной адаптации и его когнитивной составляющей, как нам представляется, является эмоциональный интеллект.

 Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми. То есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.

       Харизматичность, самоуважение и  уважение других людей, способность  вести за собой, влиять на  эмоции и суждения, а также  проявление высокого эмоционального  интеллекта позволяют человеку  быть востребованным, формировать  и оправдывать возложенное доверие,  реализовывать лидерские качества.

       Признаками же низкого эмоционального  интеллекта являются конфликтность,  раздражительность, нерешительность,  стремление держать все под  контролем, подвластность сильному  чувству гнева. Такие люди очень  часто стремятся подавить окружающих, подчеркнуть собственную значимость за счет унижения других, особенно если они руководители.[3, с. 76-77] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом 

2.1. Организация  и методы исследования

    Для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в школьном классе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.

    Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию подобного типа:

    Ваша  группа существует уже давно. За это  время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились  определённые личные взаимоотношения  типа симпатий и антипатий. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам  хорошо быть в одной  группе, с кем-то не очень. Иначе, как  правило, не бывает. Но представьте  себе, что всё начинается сначала  и каждому из вас предоставляется  возможность вновь по своему желанию  определить состав вашей группы . Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои вопросы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):

        1. если бы все члены Вашей  группы жили в общежитии, с  кем из них Вам хотелось  бы поселиться в одной комнате?  

        2.если  бы все члены Вашей группы  жили в общежитии, с кем из  них Вам не хотелось бы поселиться  в одной комнате?

    Обработка, представление и анализ результатов

    Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки.

    Вначале следует построить простейшую социоматрицу Результаты выборов разносятся по матрице  с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются  в первую очередь, в отдельности  по деловым и личным отношениям.

    По  вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая  изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

    После того, как положительные и отрицательные  выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом  надо подсчитать сумму баллов для  каждого члена группы, учитывая при  этом, что выбор в первую очередь  равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая  и определяет статус в группе.

    Анализ  социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. Могут быть построены  суммарные социоматрицы, дающие картину  выборов по нескольким критериям, а  также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь  позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в  группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).[7, с. 219-222]

    Для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений используют методику предложенную Н. Холлом. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

    1.Эмоциональная  осведомленность. 

    2.Управление  своими эмоциями (скорее это эмоциональная  отходчивость, эмоциональная неригидность).

    3.Самомотивация  (скорее это как раз произвольное  управление своими эмоциями, исключая  пункт 14).

    4.Эмпатия. 

    5.Распознавание  эмоций других людей (скорее  — умение воздействовать на  эмоциональное состояние других  людей).

    Инструкция

    Ниже  Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или  любым другим знаком тот столбец  с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень  Вашего согласия с высказыванием.

    Обозначение баллов:

    Полностью не согласен (–3 балла).

    В основном не согласен (–2 балла).

    Отчасти не согласен (–1 балл).

    Отчасти согласен (+1 балл).

    В основном согласен (+2 балла).

    Полностью согласен (+3 балла). (см. табл.2)

    Уровни  парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

    14 и более — высокий; 

    8–13 — средний; 

    7 и  менее — низкий.

    Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака  определяется по следующим количественным показателям:

    70 и более — высокий; 

    40–69 — средний; 

    39 и менее — низкий.

    Ключ  к методике

    Шкала «Эмоциональная осведомленность» —  пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

    Шкала «Управление своими эмоциями» —  пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

    Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

    Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

    Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

    Подсчет результатов

    По  каждой шкале высчитывается сумма  баллов с учетом знака ответа (+ или  –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное  проявление. (см. табл. 3)[2] 
 

2.2.  Первичная статистическая обработка результатов исследования

    Для того чтобы выявить различия и  определить уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом, мы делаем первичную статистическую обработку данных.

1 этап. Определим  объём выборки:

n = 17

2 этап. Построим  вариационный ряд:

20, 25, 28, 30, 30, 32, 37, 39, 42, 44, 47, 48, 48, 49, 51, 71, 86.

3 этап. Зададим статистическое распределение в виде  распределения частот:

 Xi 20 25 28 30 32 37 39 42 44 47 48 49 51 71 86
ni 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1
Wi 1/17 1/17 1/17 2/17 1/17 1/17 1/17 1/17 1/17 1/17 2/17 1/17 1/17 1/17 1/17

Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом