Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
Сопротивление негативному аффективному влиянию осуществляется посредством рационализации отношения к окружающим людям и происходящим событиям. Установлено, что рациональные утверждения (например, "Это не самое худшее, я смогу вынести это") уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как "неуместных" эмоций (гнева, тревоги, депрессии и т.д.), так и "уместных" (раздражения, беспокойства, печали). В то же время изменения эмоций под воздействием иррациональных убеждений (например, "Жизнь должна быть лучше, чем она есть") не отмечалось.
Уровень развития самосознания. Механизмы саморегуляции, как и синтоничность, закладываются на самых ранних ступенях развития личности. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания. Следовательно, степень развития самосознания выступает в качестве предпосылки к управлению собственными эмоциями.
Эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребёнка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами. В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокий уровень EQ, чем те, которые не удовлетворены .
Уровень
образования родителей и
Гендерные особенности воспитания. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин – внутриличностных показателей Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей.
В этой связи андрогинность может рассматриваться как следствие определённой стратегии воспитания в родительской семье. Положительная взаимосвязь андрогинности и эмоционального интеллекта обнаружена в исследовании D.D.Guastello, S.J.Guastello. Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и фемининными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. По-видимому, у андрогинных индивидов имеет место сочетание выраженных способностей к распознаванию и самоконтролю эмоций.
Внешний локус контроля. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внешним локус-контролем более склонны прощать как других, так и себя. Испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сенситивны к ситуации, когда осуждают других. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику.
Религиозность. Взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале "эмоциональный интеллект", на наш взгляд, может быть обусловлена следующим. Во-первых, у религиозных индивидов преобладает внешний локус контроля. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам (исповеди, причастию) невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих её эмоций.
Итак, анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволил выявить следующие предпосылки его развития:
• биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, правополушарный тип мышления и экстраверсия);
•
социальные (синтоничность в детском
возрасте; становление рационализации
по мере взросления; степень развития
самосознания ребёнка; эмоционально благополучные
отношения между родителями; уровень
образования родителей и
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов
Известно,
что интеллект наилучшим
Эмоции влияют на когнитивную переработку информации в сочетанной зависимости от знака эмоции и от требований к деятельности. Если задача обращается к внимательности или к тщательности, исполнение выигрывает от негативных настроений. Если задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, что её выполнению помогут позитивно-аффективные состояния.
Отрицательные
эмоции в отличие от положительных
усиливают установку на восприятие
деталей и способствуют их скрупулезному
анализу, в то время как положительные
– приводят к игнорированию деталей,
зато усиливают ориентацию на глобальность.
Аффект может оказывать влияние
на выбор стратегии обработки
информации. Обнаружено, что бдительность,
постоянное внимание к деталям внешнего
стимула, вызываемые плохим настроением,
имеют тенденцию уменьшать или
вообще упразднять такие ошибки суждений,
как фундаментальная ошибка атрибуции
(тенденция придавать большее
значение личностным факторам и игнорировать
ситуационные влияния при интерпретации
поведения людей). Когда человеку
необходим способ быстрого вынесения
суждения (например, в состоянии
гнева), он вынужден использовать стереотипные
реакции. Хорошее настроение и положительные
эмоции способствуют гибкости мышления
и выработке оригинальных идей. Ключевая
функция позитивных эмоций состоит
в укреплении и формировании когнитивных
ресурсов личности, в частности, способности
к развитию креативности. При этом
положительные эмоции часто приводят
к схематическому, непоследовательному,
эвристическому стилю обработки
информации. Возможно, схематическое
восприятие «единства» между действующим
лицом и действием, приводящее к
фундаментальной ошибке атрибуции,
провоцируется положительным
Подход к решению проблемы во многом определяется преобладающим у человека настроением. Так, оптимисты (в отличие от пессимистов) более склонны к использованию стратегий, центрированных на проблеме, чаще демонстрируют способность к её позитивному переформулированию и к принятию ситуации, если её невозможно изменить. Они редко прибегают к защитным механизмам отрицания и избегания, стремятся найти что-либо положительное в неприятных ситуациях. Пессимисты, напротив, более склонны к отрицанию и избеганию мыслей о проблеме, в том числе и с помощью никотина и алкоголя.
Влияние
эмоционального переживания на процесс
мыслительной деятельности может быть
и не столь однозначным. Положительный
эффект эмоционального процесса при
повышении его интенсивности
может перейти в свою противоположность
и привести к дезорганизации деятельности
при чрезмерном усилении эмоционального
возбуждения (так, средний уровень
тревожности стимулирует
Остановимся на фасилитирующей роли эмоций в процессе мыслительной деятельности. Одним из первых в западной психологии на мотивирующую роль эмоций указал Р.У. Липер, предположивший, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать её и управлять ею. Прямое указание на мотивирующее значение эмоций содержится в определении, предложенном К. Изардом: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».
Описывая механизм эмоциональной самомотивации, В.Д. Шадриков останавливается на взаимосвязи эмоций и мотивации. По мнению автора, в целом имеет место такая «системная картина»: мотивация побуждает к деятельности; стрессоры, связанные с достижением цели деятельности, порождают определённые эмоции; эмоции воздействуют на ретикулярную формацию, которая обеспечивает активацию структур головного мозга, в том числе реализующих когнитивные процессы. Исходя из этого, не следует отрицать роль эмоций как мотивирующего фактора – если не первичного, то, по крайней мере, вторичного.
Выявлено, что в структуре творческой деятельности эмоции могут выполнять регулирующие и эвристические функции. Эмоции служат нахождению приблизительной области, в которой может оказаться решение задачи: они являются своеобразным «пеленгом, который или прекращает поиски или вновь и вновь организует их». В настоящее время в качестве одной из важнейших способностей эмоционального интеллекта выделяется ассимиляция эмоций в мышлении – использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, или фасилитация мышления. Она содержит в себе способности использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач, использовать колебания настроения как средство анализа различных точек зрения на проблему.[4]
Стимулом
к началу мыслительной деятельности
является своеобразная самонастройка
интенсивности эмоций, которая может
быть как непроизвольной, так и
произвольной. Не случайно известно множество
причуд, магических действий, при помощи
которых творческие личности настраивали
себя на творчество, создавая определённое
эмоциональное состояние. Начальный
этап творчества, как правило, связан
с нарастанием внутреннего
Психические
состояния, сопровождающие творческую
деятельность (вдохновение, озарение и
т.п.) могут передаваться от одного члена
группы к другому путём срабатывания
механизма «трансляции
Лица с низким уровнем тревожности реагируют на аут-группу в соответствии с собственным плохим настроением – в негативной манере, в то время как высокотревожные индивиды обнаруживают склонность к мотивированной стратегии обработки информации с целью устранения негативизма. Тревожные субъекты, независимо от источника происхождения их тревоги, являются эмоциональными, при этом у эмоциональных субъектов отмечается высокая энергетическая мобилизация [8, с. 190]. Проблема состоит в том, как направить мощный поток эмоциональной энергии тревожного субъекта в конструктивное русло – эмоционального мышления, но не эмоциональной глупости.
Умение
управлять своими эмоциями и эмоциями
окружающих – важный фактор эффективности
познавательной деятельности в студенческом
возрасте. С одной стороны, юношеский
возраст является важным этапом развития
эмоциональной саморегуляции. С
другой стороны, это период активного
усвоения знаний, умений и навыков,
необходимых для предстоящей
профессиональной деятельности. Для
того чтобы интеллектуальная деятельность
был эффективной, необходима готовность
к мышлению, определённый уровень
которой поддерживается возникающими
в процессе познавательной деятельности
эмоциями. При переживании положительных
эмоций во время учебных занятий
работоспособность студентов
Был проведён опрос, в котором участвовали студенты третьего курса финансово-экономического факультета Полоцкого государственного университета (всего 96 человек, 83 девушки, 13 юношей). В ответах на первый вопрос: «Какие эмоции, по вашему мнению, способствуют интеллектуальной деятельности?», 68% от общего числа ответов составляют положительные эмоциональные переживания (среди них 59% – так называемые интеллектуальные чувства), 23% – отрицательные эмоции и 9% – недифференцированные эмоциональные состояния («волнение», «переживание»). Среди положительных эмоциональных состояний наиболее часто встречаются интерес (21% от общего числа ответов), любознательность (9%), радость (9%) и спокойствие (6%), среди отрицательных – страх (11%). Отвечая на второй вопрос: «Какие эмоции, с вашей точки зрения, способствуют вдохновению?», студенты приводят положительные эмоции (85% от общего количества ответов), отрицательные (13%) и амбивалентные переживания (2%). Среди положительных эмоциональных состояний преобладают радость (27%), любовь/влюблённость (21%) и счастье (8%); среди отрицательных – грусть (4%). На вопрос « Можете ли вы произвольно вызвать определённые эмоции, которые повышают эффективность вашей учебной деятельности?» получено 56% утвердительных ответов, 32% отрицательных и 12% неопределённых («не всегда»). На вопрос, «Какие это эмоции: положительные или отрицательные? Какие конкретно?» 80% от общего числа ответов составили положительные эмоции (чаще всего это «хорошее настроение» (41%), интерес (17%), радость (11%). По мнению студентки, «познание и негатив – не очень хорошее сочетание». Однако 20% от общего количества ответов составляют отрицательные эмоции. Респондент поясняет это следующим образом: «Если предмет интересен, то нас стимулируют к его изучению положительные эмоции. Однако часто мы учим не те предметы, которые интересны. И тогда, чтобы подготовиться к экзамену, приходится вызывать отрицательные эмоции, например, боязнь плохой сдачи». Отвечая на вопрос: «Каким образом вы вызываете необходимые вам эмоции? Какие действия для этого предпринимаете?» студенты указывают, что они чаще всего прибегают к воспоминаниям о чём-то положительном или о сходных ситуациях (14% от общего количества ответов), общаются с друзьями или с любимым человеком (12%), используют самовнушение (например, «Всё будет хорошо», « Я смогу это сделать») (11%), пытаются найти в предмете что-то интересное или полезное для себя («пытаюсь найти то, что я могу рассказать кому-нибудь ещё», «думаю, для чего мне это надо») (11%), думают о результате и его приятных или неприятных последствиях(10%), слушают музыку (10%), думают о будущем (например, «о блестящей карьере и успешном бизнесе») (5%), используют волевую регуляцию («настраиваю себя на рабочий лад», «заставляю») (11%).
Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом