Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Содержание

Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 92.79 Кб (Скачать)
 

4 этап. Построим  график в виде полигона частот:

2                             

 1                                        

0       20   25  28  30  32      37   39       42    44       47  48  49    51                    71                     86 

5 этап. Определим меры центральной  тенденции (Mо , Ме , х)

Мо1 = 30       Мо2 = 48

Ме = 42

 х = = = 42, 8

6 этап. Определим  меры изменчивости (R , Д , * ,ν )

R=xmax – xmin

R=86 – 20 = 66 
 

xi
x
N (xi - x) n (xi - x)2 n (xi - x)3 n (xi - x)4 n
20 42, 8 1 -23
    529
-12167 279841
25 42,8 1 -18 324 -5832 104976
28 42,8 1 -15 225 -3375 50625
30 42,8 2 -26 676 -17576 456976
32 42,8 1 -11 121 -1331 14641
37 42,8 1 -6 36 -216 1296
39 42,8 1 -4 16 -64 256
42 42,8 1 -1 1 -1 1
44 42,8 1 1 1 1 1
47 42,8 1 4 18 74 311
48 42.8 2 10 108 1125 11699
49 42,8 1 6 38 238 1478
51 42,8 1 8 67 551 4521
71 42,8 1 28 795 22426 632407
86 42,8 1 43 1866 80622 3482852
Σ -3 4825 64480 5041882
 

Д =

* =

ν =     - сильное рассеивание от х

7 этап. Определим  ассиметрию и эксцесс (As , Еs)

As=

Еs = 

 

 
 

    Вывод: в группе наблюдается тенденция с низким и среднем уровнем эмоционального интеллекта ; распределение отклоняется от нормального. 

2.3 Выявление  различий в уровне эмоционального  интеллекта у студентов с разным  социометрическим статусом

    В психологическом исследовании может  стоять большое количество задач. Все  они могут быть сведены к пяти типам Для их решения  в статистике используют определённые критерии (классификация задач и критериев для их решения представлены Е. В. Сидоренко «Методы математической статистики в психологии» стр. 34 табл. 1.2).

    Исходя  из этой классификации, в частности  из таблицы 1.2, мы определили условия  решения нашего исследования и поставленную перед нами задачу.

    Так как, у нас в ходе исследования получилось 3 выборки – это социометрический статус студентов с низким, средним  или высоким уровнем эмоционального интеллекта, и объём выборок составляет от 3 до 10 и их количество от 3 до 6 то по алгоритму 7 на стр.71 Е. В. Сидоренко  мы используем для выявления различий в уровне исследуемого признака критерий Крускала- Уоллиса  Н.

    В случае, когда различия будут не выявлены мы воспользуемся угловым преобразованием Фишера с попарным сопоставлением групп. 

Данные:

«Звёзды» :44, 48, 42, 49, 51, 47, 48.

«Предпочитаемые» : 25, 39, 30, 28, 32, 20, 30, 37. 

«Принебрегаемые» : 86, 71.

1 этап. Сформулируем статистическую гипотезу:

Н0 – между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют лишь случайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Н1 -  между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют неслучайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

2 этап. Ранжирование:

20,  25,  28,  30,  30,  32,  37,  39,  42,  44,  47,  48,  48,  49.   51.  71,  86. 

3 этап. Подсчитаем сумму рангов отдельно по каждой группе и проверим совпадение общей суммы рангов с расчётной:

Т1 = 2+8+4,5+3+6+1+4,5+7=36 ,     n1=8

Т2 = 10+12,5+9+14+15+11+12,5=84 ,   n2=7

Т3 = 16+17= 33   ,                                  n3=2

N=8+7+2=17

4 этап. Подсчитаем значение критерия Н по формуле:

H=

где N – общее количество испытуемых в объединённой выборке;

       n – количество испытуемых в каждой группе;

       Т – суммы рангов по каждой  группе. 

Н=

5 этап. Определим критические значения и соответствующий им уровень значимости:

ν=с-1=3-1=2

Нэмпр=14,58

              7,815, р≤ 0,05

Нкр=

              11,345, р≤0,01

Нэмпр > Нкр             Н0- отклоняется, принимается – Н1

    Вывод: между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют  неслучайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История появления  эмоционального интеллекта связана  с радикальной переоценкой подходов к изучению особенностей взаимодействия эмоциональных и когнитивных  процессов: от деформационного воздействия  эмоций к их регулирующей функции  в процессе познания. В связи с  этим, И.Васильев критически отмечает, что «недооценка роли эмоций в  познании заменилась прямо противоположной  позицией – переоценкой этой роли». Вместе с тем, активизация исследований эмоционального интеллекта не только мало способствовала конкретизации характеристик эмоционального познания, но также явилась стимулом для смешения концептов отдельных понятий, связанных с эмоционально-интеллектуальной обработкой информации.

В сфере эмоциональных  переживаний эмоциональный интеллект  выполняет преимущественно регулирующую роль: способствует повышению уровня эмоционального комфорта личности путём  мотивационно-волевой саморегуляции  и когнитивной переработки эмоциональных  стимулов. В то же время, выраженность эмотивных составляющих эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомлённость  и эмпатия) влияет на снижение уровня эмоциональной комфортности, предположительно – вследствие накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта.

 В сфере  субъект-субъектных отношений эмоциональный  интеллект выполняет стимулирующую  роль: побуждает к безусловному  принятию других и самого себя, независимо от качественных характеристик  образа, закреплённого в сознании (положительных – отрицательных,  конгруэнтных – неконгруэнтных).[4]

В нашем исследовании мы увидели, что между выборками «Звёзды», «Предпочитаемые», «Принебрегаемые» существуют  неслучайные различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом. У  «лидеров»  в данной студенческой группе наблюдается тенденция к развитию среднего уровеня эмоционального интеллекта, «предпочитеамые»  склонны более к низкому уровню эмоционального интеллекта, а «принебрегаемые» в данной группе характеризуются высоким уровнем эмоционального интеллекта. Это может быть обусловлено как социальными, так и биологическими условиями, с которыми студенты столкнулись на первом курсе. 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

1.  Андреева И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой международн. междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10-11 декабря 2004 г. – С. 282-285.

2. Андреева И.  Н. Взаимосвязь эмоционального  интеллекта и тезауруса эмоциональных  переживаний в юношеском возрасте// Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы Международной научно-практической  конференции 28-29 апреля 2006 года, г.  Санкт-Петербург. – СПб, 2006.– С. 17-21

3.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: «Прайм –Еврознак», 2001. – 320 с.

4. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект:Проблемы категориальности// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - С. 108-112.

5. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - Институт психологии РАН, 2004. – С. 35 - 41

6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования - Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 - 36. 

7. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с

8 . Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003. – 392с.

9. Форгас Дж. П. Чувства и мышление: влияние аффекта на социальное мышление и поведение // Психология. Журнал Высшей школы экономики - 2004. – Т.1, №4. – С.60-82.

10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Соц. психол. центр, 2001. - 350 с. 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Табл.2.1 «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»

Число членов групп   Социометрическое  ограничение d Вероятность случайного выбора P(A)
5-7 1 0,20-0,14
8-11 2 0,25–0,18
12-16 3 0,23-0,19
17-21 4 0,22-0,19
22-26 5 0,22-0,19
27-31 6 0,22-0,19
31-36 7 0,21-0,19

 Табл.2.2

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
  1   3   1   -1 -3     -2 3     2      
  2 1   2 3   -2                   3 -3
  3 2       1 -2   -3                  
  4 1 2       -1 -3           -2 3      
  5     2 -1   -3     -2                
  6             1   -2           -1    
  7     3 -3 3 1     -2           -1   2
  8       -2     -3         2         -1
  9                     -3 2     1   -1
  10     -3   3       -2   -1 1          
  11 3 2   3   -1 -3               1   -2
  12               2 -2 1 -3           -1
  13   3   -1   -1       1   3       1 -1
  14 2 -3 1 3   -3         -2       2    
  15 -3 2   -3         1   3           -2
  16 2 3   -3   -2           3 1       -1
  17 1 2 3 3 -2 -3                      
  КОЛ-ВО ПОЛОЖИТЕ

ЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

7 7 5 5 3 1 1 1 1 2 2 5 1 2 3 2 1
  КОЛ-ВО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ  ВЫБОРОВ 1 1 1 6 1 10 4 1 5 1 4 0 1 0 2 0 8
  УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬ

НОГО ИНТЕЛЛЕКТА

СР (44) Н (25) Н (39) СР (48) СР (42) Н (37) Н (30) СР (49) Н (28) СР (51) СР (47) СР (48) В (86) Н (20) Н (32) В (71) Н (30)

Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом