Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:36, реферат
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие препятствующие нахождению правильного решения.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
1. Оригинальность, нетривиальность,
необычность высказываемых
2. Семантическая
гибкость, т.е. способность видеть
объект под новым углом зрения,
обнаружить его новое
3. Образная адаптивная
гибкость, т.е. способность изменить
восприятие объекта таким
4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
В последствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гифордом.
Что же мешает человеку быть творческой личностью? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:
1. Склонность к
конформизму, выражающаяся в
2. Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывает у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно “правильных” наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется.
5. Завышенная оценка своих собственных идей.
6. Высокоразвитая тревожность.
7. Чрезмерно выраженная
тенденция критического
Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность.
Психология творчества начала складываться на рубеже 19-20 вв. “Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового”. В общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности” (Батюшков Ф.Д. Творчество, с.11).
До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ - tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью - не было.
Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
1. Как таковых
творческих способностей нет.
Главную роль в детерминации
творческого мышления играют
мотивации, ценности, личностные
черты. Интеллектуальные
2. Высокий уровень
развития интеллекта
3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором (Дружинин В.Н., 1995г.).
Кроме того, было доказано,
что творческое мышление в искусстве
и науке имеет общие признаки,
что позволяет перенести
Главной операцией,
которая “работает” в ходе творческого
процесса, является операция сравнения.
Устанавливаются смысловые
Один из первых исследователей творческого мышления, как психологического процесса П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части:
· акт выдвижения гипотезы;
· акт творчества;
· акт логически проработанной идеи.
Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию отдельных “актов”, при этом, естественно, происходило их дробление. Так, Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс:
· фаза подготовки идеи;
· фаза созревания идеи;
· фаза озарения;
· фаза проверки идеи.
Творческое мышление, по описанию Селье, происходит следующим образом:
· посредством наблюдения собираются факты, накапливаются в памяти;
· факты располагаются в порядке, который диктуется рациональным мышлением.
Иногда это вполне достаточно для достижения приемлемого решения.
Если нет, то сознание с его укрепившейся привычкой поведению порядка должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождение бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Которые затем переходят в сознание.
Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.
Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:
1. Построение образов продуктов труда;
2. Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;
3. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).
Еще один непременный
компонент творческого мышления
- это оригинальность, она выражает
степень непохожести, нестандартности,
неожиданности предлагаемого
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.
Совокупность познавательных
процессов человека определяет его
интеллект.[21]
«Интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Позже Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь следующих потенций:
1) счетную способность,
т. е. способность оперировать
числами и выполнять
2) вербальную (словесную)
гибкость, т. е. легкость, с которой
человек может объясняться,
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.
Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.
Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии.
Стернберг и его коллеги из Йельского университета создали теорию тройственности интеллекта, выделив три основные группы интеллектуальных способностей:
1. Компонентный интеллект. Компонентный интеллект включает в себя общие способности к научению, понятливость, словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность оперировать такими объектами, как аналогии, силлогизмы и категории, способность к критическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помощью тестов.
2. Эмпирический интеллект. Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.
3. Контекстный интеллект.
К контекстному интеллекту
Говард Гарднер, преподаватель медицинского факультета Бостонского университета, возражает против оценки только двух аспектов интеллекта, то есть лингвистических и логико-математических способностей. В его концепции интеллекта присутствуют еще и следующие типы способностей: