Интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:27, реферат

Описание работы

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор С) и фактор 8, служащий показателем, специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена, тесты интеллекта Кэттела.

Содержание

1. Что такое интеллект?........................................................................ 3

2. Развитие интеллекта ……………………………………………… 5

2.1. Факторы развития интеллекта………………………………………5

2.2. Теория интеллектуального развития …………………………… 8

3. Оценка интеллекта………………………………………………… 9

4. Список используемой литературы………………………………..13

Работа содержит 1 файл

интеллект-реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

Содержание. 

1. Что такое  интеллект?........................................................................ 3

2. Развитие интеллекта  ……………………………………………… 5

    2.1. Факторы  развития  интеллекта………………………………………5

         2.2. Теория интеллектуального развития ……………………………    8

3. Оценка интеллекта………………………………………………… 9

4. Список используемой  литературы………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое интеллект? 

   Развитие  общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

   Совокупность  познавательных процессов человека определяет его интеллект.

   «Интеллект  — это глобальная способность  действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

   Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех  любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор С) и фактор 8, служащий показателем, специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена, тесты интеллекта Кэттела.

   Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

   1. Счетную способность, т. е. способность  оперировать числами и выполнять арифметические действия.

   2. Вербальную (словесную) гибкость, т.  е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

   3. Вербальное восприятие, т. е. способность  понимать устную и письменную  речь

   4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

   5. Память.

   6. Способность к рассуждению.

   7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

   Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

   Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

   По  мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется  потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

   Хебб (1974) с несколько иных позиций  рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как человек совершает умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор, по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д. и, наконец, в основании иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые дчя диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности.  

   Развитие  интеллекта.

   С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. 

     Интеллект можно сравнить со  снежком, который катится в  нужном направлении и при этом  становится снежным комом, да  и то меняет направления качения,  чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он  теряет скорость, набирая массу.  А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

     Поведение человека будет тем  интеллектуальнее, чем сложнее и  многообразнее пути, по которым  проходят воздействия его на  объекты, и лишь тогда он  придет к действительным победам.

    

   Факторы развития интеллекта. 

   Различия  в интеллектуальной сфере возникают  в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью  и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

   На  уровень интеллекта влияют многие факторы  среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими  воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

   Определенные  вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее  развитие интеллекта. Например, злоупотребление  алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода – состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но также умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, и нельзя вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижено. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

   Развитие  интеллекта зависит от врожденных факторов:

  • генетические факторы наследственности,
  • хромосомные аномалии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается:

   а) наличием лишней, третьей хромосомы  в 21-й паре хромосом,

   б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности (недостаток йода в рационе матери может обусловливать кретинизм ребенка, а заболевание матери в начале беременности, например, краснухой приводит к необратимым поражениям зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами или даже аспирином, употребление алкоголя и курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка).

     Эффект наследственности можно  оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой-то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

   Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость – величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, h2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.

   Но, с каким бы потенциалом ни родился  ребенок, очевидно, что необходимые  ему для выживания формы интеллектуального  по ведения смогут развиваться и  совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и в конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. К сожалению, традиционные методы обучения более ориентированы на передачу знаний ребенку и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей человека.

Информация о работе Интеллект