Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Содержание

Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 92.79 Кб (Скачать)

    Что касается термина «социальный интеллект», он появился уже 1920 году и первоначально  понимался как «дальновидность  в межличностных отношениях» (Э. Торндайк). Позже в 1937 году его определяли как «социальную приспособляемость» (Г. Олпорт), а уже в 1960-е годы в  Дж. Гилфорд и М. Салливан разработали  первый надежный тест, измеряющий уровень  социального интеллекта человека.[1]

    Другой  предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала  гуманистическая психология. Одной  из самых известных теорий в рамках данного подхода стала концепция  самоактуализации личности А. Маслоу, разработанная в 1950-е годы. Понятие  самоактуализации синтетично и включает в себя непрерывное и всестороннее развитие духовного и творческого  потенциала человека, адекватное восприятие себя и окружающих, мира и своего места в нем, высокий уровень  психического здоровья и моральности, максимальную реализацию всех своих  возможностей. Гуманистическая теория рассматривает человека как существо самоценное и самодостаточное. Источник развития находится в самом субъекте – по аналогии с желудем или  зерном. Зерно будет расти тогда  и так, как ему необходимо, при  наличии соответствующей почвы, влаги и воздуха. Человек будет  расти в лучшем для него направлении  при наличии необходимой развивающей  среды.[6]

    Такое понимание человеческой природы  привело к «буму» интегральных исследований личности, объединяющие когнитивные  и аффективные стороны психики  человека. До этого времени в психологической  науке доминировала аналитико-когнитивная  парадигма, в которой слишком  много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а эмоции рассматривались как  враг логичного, рационального и  разумного.

    Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман  объясняет это тем, что для  того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы, например, поступить в университет. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной  лестнице, надо уже что-то другое. Когда  в многочисленных исследованиях  сравнивали, чем же лидеры-"звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием эмоций и управления ими.

    Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент  их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с  «середнячками», занимающими посты  такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно  приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации.

    В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь  на работу, а благодаря EQ — делаете  карьеру).

    В 50-60-е гг. 20 века уже стал очевидным  тот факт, что показатели тестов измерения IQ, имеющие огромную популярность на Западе, не играют значительной роли в том, что называется жизненным  успехом или социальной реализацией. И это неудивительно, так как IQ измеряет лишь некоторые из пяти высших психических функций, полностью  обходя своим вниманием эмоциональные, волевые и мотивационные процессы .[1]

    В 1990 году один из исследователей гуманистической  волны Питер Салоуэй выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства  в профессиональном сообществе, стала  первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько  десятков лет представления и  об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная  субстанция, эмоции – как главный  враг интеллекта, и оба явления  приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега  Салоуэя Дэвид Карузо, «эмоциональный интеллект – это не противоположность  интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих  процессов». Кстати, одна из классических интерпретаций термина "интеллект" Давида Векслера звучит так: «интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью  достижения успеха в данных условиях», что примиряет общий и эмоциональный  интеллект в их конечной цели. [6]

    Фактически  один из нескольких прорывов в исследовании эмоциональных интеллекта произошел  после разработки Реувеном Бар-Оном, израильским психологом американского  происхождения (он же автор термина  «коэффициент эмоционального развития»), инструмента, известного в последствии  как EQ, что означает Emotional Quotient Inventory или «перечень вопросов для определения  коэффициента эмоциональности». Позже этот инструмент стал известен как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

    Широкую же популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря  Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence»  произвела настоящий фурор в  США  в 1995 году. [1]

    Белорусский психолог Ирина Андреева показала, что к  биологическим предпосылкам  эмоционального интеллекта относятся  уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип  мышления, наследственные задатки эмоциональной  восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. В качестве социальных предпосылок  эмоционального интеллекта рассматриваются  синтония, закономерно сменяющаяся  рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность  в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей  и семейный доход, эмоционально благополучные  отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность.

    Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным  качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей  в равной степени, а возится с  ребенком больше мать.

    Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого  или левого полушария мозга, которое  во многом задается от рождения. Как  известно, людей можно условно  разделить на «правополушарных» (у  них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и  «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными  дисциплинами). Согласно некоторым  исследованиям, у правополушарных  с эмоциональным интеллектом  дело обстоит гораздо лучше.

    Еще одна зависимость: чем выше уровень  образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его  воспитывает, и в результате у  него высокий EQ.

    В любом случае воспитание в детстве  — один из ключевых факторов. «Склонность  родителей к обсуждению эмоциональных  проблем способствует лучшему пониманию  ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции... В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.

    Отдельно  психологи рассматривают половой  вопрос: насколько ребенку прививают  качества, свойственные мальчикам или  девочкам. Выяснилось, что ни чисто  мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший  вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих  полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться  в результате определенной стратегии  воспитания в семье, при которой  у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у  мальчиков не встречают осуждения  у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут  быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».[1] 

1.1.2. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта

    В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который  пришёл к выводу о существовании  динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и  интеллектуальных процессов. Намеченные классиком психологии подходы к  пониманию единства аффективных  и интеллектуальных процессов получают дальнейшее развитие в современных  исследованиях эмоционального интеллекта.

      Проблема эмоционального интеллекта  весьма активно исследуется зарубежными  учёными.

    Проанализировав психологический список литературы по проблеме исследования эмоционального интеллекта мы пришли к следующим  биологическим предпосылкам развития эмоционального интеллекта:

    Наследственные  задатки эмоциональной способности. Эмоциональная способность (ЭС) характеризует  степень успешности адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Для лиц с высокоразвитой ЭС характерно хорошее сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества. Слабо развитая эмоциональная способность  частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства.

    Правополушарный тип мышления. Установлено, что музыканты  лучше идентифицируют эмоциональное  состояние говорящего, чем математики; у лиц "художественного" типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны, чем лица «мыслительного типа».

      Экстраверсия. Эмоциональность является  базовым параметром темперамента. Её проявления преобладают у лиц экстравертированного типа. Экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты. Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации.

    Рассмотрим  социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта.

    Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание  эмоций других людей, является синтония – инстинктивное созвучание с  окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие  с эмоциями людей, с которым она  находится в непосредственном контакте.

    Синтония  рассматривается как врождённый инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врождённого  механизма высвобождения  или  как приобретённая реакция. На наш  взгляд, развитие синтонии связано, в  первую очередь, с эмоциональными реакциями  окружения на действия ребёнка, которые  являются ориентирами для его  самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и  самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь  исходным принятием ребёнка со стороны  родителей.

    Становлению синтоничности ребёнка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви  у ребёнка нет необходимости  стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать  это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребёнок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его  установления из-за безразличия или  враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном  контакте, затрудняет процесс выражения  эмоций субъектом и понимания  его партнёрами по общению.

    Синтоничность ребёнка – необходимый этап его  психического развития. Однако, синтоничность, сохраняющаяся у взрослого, свидетельствует  о нарушениях развития. По мере становления  логического, причинно-следственного  мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько  эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько распознавание  данного эмоционального состояния.

    Механизмы рационального мышления подавляют  непосредственность низших чувств. В  связи с тем, что в ходе нормального  развития развивается склонность к  рефлексии, происходит естественное ослабление синтоничности в пользу так называемой «шизоидации» – независимости от внешнего мира и стремления сопротивляться аффективным влияниям окружающих.

Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом