Социометрические методы в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка

Описание работы

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43

Работа содержит 1 файл

Марковска И.М. - Социометрические методы в психологии.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Требования к социометрическому критерию. Очень важно, чтобы социометрический критерий удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе: конкретность, однозначность, отсутствие расплывчатых словосочетаний  и так далее.

Кроме того, при формулировке социометрического критерия необходимо учитывать следующие правила:

1. Социометрический критерий должен быть подобран таким образом, чтобы в его содержании, прежде всего, отражались взаимоотношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследования.

2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности или для совместного общения, т. е. опрашиваемый должен предпочесть или отклонить другого члена коллектива.

3. Критерий не должен ограничивать  возможности выбора. Опрашиваемый  (респондент) должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена. Например, вопрос «С кем из своего класса вы хотели бы спеть песню под гитару?» явно уменьшает вероятность быть выбранными тех людей, которые не умеют ни петь, ни играть на гитаре. Кроме того, этот вопрос имеет двойственный характер: с одними хочется петь, а других использовать как аккомпаниаторов.

4. Используемые критерии должны  интересовать членов коллектива, быть значимыми для них. Вопрос  значимости может быть решен в предварительном наблюдении за жизнедеятельностью группы, в интервью с членами группы. Трудно заранее предположить насколько совместный отдых на природе может быть распространен в том или ином коллективе. Совместное дежурство в классе может быть важной сферой деятельности в одной школе и совершенно не актуальной в другой. Подбор команды участников в КВН может оказаться интересной задачей для одних и ненужной, надуманной для других.

5. Критерий должен описывать, конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для предпочтения или отклонения партнера. Именно поэтому лучше не использовать какие-то фантастические, нереальные ситуации типа полета на Луну или похода в разведку, если, конечно, вы не работает с коллективом космонавтов или отделом контрразведки.

Ограничение выборов. Итак, критерии выбраны, их количество определено, следующий важный вопрос – это проблема ограничения выборов. Респонденту необходимо указать возможное число предпочтений, которые он может сделать. Если для получения полной картины взаимоотношений между членами данного коллектива разрешается делать неограниченное число выборов, такая процедура социометрического опроса называется непараметрической. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов, то есть используется параметрический вариант. Такая процедура, безусловно, более проста для обработки данных, и начинающему социометристу мы рекомендуем использовать ограничение выборов при опросе. Более того, если мы прибегаем к непараметрической процедуре, возрастает вероятность получения случайных выборов, и возникают затруднения при сопоставлении с другими группами.

Интересное исследование на эту  тему провели Энг и Френч в 1948. Они измеряли социометрические статусы членов 32 групп колледжей. Опрос проводился в три этапа: на первом этапе студентов просили делать выборы без ограничения их числа; на втором количество выборов ограничивали до пяти; наконец на третьем этапе предлагалось делать два выбора. Оказалось, что данные первого и второго исследования коррелируют между собой на значимом уровне (r = + 0,78). Коэффициент корреляции между результатами второго и третьего этапа также составил значимую величину  (r = + 0, 65). Таким образом, несмотря на то, что параметрическая процедура социометрии может вызвать затруднения у людей, желающих назвать большее количество выборов, чем предлагается, она обеспечивает достаточную надежность данных.

Необходимость ограничения выбора следует отметить в вопросе или  инструкции к анкете (в письменной или устной форме). При этом важно указать респондентам, что они могут выбрать не больше означенного числа из участников коллектива, иначе у человека возникнет установка, что надо сделать обязательно три или четыре выбора, что может исказить картину взаимоотношений в группе. Иногда возникает ситуация, когда члены группы интересуются можно ли сделать, например, не три, а четыре или пять предпочтений. Думаем, что не стоит упорствовать и настаивать на неизменном числе ради «чистоты» исследования. В таком случае сложность осуществления выбора служит доказательством значимости определенных отношений с кем-то из членов группы, невозможности отречься от них даже в ситуации обследования.

Следующая проблема – определение  числа, которое ограничивало бы количество выборов в группе в соответствии с ее размером, то есть проблема «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Обратимся к решению, предложенному Дженингсом, учеником Морено. Он составил следующую формулу для определения необходимого количества выборов в зависимости от численности группы.


Р (А) =             ,

 

где  d  – количество  выборов (социометрическое ограничение);

Р – вероятность случайного события (выбора);

N – число человек в группе.

Обычно величину вероятности Р (А) выбирают в пределах 0,20 – 0,30, таким образом, для группы в 25 человек ограничение составит 4 – 5 выборов. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14 – 0,25, можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. 1).

Таблица 1

Величины ограничения социометрических выборов

 

Число членов

группы

Социометрическое

ограничение

Вероятность случайного выбора Р(А)

5  – 7

  1. Один

0,20  – 0,14

8  – 11

  1. Два

0,25  – 0,18

12  – 16

  1. Три

0,25  – 0,19

17  – 21

  1. Четыре

0,23  – 0,19

22  – 26

  1. Пять

0,22  – 0,19

27  – 31

  1. Шесть

0,22  – 0,19

32  – 36

  1. Семь

0,21  – 0,19


 

Часто в социометрическом исследовании возникает необходимость ранжирования выборов, в инструкции к анкете это также указывается. Например: «Укажите в порядке предпочтения, с кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы жить на одной лестничной площадке. Назовите не более трех фамилий». «Кого бы ты выбрал соседом по парте? В первую очередь… Во вторую очередь…». В дальнейшем порядок выборов может быть учтен в процессе обработки данных (см. далее). Конечно же, быть выбранным три раза первым совсем не одно и тоже, что три раза последним. Ранжирование выборов позволяет провести более углубленное изучение внутригрупповых отношений.

 

 

 

5. Способы обработки социометрических данных

 

Существует три основных способа  обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (табл. 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

Таблица 2

Образец социоматрицы

Кто

выбирает

Кого выбирают

Итого отдано выборов

полож.

отриц.

всего

1

п.ч.

                       
  1. 2

с.е.

                       
  1. 3

и.л.

                       
  1. 4

х.я.

                       
  1. 5

о.б.

                       
  1. 6

л.и.

                       
  1. 7

о.н.

                       
  1. 8

г.с.

                       
  1. 9

и.к.

                       

Получено выборов

+

                       

    –

                       

Всего

                       

Если в опросе проводилось ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу  строку «Точный подсчет», при этом используется следующая схема: за предпочтение, сделанное в первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл. В таблице 3 приведен пример с подсчетом выборов при ограничении с числом два, следовательно, при точном подсчете за «выбор в первую очередь» присваивается 2 балла, а за «выбор во вторую очередь» – один балл.

Таблица 3

Пример социоматрицы для группы численностью 10 чел.

Деловой критерий  – «С кем из твоей группы ты стал бы готовить доклад на конференцию? В первую очередь, во вторую очередь»

№№

Кто выбирает

Кого выбирают

Отдано выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

павел

   

1

   

2

       

2

2

игорь

         

1

       

1

3

федор

     

2

1

         

2

4

андрей

   

1

 

2

         

2

5

григорий

   

1

2

           

2

6

олег

           

1

 

2

 

2

7

роман

         

1

     

2

2

8

устин

   

1

2

           

2

9

дмитрий

         

2

1

     

2

10

алексей

           

1

     

1

Всего получено выборов

0

0

4

3

2

4

3

0

1

1

18

Точный подсчет

0

0

8

3

3

6

6

0

1

1

36

Информация о работе Социометрические методы в психологии