Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.
Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43
Каким образом можно пояснить участникам, с какой целью проводится опрос? Если вы студент и проводите опрос только с учебными целями, можно об этом честно сказать членам группы (маленьких детей ваши цели, как правило, не интересуют). Если ваши данные будут использованы при распределении по рабочим (учебным) группам, об этом тоже можно сказать.
Часто социометрия проводится для оценки эффективности программ14, для диагностики групповых отношений в тренинге. Тренинговая группа имеет свою специфику развития взаимоотношений и распределения лидерских позиций (пример социометрии в группе тренинга приведен в Приложении 1).
Хорошим приемом является включение социометрических вопросов в анкету с определенным содержанием. Подобный прием используется в методике-сочинении «Наш класс», когда ребенка просят отразить в сочинении следующие вопросы.
Социометрические вопросы
Эти вопросы должны следовать не один за другим, а равномерно распределяться во времени, согласно логике и задачам интервью.
Типы социометрии. В этом разделе пойдет речь об использовании понятия «социометрия» в более широком смысле, чем социометрический опрос. Психологи-практики часто используют этот термин для обозначения определенного типа техник изучения групповой структуры. В этом смысле некоторые игры могут быть с полным правом отнесены к социометрическим процедурам, например, известные всем «каравай», «ручеек», «третий лишний», «колечко», «мигалки» и так далее Все эти игры объединяет то, что игроки, согласно правилам, активно делают выборы, тем самым, проявляя симпатии к одним и отклоняя других. Можно сказать, что в данном случае мы имеем дело со следующим типом социометрии – неявный по смыслу и открытый по собранным данных. Это означает, что процесс выбора происходит открыто, но для людей неочевидно, что они могут быть наблюдаемы и специально оценены с исследовательскими целями. Рассматриваемая типология основывается на классификации Елены Васильевны Сидоренко (ПК15).
Другой тип социометрии – явный по смыслу и открытый по сбору данных, подразумевает, что люди осознают себя в качестве испытуемых, опрашиваемых, изучаемых объектов, а также могут видеть результаты выборов. Такая ситуация создается, например, в психотерапевтической группе (группе личностного роста) при проведении так называемой «открытой социометрии».
Социометрия явная по смыслу и скрытая по собранным данных – примером этого типа является традиционный социометрический опрос. Участники опроса легко догадываются о возможных целях исследователя и не претендуют на раскрытие той информации, которая получена психологом.
Наконец, вариант социометрии тайной по смыслу и скрытой по сбору данных, предусматривает, что, выполняя задание экспериментатора (разрежь яблоко, положи открытку, поделись конфетой, премией и так далее) люди не догадываются о возможных целях исследователя и не знают о результатах распределения выборов.
Использование в практической работе разных типов социометрии создает более широкие возможности для оценки, диагностики и коррекции межличностных отношений в группе.
Рекомендуемая литература
Социоматрица и построенная на ее основе социограмма
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Итого отдано выборов | |||||||||||||||
+ |
– |
всего | ||||||||||||||||
Миша |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
3 |
3 |
6 | |||||||||
Наталья |
+ |
– |
+ |
3 |
1 |
4 | ||||||||||||
Марина |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
3 |
2 |
5 | ||||||||||
Руслан |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 | ||||||||||||
Алексей |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
3 |
2 |
5 | ||||||||||
Катя |
+ |
+ |
– |
+ |
3 |
1 |
4 | |||||||||||
Леня |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 | ||||||||||||
Андрей |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 | ||||||||||||
Наташа |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 | ||||||||||||
Лара |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 | ||||||||||||
Люда |
+ |
+ |
– |
– |
2 |
2 |
4 | |||||||||||
Получено выборов |
+ |
7 |
0 |
4 |
9 |
0 |
1 |
2 |
5 |
0 |
0 |
3 |
32 |
11 |
43 | |||
– |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 | |||||||
Всего |
7 |
0 |
5 |
10 |
3 |
1 |
2 |
6 |
2 |
2 |
3 |
№ гр. |
Критерий |
Кол-во людей в группе (ограничение по выборам) |
Возраст |
Соотношение по половому составу Ж/М |
Максим. кол-во выборов, полученных «звездой» |
Максим. кол-во выборов, полученных «отвергаемым» |
Среднее кол-во полож. выборов в группе, полученных одним чел. |
Индекс групповой сплочен-ности |
День рождения |
27 (2) |
7-8 |
13/14 |
5 |
— |
1,5 |
0,41 | |
День рождения |
33 (3) |
10-11 |
14/19 |
9 |
28 |
2,57 |
0,57 | |
Турбаза |
35 (3) |
11-12 |
21/14 |
8 |
— |
2,86 |
0,72 | |
База отдыха |
22 (6) |
12-13 |
10/12 |
6 |
8 |
5,9 |
0,6 | |
Каникулы |
21 (6) |
14-15 |
14/7 |
5 |
8 |
5,9 |
0,41 | |
Путешествие |
25 (3) |
15-16 |
11/14 |
5 |
15 |
3 |
0,6 | |
День рождения |
28 (4) |
15-16 |
21/7 |
10 |
— |
4 |
0,69 | |
Палатка |
21 (3) |
15-16 |
6/15 |
8 |
11 |
2,8 |
0,44 | |
День рождения |
22 (5) |
15-16 |
19/3 |
9 |
11 |
4,1 |
0,35 | |
День рождения |
26 (3) |
18-19 |
23/3 |
9 |
— |
2,9 |
0,50 | |
Проблема |
22 (3) |
18-19 |
15/7 |
9 |
— |
2.9 |
0,52 | |
Турбаза |
21 (3) |
18-19 |
19/2 |
6 |
— |
3 |
0,59 | |
13. |
Отдых |
21 (3) |
18-19 |
18/3 |
7 |
10 |
3 |
0,52 |
среднее |
7,4 |
0,53 |
№ гр. |
Критерий |
Кол-во людей в группе |
Возраст |
Соотношение по половому составу Ж/М |
Максим. кол-во выборов, полученнных звездой |
Максим. кол-во выборов, полученных «отвергаемым» |
Среднее кол-во выборов в группе, полученных одним чел. |
Индекс групповой сплочен-ности |
Парта |
27 (2) |
7-8 |
13/14 |
8 |
— |
1,5 |
0,31 | |
Доклад |
33 (3) |
10-11 |
14/19 |
19 |
29 |
3 |
0,1 | |
Сообщение |
35 |
11-12 |
21/14 |
19 |
— |
2,86 |
0,32 | |
Выступление |
22 (3) |
12-13 |
10/12 |
8 |
— |
3 |
0,6 | |
Экзамен |
21 (3) |
14-15 |
14/7 |
12 |
— |
2,8 |
0,29 | |
Контрольная |
25 (3) |
15-16 |
11/14 |
9 |
— |
2,9 |
0,4 | |
Экзамен |
28 (4) |
15-16 |
21/7 |
12 |
— |
2,85 |
0,32 | |
Дежурство |
21 |
15-16 |
6/15 |
7 |
— |
2,7 |
0,53 | |
Команда КВН |
22 (5) |
15-16 |
19/3 |
15 |
12 |
5 |
0,35 | |
Семинар |
26 (3) |
18-19 |
23/3 |
11 |
— |
2,9 |
0,25 | |
Конференция |
22 (3) |
18-19 |
15/7 |
13 |
10 |
2,9 |
0,37 | |
Курсовая |
21 (3) |
18-19 |
19/2 |
11 |
10 |
3 |
0,18 | |
Научная работа |
21 (3) |
18-19 |
18/3 |
7 |
— |
3 |
0,35 | |
среднее |
11,6 |
|
0,34 |