Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по изучаемым вопросам;
2) раскрыть сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», описав причины эмоционального выгорания (симптомы и фазы протекания);
3) обозначить характер учебной деятельности и определить меру включенности уровней насыщенности учебной деятельности;
4) эмпирически выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов, исследовав причины эмоционального выгорания;
5) разработать систему профилактических мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Глава 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ……………..5
1.1Понятие о синдроме эмоционального выгорания……………….5
1.2Симптомы эмоционального выгорания………………………......8
1.3Стадии эмоционального выгорания………………………………11
1.4Эмоциональное выгорание как стресс……………………………14
Выводы ………………………………………………………………....16
Глава 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………………………………………...17
2.1 Мероприятия по оказанию психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания……………………………………...17
2.2 Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания…18
Выводы …………..…………………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...........25
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Москва, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ……………..5
Выводы ……………………………………………………………
Глава 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ………………………………………………………
2.1 Мероприятия по оказанию психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания……………………………………...17
2.2 Меры профилактики
синдрома эмоционального
Выводы …………..……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек, независимо от того, является он профессионалом или студентом. Выгорание – это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Не всегда правильно организованные условия работы, плохие отношения в коллективе, профессиональные стрессы, душевное переутомление и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем (учебном) месте. В результате чего люди не могут эффективно работать (учиться).
Во многих психологических журналах ведутся обсуждения, относительно синдрома эмоционального выгорания работников, в первую очередь «социальных» и «коммуникативных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, т. е типа «человек - человек». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (Бойко В.В., Буриш М., Водопьянова Н.Е., Маркова А.К., Маслах К., Орел В.Е., Пельман, Ронгинская Т.Н., Форманюк Т.В., Фрейденберг и др.) и проявляется как "приглушение" эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы и др.
Профессия психолога одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения. Трудности возникают также при подготовке специалистов этой области. Студенты из-за нехватки свободного времени, неуспеваемости по учебной деятельности так же могут переживать синдром эмоционального выгорания, что может стать причиной нежелания продолжать учебную деятельность.
Важным является то, что эмоциональное выгорание очень подрывает здоровье человека, его дальнейшее желание работать или учиться. Наиболее опасно эмоциональное выгорание в начале своего развития, когда человек не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является актуальной, востребованной, требует более глубоких исследований и доработок.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Выборка – студенты факультета психологии БГПУ им. М. Танка.
Предмет исследования: степень эмоционального выгорания у студентов-психологов.
Цель исследования: выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по изучаемым вопросам;
2) раскрыть сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», описав причины эмоционального выгорания (симптомы и фазы протекания);
3) обозначить характер учебной деятельности и определить меру включенности уровней насыщенности учебной деятельности;
4) эмпирически выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов, исследовав причины эмоционального выгорания;
5) разработать систему профилактических мероприятий.
Гипотеза исследования: Чем выше уровень насыщенности учебной деятельности, тем выше степень эмоционального выгорания у студентов.
Методики исследования:
Насыщенность учебной деятельности включает в себя нагрузки по различным дисциплинам; количество академических часов, проведенных в учебном заведении; проведение и участие в каких- либо мероприятиях; достижение высоких результатов в учебной деятельности и т.д.
Теоретическая значимость исследования заключается в поиске и анализе факторов, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания.
Практическая значимость полученных выводов сводится к возможности разработки на их основе предложений по оптимизации студентов к учебной деятельности.
Глава 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Понятие «синдром эмоционального выгорания» было введено в психологию в 1974 году американским психиатром Фрейденбергом. Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма к сотрудникам и окружающим, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Фрейденберг говорил, что синдром развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В таком случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [17, с.85].
Социальный психолог К. Маслах определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни" [11, с.15].
В настоящее время взгляды на синдром эмоционального выгорания меняются, т. к 1) все чаще он выявляется у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты); 2) исследователи стали чаще связывать появление синдрома с психосоматическим самочувствием и даже относить его к состояниям предболезни [3, с.73].
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслах, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился синдром. Эти авторы обобщили многие определения «выгорания» и выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [8, c.4].
На сегодняшний день различают три дополняющих друг друга подхода к созданию объяснительных моделей возникновения эмоционального выгорания:
1) индивидуально-психологический: в нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;
2) социально-психологический: в нем причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми
3) организационно-
К основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят: 1) личностный; 2) ролевой и 3) организационный [4, c.82].
Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». По результатам исследований, «выгоранию» подвержены больше женщины, чем мужчины. Пайнс установил, что «выгорание» связано с чувством значимости себя на рабочем месте. Наиболее подвержены «выгоранию» люди с низким уровнем самооценки и экcтернальным локусом контроля [4, с.83].
Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности (Кондо) [4, с.85].
К организационному фактору относят: многочасовой характер работы, отсутствие нормального сна, работа без дальнейшего профессионального совершенствования, напряженность и конфликты в межличностных отношениях, недостаточная поддержка со стороны коллег, эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и т.д. [4, с.236].
В настоящее
время выделяют множество симптомов,
связанных с синдромом
Таким образом, делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что эмоциональное выгорание – это защитная реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия отрицательных факторов на него. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем описанным в определении К. Маслах симптомам:
1) эмоциональное истощение; у работника появляется хроническая усталость, снижается настроение (иногда при одной мысли о работе), также наблюдаются расстройства сна, диффузные телесные недуги, усиливается подверженность болезням;
2) деперсонализация/
3) переживание
собственной несостоятельности;
Впоследствии Г. Соннек добавил к этим трем симптомам еще один - витальную нестабильность, все вместе они представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния». Он приводит следующие симптомы витальной нестабильности: депрессия, подавленное настроение, возбудимость, чувство стесненности, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительности [8, c.4].
Информация о работе Эмоциональное выгорание студентов-психологов