Правовой статус студентов и обучающихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией каждый имеет право на образование. В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся фактом достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Содержание

1.Введение
2. Правовой статус студентов
1)Статус обучающегося в высших общеобразовательных учреждениях.
2)Административно-правовые гарантии студента.
3)Обязанности студента.
4)Ответственность студента.
3. Выводы.
4. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

Министерство образование и  науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Юридический факультет

Отделение правового  образования

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Правовой статус студентов и обучающихся»

 

 

Студентки группы 08-1111

Гариповой Диляры Радиковны

 

Руководитель:

Чумаков Лев Юрьевич,

старший преподаватель кафедры  уголовного права и процесса

 

 

Казань – 2012

Содержание

1.Введение 

2. Правовой статус студентов 

  1)Статус обучающегося  в высших общеобразовательных  учреждениях.

  2)Административно-правовые  гарантии студента.

  3)Обязанности студента.

  4)Ответственность студента.

3. Выводы.

4. Список использованной  литературы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на образование. В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.  
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся фактом достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.  
Каждый человек вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в образовательном учреждении независимо от его пола, расы, национальности, происхождения, вероисповедания и т.д.  
Под получением гражданином образования понимаются достижение им и подтверждение определенного образовательного уровня.  
Высшее образование предоставляется высшими учебными заведениями - вузами. В России имеются следующие виды вузов: университет, академия, институт.  
Правовой статус студентов высших учебных заведений, а также обучающихся в высших учебных заведениях и в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования определяется Федеральным законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а также уставом и иными локальными нормативными актами соответствующего высшего учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность студентов в  вузах (включая негосударственные) с 1993 года неуклонно возрастает по всем формам обучения и в 2002 году составила 5926,1 тыс. человек. Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает, в том числе, и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса. Статус студента - не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования.

В соответствии с федеральным  законом 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО).

Численность студентов в  вузах (включая негосударственные) с 1993 года неуклонно возрастает по всем формам обучения и в 2002 году составила 5926,1 тыс. человек. Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает, в том числе, и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса. Статус студента - не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования.

В соответствии с федеральным  законом 1996 г. студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО).

Он является основным участником образовательных отношений, и, следовательно, главным элементом правового  регулирования в этой сфере. Вуз  в процессе выполнения своих основных социальных функций аккумулирует различные  категории обучающихся, однако именно студенты составляют ядро, стержень отношений  в системе высшего образования. Ради них запускается весь механизм реализации конституционного права  граждан на ВПО.

Статус студента дает яркую  картину тесной внутренней взаимосвязи  норм различных отраслей права как  относительно самостоятельных частей единой системы действующего права. Длительное время господствовало мнение, что студент - объект административно-правового регулирования, то есть "публичного" интереса. Следствие этих подходов можно наблюдать сегодня на практике: в вузах в известной степени сохраняется ориентация на государственное регулирование даже тех вопросов, которые охватываются понятием академических свобод или вузовской автономии, то есть должны регламентироваться самими вузами. Наряду с этим возможности и академические свободы студентов вводятся в жесткие рамки локального регулирования, множественных нормативных предписаний, в то время как многие принципиальные вопросы, наоборот, не регламентируются, учебная администрация и преподаватели следуют обычаям и традициям вуза, собственной привычке, исповедуя авторитарный дух организации обучения. Так, наряду с известными Положениями - о курсовых экзаменах и зачетах, о курсовых, магистерских работах, о рейтинговой системе оценки студентов в вузе и др., в вузах существует неписаное правило писать диплом только на выпускающей кафедре, не допускается изменение темы дипломной работы или смена руководителя, экзаменаторы требуют конспект лекций на экзаменах; как правило, не существует четкого регламента работы ГАК, часто не разрешается пересдача на повышенную оценку и т. п.

Зачастую студент из активного  участника образовательного процесса превращается в пассивного потребителя-исполнителя, что противоречит и целям образования, и принципам политики властей  в молодежной сфере. Демократичный  по сути своей, ГОС в приложении к  студенту конкретного вуза превращается в жесткие рамки учебного плана  и графика учебного процесса. С  учетом сложившейся ситуации необходимо нормативно закрепить права студентов  в учебно-воспитательном процессе, а также развить различные  возможности выбора в рамках государственного образовательного стандарта (ГОС) в  процессе обучения, вплоть до перерывов  в учебе, набора зачетных единиц и т. д.

Поскольку правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений  между личностью и государством, представляет по сути своей систему  эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых государством от нарушений  и, как правило, одобряемых обществом, в статусе студента должна найти  отражение демократизация всех сфер общественной жизни, в том числе  образования.

В последние годы возникла концепция образовательного права как комплексной отрасли, регулирующей отношения в сфере образования путем привлечения, через определенную трансформацию, норм других отраслей. Полагаем, что создание универсальной многомерной модели статуса студента в рамках образовательного права позволит обеспечить надлежащую всестороннюю гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО.

Только сочетание прав, обязанностей и ответственности  позволяет обеспечивать личные и  публичные интересы. В этом плане  образовательные отношения особенно показательны. Образование, особенно высшее, - важнейший фактор экономического и социального прогресса общества. Не случайно право на образование относят к общественному долгу, проблемы образования рассматриваются в контексте национальной безопасности. Свобода осуществления субъективного права на образование упирается в ответственность носителя этого права за его надлежащую реализацию, за собственные действия в процессе обучения, общежития, иных форм социализации.

Многие авторы справедливо  полагают, что государство в условиях рынка не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических  прав, в том числе и права  на образование. Государство создает  все многообразие условий для  развития человека - формирование социокультурного пространства, стимулирование творческого роста, использование его талантов и возможностей, проведение в жизнь принципов социальной справедливости и проч. И далее это уже задача самого человека - использовать предоставленные ему возможности, включиться в систему социокультурных отношений, реализовать свое право на высшее профессиональное образование.

В этой ситуации возрастает роль вуза как структуры, непосредственно  обеспечивающей возможность получения  высшего образования. Однако из содержания действующего образовательного законодательства юридическая связь вуза и студента не очевидна. Студенты, обучающиеся  с оплатой стоимости обучения, заключают договор - но здесь важно не впасть в другую крайность, сведя их отношения к обычному гражданско-правовому договору. Представляется целесообразным использовать аналогию с трудовым договором и ввести в законодательство понятие "образовательный договор", имея в виду обязательное заключение договора между вузом и студентом, устанавливающего конкретные права, обязанности и взаимную ответственность сторон в течение всего срока обучения. Несмотря на название "образовательный договор", в нем должны быть отражены все стороны вузовской жизнедеятельности - кроме учебного процесса, это и участие в научных исследованиях, воспитательный процесс, проблемы поддержания правопорядка и обеспечения сохранности имущества, возможности трудоустройства как во время обучения, так и по окончании вуза, социальные права (культурно-массовые мероприятия, льготные путевки и проч.), меры юридической защиты и т. д.

Статус студента во многом обусловлен процедурами и условиями  его вхождения в административный коллектив. Именно на стадии приема, в  процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и  свобод, обязанностей и ответственности  студента (зачисление в вуз и все, что этому предшествует, - сложный юридический состав) также должны рассматриваться как элемент его правового статуса. Таким образом, сложная конструкция статуса студентов с переплетением прав и обязанностей, свобод и ответственности начинается с правовых оснований возникновения статуса и логично должна быть завершена гарантиями реализации этого статуса.

Объем правосубъектности, или  конкретное правовое положение студента зависит от различных обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Также его обуславливают такие факторы, как статус вуза - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения - средства бюджета, физических или юридических лиц; наличие договора на обучение - между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и др.) и т. д.

Статус студента включает базовую и факультативную части. Базовая часть - это общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в административный коллектив, то есть "коллективные" права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантии, его обеспечивающие. Они определяются законодательными и иными нормативными актами, прежде всего, Законом РФ "Об образовании" (ст. 50). В то же время следует подчеркнуть изначальную недостаточность существующей правовой регламентации - нормы носят слишком общий характер и содержат частые отсылки к уставу учебного заведения. В устав можно не внести ничего более конкретного, решая все возникающие вопросы методом оперативного реагирования - приказами и распоряжениями по вузу. Тем самым студенты лишаются стабильной правовой основы своего пребывания в вузе и конкретных гарантий своего статуса.

Проведен анализ более 100 действующих уставов государственных  вузов различной ведомственной  подчиненности (преимущественно Минобразования России) и разных видов; изучен ряд  уставов муниципальных и негосударственных  вузов. Можно сделать однозначный  вывод о том, что вузы, несмотря на предоставленную нормативными актами возможность (а для негосударственных  вузов это их обязанность - см. ст. 11-1 закона РФ "Об образовании", п. 10 ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), не уделяют достаточного внимания проблеме локальной регламентации статуса студента. Формулировки уставов, посвященные правам студента, просто копируют нормы названных законов и Типового положения о вузе. Вузы, подчиненные одному министерству - образования, культуры, здравоохранения и т.д., в основном копируют друг друга в части установления прав и обязанностей студентов. Это касается, например, условий перевода с платного обучения на бесплатное, порядка и срока восстановления лиц, отчисленных по неуважительным причинам, процедур дисциплинарного производства и др. В уставах негосударственных вузов конкретики в этой части также очень мало, формулировки носят самый общий характер. Следовательно, при существующей практике, необходимо просто ввести в закон четкие предписания, и вузы, в том числе негосударственные и муниципальные, с готовностью их воспроизведут в своих уставах.

Вхождение в число студентов  не влечет за собой никаких ограничений  в общеправовом статусе гражданина. Становясь студентом, гражданин  получает дополнительные социальные и  административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на ВПО: право  бесплатно пользоваться библиотечными  и иными фондами, услугами всех его  подразделений; обучаться в соответствии с избранной программой; право  обжаловать действия администрации, участвовать  в управлении делами вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности; им сопутствует  обязанность соблюдать устав  образовательного учреждения и его  Правила внутреннего распорядка. Это базовая, или стационарная часть  правового статуса обучающегося.

Информация о работе Правовой статус студентов и обучающихся