Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Содержание

Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 92.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО« МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А.КУЛЕШОВА» 

Факультет педагогики и  психологии детства

Кафедра психологии 
 

Курсовая  работа 
 

Уровень эмоционального интеллекта у студентов  с разным социометрическим статусом 
 
 
 

Выполнил

Студентка 2 курса группы А

Громова Наталья Валерьевна

Научный руководитель

кандидат  психологических наук

Барсукова Жанна Анатольевна 
 

Могилёв, 2011

РЕФЕРАТ

Объём работы: 28 страниц, количество иллюстраций:0, количество таблиц:4, количество приложений: 3, количество использованных источников:10, ключевые слова: эмоции, чувства, эмоциональный интеллект, эмоциональное переживание, юность, мотивационная, познавательная и волевая деятельность, гендерные различия, среда, биосоцильные и социальные предпосылки, свойства личности и их психодинамика, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

Объект  исследования: эмоциональный интеллект

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения  уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Методы  и методики: «Эмоциональный интеллект Н. Холла», «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» (СПСК).

База  исследования: студенты I курса, факультета педагогики и психологии детства, специальность психология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:                                                                                                                                                                                                                              

Введение………………………………………….…………………………….. 4-5

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18

    1. Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
      1. Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
      2. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13

1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18

Выводы…………………………………………………………………..……18-20

Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24

2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26

2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27

Заключение …………………………………………………………………..28-29

Список  использованных источников …………………………………………..30

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: Несмотря на то, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Но стоит отметить, что маленькое количество работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков, объектами исследования чаще всего являются уже взрослые личности.

   В последнее десятилетие эмоциональный  интеллект (далее – ЭИ) привлекает большое внимание научного психологического сообщества. Достаточно отметить, что  на последней конференции Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID), прошедшей в г. Граце в 2003 г., этой теме было посвящено целых две секции, не считая многочисленных стендовых докладов. Сначала понятие ЭИ в большей степени принадлежало популярной психологии, однако академическая психология также быстро признала его в качестве важного конструкта, обладающего высоким объяснительным и прогностическим потенциалом. В настоящее время происходит активная разработка проблематики ЭИ.

   Идея  ЭИ выросла из понятия социального  интеллекта, которое разрабатывалось  такими авторами, как Э. Торндайк , Дж.  Гилфорд, Г. Айзенк. Особенно близко к  понятию ЭИ подошёл Х. Гарднер, который  в рамках своей теории множественных  интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к ЭИ. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением».

В современном  обществе проблема компетентности в  понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку  в нём искусственно насаждается  культ рационального отношения  к жизни, воплощённый в образе некоего эталона - непрогибаемого и  как бы лишённого эмоций супермена. Известно, что запрет на эмоции ведёт  к их вытеснению из сознания. В свою очередь, невозможность психологической  переработки эмоций способствует разрастанию  их физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений. К  сожалению, в некоторых психологических  исследованиях эмоциональное мышление понимается, на наш взгляд, как некий  дефектный компонент мыслительного  процесса, снижающий объективность  познания и отличающийся "ригидностью, косностью".

Итак, актуальность данной работы можно свести к следующим  пунктам:

  • Проблема изучения эмоционального интеллекта является новой для психологии, и её разработка ведётся с 1990 года;
  • Большей частью данная проблема рассматривается в рамках зарубежной психологии;
  • Развитие эмоционального интеллекта способствует хорошему росту в карьере, семье, макро-  и микросоциуме.

Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения  уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Задачи работы:

  1. Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
  2. Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
  3. Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
  4. Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
  5. Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» 
  6. Обработка результатов диагностики
  7. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Объект  исследования: эмоциональный интеллект

Предмет исследования: уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом 

Гипотеза эмпирического исследования:

Существуют ли различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом

Методы  и методики: «Эмоциональный интеллект Н. Холла», «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» (СПСК).

База  исследования: студенты I курса, факультета педагогики и психологии детства, специальность психология 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ уровня эмоционального интеллекта  у студентов и социометрического статуса 

1.1.Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.

1.1.1. Понятие и история развития эмоционального интеллекта

     Эмоция  — это психическое состояние, отражающее отношение человека к  себе и к происходящему вокруг него. Каждая эмоция имеет свой определённый биологический маркер (при переживании  человеком определённой эмоции, в  кровь начинают, выделятся определённые гормоны, этой эмоции соответствующие). Эмоции напрямую связаны с инстинктами.

    Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря  им, человек может чувствовать  состояние другого человека, сопереживать ему. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся  на собственно эмоции и чувства.

    Эмоции, как и ощущения, это базовые  явления психики.

    К базовым эмоциям относят: интерес-возбуждение, удовлетворение-радость-торжество, удивление-изумление, печаль-горе-страдание, раздражение-возмущение-гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, стыд-застенчивость, вина-раскаяние, страх-ужас.

    Помимо  базовых есть и паттерны эмоций. Есть базовые цвета – белый, чёрный, красный, синий, жёлтый. А есть цвета – серый, оранжевый, розовый, которые получаются если смешивать белый с чёрным, красный с жёлтым и красный с белым, соответственно. Также и паттерны эмоций являются совокупностью базовых эмоций. Например, любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и радость. А депрессия образуется вследствие действия таких эмоций, как горе, вина, стыд и гнев, который не вылился в агрессию. Но, в отличие от красок, есть базовые эмоции, которые несовместимы друг с другом. Например – радость и горе, или презрение и интерес.[6]

    В России наиболее успешным исследователем эмоционального интеллекта является Д.В. Люсин, который определяет эмоциональный  интеллект как «способность к  пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». Он выделяет два  вида эмоционального интеллекта, различающихся  по механизмам и формам проявления: внутриличностный и межличностный  эмоциональный интеллект.  

    В психологии уже давно велись поиски объяснения некоторых феноменов  из социально-эмоциональной сферы  психики человека, которые не связаны  напрямую с общим интеллектом (мышление, речь, память, внимание, воображение) человека. И в качестве предшественников современной  концепции эмоционального интеллекта можно назвать теорию социального  интеллекта и экзистенциально-гуманистическое  направление в психологии.

Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом