Эмоциональный интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “эмоциональный интеллект”
, который определяется как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (

Работа содержит 1 файл

Андреева Понятие и структура эмоционального интеллекта.docx

— 32.66 Кб (Скачать)

Понятие и структура эмоционального интеллекта. Андреева И.Н.

ХИТЫ: 972

РАЗДЕЛ: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается  как особый тип знания. В соответствии с  данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “эмоциональный интеллект”

, который определяется  как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000). 

 

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с  высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями  к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает  более высокую адаптивность и  эффективность в общении. В  отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Согласно П. Сэловею, в  структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание  собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация. Г.Г. Горскова (1999) подчеркивает, что  важнейшим компонентом эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом.

Кратко охарактеризуем структурные  компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

1. Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения важно, что переживание эмоции и называние её (определение)  являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.

Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с  выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными  чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации  и описании своих чувств; неспособность  к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность (Н.Д. Семёнова, 1991) .

Интересный пример алек ситемии  был обнаружен C. Goldberg (1991) в  произведении В. Шекспира «Гамлет». Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако в противоположность назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека, высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. Причиной неспособности (или страха) к близким эмоциональным отношениям, по мнению автора, является то, что в раннем детстве отец и сын не имели возможности или желания открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов. Чувство стыда перед отцом в дальнейшем было перенесено на отношения с окружающими.

Таким образом, распознавание  эмоций способствует более эффективной  коммуникации, поскольку позволяет  адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать  и в дальнейшем выражать эмоции.

2. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

Степень эмоциональной экспрессивности  влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление  или неприязнь.

Эмоциями невозможно управлять  прямо, однако это можно сделать  опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством – это расщепление монолитного  недифференцированного аффекта  (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

Я. Рейковский (1979) приводит следующие  причины трудностей в выражении  эмоций

• люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;

• боязнь выдать собственные  чувства, связанная со страхом перед  утратой самоконтроля или боязнью  порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым  или осмеянным);

• врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;

• усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем  окружении.

3. Понимание эмоций.  Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций.

Осознание эмоций подразумевает  их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и  отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда  мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:

1) проявление достаточно  обособленного и организованного  процесса, влияющего на протекание  деятельности и переживаемого  субъективно (в этом случае  человек знает, что он нечто  переживает, и это переживание  отличается от предыдущих);

2) собственно осознание,  которое заключается в знании  о своём состоянии, выраженном  в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит  в основе процессов контроля  над эмоциями, в основе способности  предвидеть их развитие, знания  факторов, от которых зависит  их сила, продолжительность и  последствия.

Понимание эмоций взаимосвязано  с возможностями их выражения. Овладение  языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Понимание эмоций связано  также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1993), эмпатический способ общения с другой личностью  имеет несколько граней. Он подразумевает  вхождение в личный мир другого  и пребывание в нём  «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся  переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы «смотрите свежим и спокойным взглядом» на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным – означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким.

Можно выделить следующие  причины трудностей в понимании  индивидуальных различий  эмоций других людей:

• сосредоточенность на собственной  личности приводит к неспособности  замечать и правильно оценивать  эмоциональное состояние других людей;

• чувство собственного превосходства;

• чувство тревоги, связанное  с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего  того, что могло бы вызвать эмоции;

• какая-либо выгода от непонимания  эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).

5) Самомотивация. Эмоции  обладают мотивирующей силой,  заставляя людей действовать.  Слово «эмоция» произошло от  латинского глагола «emovare», что  означает «двигаться». Эмоция  – это средство, с помощью которого  взаимодействуют тело и разум,  они постоянно изменяются и  «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к негативному полюсу.

Можно предположить в структуре  эмоционального интеллекта наличие  эмоций, «самомотивирующих» когнитивную  деятельность, связанную с эмоциональной  сферой, точнее, с распознаванием,  выражением, пониманием эмоций.

Таким образом, эмоциональный  интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию  собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной  сферой и самомотивации. Все структурные  компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость  способствует эффективному межличностному взаимодействию.

И.Н. Андреева

Полоцкий государственный  университет 
(г. Новополоцк, Республика Беларусь)

Андреева И.Н. Понятие и структура  эмоционального интеллекта //  Социально-психологические проблемы ментальности:  6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.


Информация о работе Эмоциональный интеллект