Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
Что
касается термина «социальный интеллект»
Другой
предпосылкой повышенного внимания
к эмоциональному интеллекту стала
гуманистическая психология. Одной
из самых известных теорий в рамках
данного подхода стала
Такое
понимание человеческой природы
привело к «буму» интегральных исследований
личности, объединяющие когнитивные
и аффективные стороны психики
человека. До этого времени в
Дэниэль
Гоулман в своей книге
Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с «середнячками», занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации.
В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру).
В
50-60-е гг. 20 века уже стал очевидным
тот факт, что показатели тестов
измерения IQ, имеющие огромную популярность
на Западе, не играют значительной роли
в том, что называется жизненным
успехом или социальной реализацией.
И это неудивительно, так как IQ
измеряет лишь некоторые из пяти высших
психических функций, полностью
обходя своим вниманием эмоциональные,
волевые и мотивационные
В
1990 году один из исследователей гуманистической
волны Питер Салоуэй выпустил
статью под названием «Эмоциональный
интеллект», которая, по признанию большинства
в профессиональном сообществе, стала
первой публикацией на эту тему.
Он писал, что последние несколько
десятков лет представления и
об интеллекте, и об эмоциях коренным
образом изменились. Разум перестал
восприниматься как некая идеальная
субстанция, эмоции – как главный
враг интеллекта, и оба явления
приобрели реальное значение в повседневной
человеческой жизни. При этом надо понимать,
как позже написал коллега
Салоуэя Дэвид Карузо, «эмоциональный
интеллект – это не противоположность
интеллекту, не триумф разума над чувствами,
это уникальное пересечение обоих
процессов». Кстати, одна из классических
интерпретаций термина "интеллект"
Давида Векслера звучит так: «интеллект
есть умение действовать целенаправленно,
рационально и эффективно с целью
достижения успеха в данных условиях»,
что примиряет общий и
Фактически один из нескольких прорывов в исследовании эмоциональных интеллекта произошел после разработки Реувеном Бар-Оном, израильским психологом американского происхождения (он же автор термина «коэффициент эмоционального развития»), инструмента, известного в последствии как EQ, что означает Emotional Quotient Inventory или «перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности». Позже этот инструмент стал известен как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Широкую же популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США в 1995 году. [1]
Белорусский
психолог Ирина Андреева показала,
что к биологическим предпосылкам
эмоционального интеллекта относятся
уровень эмоционального интеллекта
родителей, правополушарный тип
мышления, наследственные задатки эмоциональной
восприимчивости, свойства темперамента,
особенности переработки
Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.
Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.
Еще
одна зависимость: чем выше уровень
образования родителей и
В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции... В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.
Отдельно
психологи рассматривают
1.1.2. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который пришёл к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Намеченные классиком психологии подходы к пониманию единства аффективных и интеллектуальных процессов получают дальнейшее развитие в современных исследованиях эмоционального интеллекта.
Проблема эмоционального
Проанализировав психологический список литературы по проблеме исследования эмоционального интеллекта мы пришли к следующим биологическим предпосылкам развития эмоционального интеллекта:
Наследственные
задатки эмоциональной
Правополушарный тип мышления. Установлено, что музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем математики; у лиц "художественного" типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны, чем лица «мыслительного типа».
Экстраверсия. Эмоциональность является
базовым параметром
Рассмотрим социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта.
Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония – инстинктивное созвучание с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте.
Синтония рассматривается как врождённый инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врождённого механизма высвобождения или как приобретённая реакция. На наш взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребёнка, которые являются ориентирами для его самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребёнка со стороны родителей.
Становлению
синтоничности ребёнка
Синтоничность ребёнка – необходимый этап его психического развития. Однако, синтоничность, сохраняющаяся у взрослого, свидетельствует о нарушениях развития. По мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько распознавание данного эмоционального состояния.
Механизмы рационального мышления подавляют непосредственность низших чувств. В связи с тем, что в ходе нормального развития развивается склонность к рефлексии, происходит естественное ослабление синтоничности в пользу так называемой «шизоидации» – независимости от внешнего мира и стремления сопротивляться аффективным влияниям окружающих.
Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом