Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО« МОГИЛЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А.КУЛЕШОВА»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра
психологии
Курсовая
работа
Уровень
эмоционального интеллекта у студентов
с разным социометрическим статусом
Выполнил
Студентка 2 курса группы А
Громова Наталья Валерьевна
Научный руководитель
кандидат психологических наук
Барсукова
Жанна Анатольевна
Могилёв, 2011
РЕФЕРАТ
Объём работы: 28 страниц, количество иллюстраций:0, количество таблиц:4, количество приложений: 3, количество использованных источников:10, ключевые слова: эмоции, чувства, эмоциональный интеллект, эмоциональное переживание, юность, мотивационная, познавательная и волевая деятельность, гендерные различия, среда, биосоцильные и социальные предпосылки, свойства личности и их психодинамика, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Объект исследования: эмоциональный интеллект
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Методы и методики: «Эмоциональный интеллект Н. Холла», «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» (СПСК).
База
исследования: студенты I курса, факультета
педагогики и психологии детства, специальность
психология
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………….……………
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы………………………………………………………………
Глава
2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального
интеллекта у студентов с разным социометрическим
статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение
…………………………………………………………………..28-
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Несмотря на то, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Но стоит отметить, что маленькое количество работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков, объектами исследования чаще всего являются уже взрослые личности.
В
последнее десятилетие
Идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк , Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Особенно близко к понятию ЭИ подошёл Х. Гарднер, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к ЭИ. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением».
В современном
обществе проблема компетентности в
понимании и выражении эмоций
стоит достаточно остро, поскольку
в нём искусственно насаждается
культ рационального отношения
к жизни, воплощённый в образе
некоего эталона - непрогибаемого и
как бы лишённого эмоций супермена.
Известно, что запрет на эмоции ведёт
к их вытеснению из сознания. В свою
очередь, невозможность психологической
переработки эмоций способствует разрастанию
их физиологического компонента в виде
болей и неприятных ощущений. К
сожалению, в некоторых психологических
исследованиях эмоциональное
Итак, актуальность данной работы можно свести к следующим пунктам:
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Объект исследования: эмоциональный интеллект
Предмет исследования: уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Гипотеза эмпирического исследования:
Существуют ли различия в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Методы и методики: «Эмоциональный интеллект Н. Холла», «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» (СПСК).
База
исследования: студенты I курса, факультета
педагогики и психологии детства, специальность
психология
ГЛАВА 1.
Теоретико-методологический анализ уровня
эмоционального интеллекта у студентов
и социометрического статуса
1.1.Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.
1.1.1. Понятие и история развития эмоционального интеллекта
Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Каждая эмоция имеет свой определённый биологический маркер (при переживании человеком определённой эмоции, в кровь начинают, выделятся определённые гормоны, этой эмоции соответствующие). Эмоции напрямую связаны с инстинктами.
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства.
Эмоции, как и ощущения, это базовые явления психики.
К
базовым эмоциям относят: интерес-возбуждение,
удовлетворение-радость-
Помимо базовых есть и паттерны эмоций. Есть базовые цвета – белый, чёрный, красный, синий, жёлтый. А есть цвета – серый, оранжевый, розовый, которые получаются если смешивать белый с чёрным, красный с жёлтым и красный с белым, соответственно. Также и паттерны эмоций являются совокупностью базовых эмоций. Например, любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и радость. А депрессия образуется вследствие действия таких эмоций, как горе, вина, стыд и гнев, который не вылился в агрессию. Но, в отличие от красок, есть базовые эмоции, которые несовместимы друг с другом. Например – радость и горе, или презрение и интерес.[6]
В
России наиболее успешным исследователем
эмоционального интеллекта является Д.В.
Люсин, который определяет эмоциональный
интеллект как «способность к
пониманию своих и чужих эмоций
и управлению ими». Он выделяет два
вида эмоционального интеллекта, различающихся
по механизмам и формам проявления:
внутриличностный и межличностный
эмоциональный интеллект.
В
психологии уже давно велись поиски
объяснения некоторых феноменов
из социально-эмоциональной сферы
психики человека, которые не связаны
напрямую с общим интеллектом (мышление,
речь, память, внимание, воображение) человека.
И в качестве предшественников современной
концепции эмоционального интеллекта
можно назвать теорию социального
интеллекта и экзистенциально-
Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом