Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
4 этап. Построим график в виде полигона частот:
2
1
0
20 25 28 30 32
37 39 42
44 47 48 49
51
71
86
5 этап. Определим меры центральной тенденции (Mо , Ме , х)
Мо1 = 30 Мо2 = 48
Ме = 42
х = = = 42, 8
6 этап. Определим меры изменчивости (R , Д , * ,ν )
R=xmax – xmin
R=86 – 20 = 66
xi | N | (xi - x) n | (xi - x)2 n | (xi - x)3 n | (xi - x)4 n | |
20 | 42, 8 | 1 | -23 |
|
-12167 | 279841 |
25 | 42,8 | 1 | -18 | 324 | -5832 | 104976 |
28 | 42,8 | 1 | -15 | 225 | -3375 | 50625 |
30 | 42,8 | 2 | -26 | 676 | -17576 | 456976 |
32 | 42,8 | 1 | -11 | 121 | -1331 | 14641 |
37 | 42,8 | 1 | -6 | 36 | -216 | 1296 |
39 | 42,8 | 1 | -4 | 16 | -64 | 256 |
42 | 42,8 | 1 | -1 | 1 | -1 | 1 |
44 | 42,8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
47 | 42,8 | 1 | 4 | 18 | 74 | 311 |
48 | 42.8 | 2 | 10 | 108 | 1125 | 11699 |
49 | 42,8 | 1 | 6 | 38 | 238 | 1478 |
51 | 42,8 | 1 | 8 | 67 | 551 | 4521 |
71 | 42,8 | 1 | 28 | 795 | 22426 | 632407 |
86 | 42,8 | 1 | 43 | 1866 | 80622 | 3482852 |
Σ | -3 | 4825 | 64480 | 5041882 |
Д =
* =
ν = - сильное рассеивание от х
7 этап. Определим ассиметрию и эксцесс (As , Еs)
As=
Еs =
Вывод:
в группе наблюдается тенденция с низким
и среднем уровнем эмоционального интеллекта
; распределение отклоняется от нормального.
2.3 Выявление
различий в уровне
В психологическом исследовании может стоять большое количество задач. Все они могут быть сведены к пяти типам Для их решения в статистике используют определённые критерии (классификация задач и критериев для их решения представлены Е. В. Сидоренко «Методы математической статистики в психологии» стр. 34 табл. 1.2).
Исходя из этой классификации, в частности из таблицы 1.2, мы определили условия решения нашего исследования и поставленную перед нами задачу.
Так
как, у нас в ходе исследования
получилось 3 выборки – это социометрический
статус студентов с низким, средним
или высоким уровнем
В случае, когда различия будут не выявлены мы воспользуемся угловым преобразованием Фишера с попарным сопоставлением групп.
Данные:
«Звёзды» :44, 48, 42, 49, 51, 47, 48.
«Предпочитаемые» : 25, 39, 30, 28, 32, 20, 30, 37.
«Принебрегаемые» : 86, 71.
1 этап. Сформулируем статистическую гипотезу:
Н0 – между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют лишь случайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Н1 - между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют неслучайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
2 этап. Ранжирование:
20, 25, 28, 30, 30, 32, 37,
39, 42, 44, 47, 48, 48, 49.
51. 71, 86.
3 этап. Подсчитаем сумму рангов отдельно по каждой группе и проверим совпадение общей суммы рангов с расчётной:
Т1 = 2+8+4,5+3+6+1+4,5+7=36 , n1=8
Т2 = 10+12,5+9+14+15+11+12,5=84 , n2=7
Т3 = 16+17= 33
,
N=8+7+2=17
4 этап. Подсчитаем значение критерия Н по формуле:
H=
где N – общее количество испытуемых в объединённой выборке;
n – количество испытуемых в каждой группе;
Т – суммы рангов по каждой
группе.
Н=
5 этап. Определим критические значения и соответствующий им уровень значимости:
ν=с-1=3-1=2
Нэмпр=14,58
7,815, р≤ 0,05
Нкр=
11,345, р≤0,01
Нэмпр > Нкр Н0- отклоняется, принимается – Н1
Вывод:
между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые»,
«Принебрегаемые» существуют неслучайные
различия в уровне эмоционального интеллекта
у студентов с разным социометрическим
статусом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История появления
эмоционального интеллекта связана
с радикальной переоценкой
В сфере эмоциональных
переживаний эмоциональный
В сфере
субъект-субъектных отношений
В нашем исследовании
мы увидели, что между выборками «Звёзды»,
«Предпочитаемые», «Принебрегаемые»
существуют неслучайные различия в
уровне эмоционального интеллекта у студентов
с разным социометрическим статусом. У
«лидеров» в данной студенческой группе
наблюдается тенденция к развитию среднего
уровеня эмоционального интеллекта, «предпочитеамые»
склонны более к низкому уровню эмоционального
интеллекта, а «принебрегаемые» в данной
группе характеризуются высоким уровнем
эмоционального интеллекта. Это может
быть обусловлено как социальными, так
и биологическими условиями, с которыми
студенты столкнулись на первом курсе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Андреева И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой международн. междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10-11 декабря 2004 г. – С. 282-285.
2. Андреева И.
Н. Взаимосвязь эмоционального
интеллекта и тезауруса
3.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: «Прайм –Еврознак», 2001. – 320 с.
4. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект:Проблемы категориальности// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - С. 108-112.
5. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - Институт психологии РАН, 2004. – С. 35 - 41
6. Люсин
Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте // Социальный интеллект: Теория,
измерение, исследования - Институт психологии
РАН, 2004. – С. 29 - 36.
7. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с
8 . Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003. – 392с.
9. Форгас Дж. П. Чувства и мышление: влияние аффекта на социальное мышление и поведение // Психология. Журнал Высшей школы экономики - 2004. – Т.1, №4. – С.60-82.
10. Сидоренко Е.В.
Методы математической обработки в психологии.
-СПб.: Соц. психол. центр, 2001. - 350 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Табл.2.1 «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Число членов групп | Социометрическое ограничение d | Вероятность случайного выбора P(A) |
5-7 | 1 | 0,20-0,14 |
8-11 | 2 | 0,25–0,18 |
12-16 | 3 | 0,23-0,19 |
17-21 | 4 | 0,22-0,19 |
22-26 | 5 | 0,22-0,19 |
27-31 | 6 | 0,22-0,19 |
31-36 | 7 | 0,21-0,19 |
Табл.2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
1 | 3 | 1 | -1 | -3 | -2 | 3 | 2 | |||||||||||
2 | 1 | 2 | 3 | -2 | 3 | -3 | ||||||||||||
3 | 2 | 1 | -2 | -3 | ||||||||||||||
4 | 1 | 2 | -1 | -3 | -2 | 3 | ||||||||||||
5 | 2 | -1 | -3 | -2 | ||||||||||||||
6 | 1 | -2 | -1 | |||||||||||||||
7 | 3 | -3 | 3 | 1 | -2 | -1 | 2 | |||||||||||
8 | -2 | -3 | 2 | -1 | ||||||||||||||
9 | -3 | 2 | 1 | -1 | ||||||||||||||
10 | -3 | 3 | -2 | -1 | 1 | |||||||||||||
11 | 3 | 2 | 3 | -1 | -3 | 1 | -2 | |||||||||||
12 | 2 | -2 | 1 | -3 | -1 | |||||||||||||
13 | 3 | -1 | -1 | 1 | 3 | 1 | -1 | |||||||||||
14 | 2 | -3 | 1 | 3 | -3 | -2 | 2 | |||||||||||
15 | -3 | 2 | -3 | 1 | 3 | -2 | ||||||||||||
16 | 2 | 3 | -3 | -2 | 3 | 1 | -1 | |||||||||||
17 | 1 | 2 | 3 | 3 | -2 | -3 | ||||||||||||
КОЛ-ВО ПОЛОЖИТЕ
ЛЬНЫХ ВЫБОРОВ |
7 | 7 | 5 | 5 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | |
КОЛ-ВО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 10 | 4 | 1 | 5 | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 8 | |
УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬ
НОГО ИНТЕЛЛЕКТА |
СР (44) | Н (25) | Н (39) | СР (48) | СР (42) | Н (37) | Н (30) | СР (49) | Н (28) | СР (51) | СР (47) | СР (48) | В (86) | Н (20) | Н (32) | В (71) | Н (30) |
Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом