Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:42, курсовая работа
Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Введение…………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов………
6
1.1.
Психологический синдром эмоционального выгорания как социальная и личностная проблема. …..........................................
6
1.2.
Теории синдрома эмоционального выгорания...............................
12
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в среде студентов……………………………………………………………..
18
2.1.
Организация и методы исследования…………………………….
18
2.2.
Результаты исследования и их интерпретация…………………..
19
Заключение………………………………………………………….
25
Список литературы……………………………………
Федеральная служба исполнения наказания
Вологодский институт права и экономики
Кафедра общей психологии
Эмоциональное выгорание в среде студентов
Вологда 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов……… |
6 | |
1.1. |
Психологический синдром
эмоционального выгорания как социальная
и личностная проблема. …............................. |
6 |
1.2. |
Теории синдрома эмоционального
выгорания..................... |
12 |
Глава II. Эмпирическое исследование
эмоционального выгорания в среде
студентов……………………………………………………… |
18 | |
2.1. |
Организация и методы исследования……………………………. |
18 |
2.2. |
Результаты исследования и их интерпретация………………….. |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
25 | |
Список литературы………………………………… |
26 | |
Приложения…………………………………………………… |
28 |
Введение
Сравнительно недавно
в зарубежной, а затем и отечественной
литературе появилось понятие «
В настоящее время проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) встречаются не только среди работающих людей, но и на этапе обучения в вузе, что ведет к необходимости разработки мер по предотвращению и устранению данных проявлений.
Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [2].
Изменения в социально-экономической
сфере затрагивают не только структуру
и содержание образования, но и личность
студента как субъекта педагогической
деятельности, предъявляя особые требования
к его социально-
Студентам приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной образовательной среды. То есть им необходимо выполнить все требования, предъявляемые будущей профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда. В этой связи возрастает интерес к изучению факторов эмоционального выгорания у студентов.
Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H. Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название «burnout» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [15].
Изучению проблемы синдрома эмоционального выгорания посвящено значительное количество работ в зарубежной науке и практике: C. Maslach, S. Jakson, 1981; E. Aronson, A. Pines, 1983; S. Walker, M. Cole, 1989; M.P. Leiter, 1997 и др. Менее изучен данный феномен в отечественной психологии В.В. Бойко, 1996 [5]; В.Е. Орел, 2001 [13]; Е.С. Старченкова, 2002 [6] и др.
Все это обусловило выбор темы исследования «Эмоциональное выгорание в среде студентов»
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание в среде студентов
Цель исследования: изучение факторов эмоционального выгорания в среде студентов.
Задачи:
1. Изучить проблему
эмоционального выгорания в
2. Рассмотреть особенности
эмоционального выгорания у
3. Исследовать особенности эмоционального выгорания студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем,
что синдром эмоционального выгорания
у студентов проявляется как
стресс-реакция на эмоционально-напряженную
коммуникативную деятельность и
заключается в постепенном
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ
психолого-педагогической и
2. Метод сбора эмпирических
данных – психологическое тести
- Тест «Подверженность стрессу».
- Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова).
- Методика измерения
психического «выгорания» (авт.
3. Методы статистической обработки данных, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, таблично-графические методы анализа данных.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов
1.1. Психологический
синдром эмоционального
В последние годы, исследуя особенности профессиональной деформации, все чаще и чаще стали выделять психологические феномены, получившие название эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Оно представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В целом выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [13].
В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (познавательных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [3,5,6].
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [5].
Как отмечают психологи, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы [6]. Также существенную роль играют напряженность и конфликты в профессиональной среде: недостаточная поддержка со стороны коллег, нехватка условий для самовыражения личности на рабочем месте, работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешенные личностные конфликты.
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность [13].
Эмоциональное истощение
проявляется в ощущениях
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие:
Информация о работе Эмоциональное выгорание в среде студентов