Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:34, практическая работа

Описание работы

В ПСИХОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. С ПОМОЩЬЮ

КОТОРЫХ ВЫЯВЛЯЮТСЯ СУЩЕСТВЕННО ВАЖНЫЕ ФАКТЫ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ

И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ   ПСИХОЛОГИИ

В   ПСИХОЛОГИИ   ИСПОЛЬЗУЮТСЯ  СПЕЦИАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ.   С   ПОМОЩЬЮ

КОТОРЫХ   ВЫЯВЛЯЮТСЯ   СУЩЕСТВЕННО   ВАЖНЫЕ   ФАКТЫ.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ

И   МЕХАНИЗМЫ   ПСИХИКИ

основныь
НАБЛЮДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
НАУЧНЫЙ   МЕТОД   ИССЛЕДОВАНИЯ.

НЕ   ОГРАНИЧЕННЫЙ   ПРОСТОЙ

РЕГИСТРАЦИЕЙ   ФАКТОВ,

А   НАУЧНО   ОБЪЯСНЯЮЩИЙ   ПРИЧИНЫ

ТОГО   ИЛИ   ИНОГО   ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЯВЛЕНИЯ

АКТИВНОЕ   ВМЕШАТЕЛЬСТВО

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИСПЫТУЕМОГО   С   ЦЕЛЬЮ   СОЗДАНИЯ

УСЛОВИЙ.   В   КОТОРЫХ

ВЫЯВЛЯЕТСЯ   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ФАКТ

ЖИТЕЙСКИЕ

НАБЛЮДЕНИЯ

ОГРАНИЧИВАЮТСЯ

РЕГИСТРАЦИЕЙ

ФАКТОВ.

НОСЯТ   СЛУЧАЙНЫЙ

НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ

ХАРАКТЕР

НАУЧНЫЙ   МЕТОД

НАБЛЮДЕНИЯ   -

ПЕРЕХОД

ОПИСАНИЯ   ФАКТА

К   ОБЬЯСНЕНИЮ

ЕГО   ВНУТРЕННЕЙ

СУЩНОСТИ.

НЕОБХОДИМОЕ

УСЛОВИЕ   -

ЧЕТКИЙ   ПЛАН.

ФИКСАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

В   СПЕЦ.ДНЕВНИКЕ

ЛАБОРАТОРНЫЙ

ПРОТЕКАЕТ

В   СПЕЦ.УСЛОВИЯХ.

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ   СПЕЦ.

АППАРАТУРА.

ДЕЙСТВИЯ

ИСПЫТУЕМОГО

ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

ИНСТРУКЦИЕЙ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ

ПРОТЕКАЕТ

В   ОБЫЧНЫХ

УСЛОВИЯХ.

ПРИМЕНЯЕТСЯ

ПРИ   ИЗУЧЕНИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

НА   РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ

ЭТАПАХ

 
 
КОНСТАТИРУЮЩИЙ
    ИНОГДА   В   НЕМ

МОДЕЛИРУЮТСЯ

НЕКОТОРЫЕ

СТОРОНЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА

ФОРМИРУЮЩИЙ

У- ОБУЧАЮЩИЙ

1—  ВОСПИТЫВАЮЩИЙ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
АНАЛИЗ   ПРОДУКТОВ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • БИОГРАФИЧЕСКИЙ   МЕТОД • БЛИЗНЕЦОВЫЙ   МЕТОД •   СОЦИОМЕТРИЯ • МОДЕЛИРОВАНИЕ • АНКЕТЫ  ■

ТЕСТЫ -ПРОГНОЗИРУЮЩИЕ - ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ

"ис. II.6. Методы психологии

31

Основные  методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:

метод должен исходить из диалек-тико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

научный метод психологии должен быть объективным;

соблюдение  генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):1

1 Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35.

29

I  группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II  группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III   группа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV  группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение  (см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись  может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна  из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).

Однако  главным методом психологического исследования является эксперимент (см.). Перечислим его достоинства:

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а  сам создает условия, чтобы вызвать  их у испытуемых;

исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических  процессов;

в экспериментальном  исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);

эксперимент может быть проведен с большим  количеством испытуемых, что позволяет  устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости  от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений  эксперимент делится на:

констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и

обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Ограниченность  констатирующего эксперимента (невозможность  проследить     процесс    приобретения знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов. Срез — это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.

Поперечные  срезы, сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.

Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.

Достоинства тестов (см.) состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.

Трудность использования тестов состоит в  том, что не всегда оказывается возможным  выявить, как и за счет чего был  достигнут полученный в процессе тестирования результат.

В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.

Тесты могут быть:

индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.

Ответы  на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор  одного из нескольких предложенных, и  т. д.

Использование в исследовании анкет (см.) позволяет собрать большой фактический материал — в этом ценность метода. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

Социометрический  метод (см.) позволяет изучить характер взаимоотношений в коллективе через сравнительно несложную процедуру выбора. Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений.

В практической деятельности психологов широко используются такие методы, как беседа (см.), изучение продуктов деятельности, биографический метод (см.), близнецовый. Последний  помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

В последние  десятилетия в психологии широкое  распространение получил метод  моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем         имитации         жизненных

ситуаций  в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях.

Информация о работе Методы психологии