Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.
Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43
Внутригрупповые детские объединения имеют неустойчивый характер, а выбор партнера по игре часто ситуативен и случаен, занять место социометрической «звезды» может как ребенок с привлекательной внешностью, так и тот, кто умеет хорошо играть, ладить с другими или занимает авторитарную позицию в системе межличностных отношений. В процессе изучения дошкольного коллектива особенно важно обратить внимание на мотивы выбора (почему предпочтение отдается именно этому ребенку). Прояснение мотивировок – хорошая обратная связь для экспериментатора, насколько внимательно ребенок слушал и понял инструкцию. Однако следует учесть, что не всякий дошкольник в состоянии объяснить свой выбор.
С маленькими детьми социометрия проводится в устной форме, поэтому использование социокарточек невозможно, их роль в данном случае будет выполнять протокол исследования, в который заносятся первичные данные социометрического исследования. Примером использования социометрии в такой форме является методика «Выбор в действии». Она проводится следующим образом: ребенку предлагается выбрать, кому бы он отдал 2 - 3 открытки (конфеты, наклейки и т.п.), при этом ему говорят, что выиграет тот, кто получит больше открыток. Далее следует спросить ребенка, как он думает, кто ему положит открытки. Результаты заносятся в протокол, пример которого представлен на таблице 7.
Таблица 7
Выбор в действии
Имена |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
всего | |
|
кому |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||
от кого |
+ |
+ |
2 | |||||||||
2. Лена |
кому |
+ |
+ |
2 | ||||||||
от кого |
+ |
1 | ||||||||||
3. Таня |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
4. Оля |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
5. Маша |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
6. Ира |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
7. Дима |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
8. Коля |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
9. Петя |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
10. Аня |
кому |
|||||||||||
от кого |
||||||||||||
Полученные выборы |
||||||||||||
Взаимные выборы |
Социометрическое исследование с маленькими детьми проводится индивидуально, в игровой форме. Данный вариант включает в себя также аутосоциометрическую часть эксперимента, однако, эта процедура не всегда соответствует целям и социально-перцептивным возможностям детей. Детям в дошкольном возрасте трудно встать на место другого человека, чтобы предположить какой выбор он может сделать. Если исследователь хочет задать два и более критерия, он может воспользоваться иным протоколом (таблица 8), причем первый, второй и так далее эксперименты могут отличаться по времени проведения.
Таблица 8
Сводная таблица по нескольким сериям (по двум экспериментам)
№ эксперимента |
Сделано выборов (кому) |
Всего | ||||||||||
Имена |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
|
1 эксп. |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||
2 эксп. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | |||||||
2. Лена |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
+ |
+ |
2 | |||||||||
3. Таня |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
4. Оля |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
5. Маша |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
6. Ира |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
7. Дима |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
8. Коля |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
9. Петя |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
10. Аня |
1 эксп. |
|||||||||||
2 эксп. |
||||||||||||
Получено выборов |
1 эксп. |
|||||||||||
Взаимные |
||||||||||||
Получено выборов |
2 эксп. |
|||||||||||
Взаимные |
Другой вариант социометрии, который часто используется психологами детских садов – методика «Два дома». Ребенку предлагается расселить детей своей группы в двух домах, при этом один дом явно красивее другого, он может быть похож на дворец, более ярко раскрашен, несомненно, более привлекателен. Наиболее вероятно, что именно в этот дом ребенок поместит себя и тех, кто ему ближе, а в другой дом – тех, кто ему менее симпатичен. Для эксперимента могут быть использованы макеты домов, или совместно с психологом нарисованные строения. Разновидностью этого метода является использование одного дома с прорисованными комнатами или этажами, при обработке результатов учитывается желание ребенка находиться с кем-то в одной комнате, на одном этаже, кого он отселяет подальше от себя, а может быть вообще отказывается жить в одном доме.
Семья, также как и группа детского сада, является малой группой, и этот способ можно применять в практике семейного консультирования, в диагностике семейных отношений.
Еще один вариант социометрии для детей дошкольного возраста – игра «Секрет», приведем ее описание, изложенное в работе Т.А.Репиной13. Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет», – по секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок легче принял задачу – подарить другим то, что нравится самому, воспитанника заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют» (последняя фраза произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали этот совет как обязательный). Если ребенок долго не может решить кому сделать подарки, взрослый разъясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделал свой выбор – назвал имена детей, которым он хочет преподнести подарки, взрослый спрашивает: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…» (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым). Далее ребенка спрашивают: «Если у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в отдельную тетрадь, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.
По окончании беседы ребенок идет на прогулку с другой группой (по предварительной договоренности с воспитателем), чтобы не встречаться с детьми, которые еще не прошли через эксперимент. Когда большая часть детей была обследована, воспитатель отводит их на участок своей группы. Дети, еще не прошедшие эксперимент, остаются с няней.
При подведении итогов обследования, когда экспериментатор разложит все картинки, подаренные сверстниками, тому или другому ребенку, в отдельные стопки, может оказаться, что в группе несколько детей получили большое число подарков (до 9-12), а некоторые – совсем ничего не получили. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель, раздавая подарки детям, не забыл, используя запасные картинки или позаимствовал их у особо популярных дошкольников, дать по 1-2 картинке детям малоавторитетным, чтобы не наносить им эмоциональную травму от сознания того, что о них никто из сверстников не вспомнил, когда дела подарки.
Приведенное описание является столь подробным, что дает хорошее представление о том, как следует на практике использовать социометрический метод. Создавая новый способ применения социометрии, исследователю необходимо столь же тщательно продумать и описать процедуру и нюансы его проведения.
Использование социометрических методов в школе позволяет более точно изучить структуру классного коллектива, а, следовательно, более успешно решать вопросы управления учебными группами. Далеко не всегда учителя правильно представляют и оценивают сложившиеся в классе межличностные отношения. В исследовании Н. Гронланд (США) сравнивались суждения 103 учителей 4-5-6 классов с данными социометрических тестов. Педагоги предсказывали число выборов, которые получил каждый ученик. Коэффициент корреляции составил в среднем 48 %, то есть учителям удалось правильно угадать распределение выборов почти у половины детей. По данным Коломинского это число несколько ниже – 22 - 39 % (3 и 6 классы соответственно).
Однако, прежде чем предоставить результаты социометрии учителю, следует, во-первых, убедиться понимает ли он важность сохранения конфиденциальности полученных данных, во-вторых, умеет ли он правильно обращаться с подобного рода информацией. Вот пример безграмотного выступления учителя на родительском собрании: «Я вам расскажу результаты социометрии. Это такая методика для изучения того, как чувствуют себя дети в классе. Результаты у вас очень хорошие («педагогический такт»), только 8% чувствуют себя не совсем комфортно в классе. Это очень хорошо, так как среднее – 15%» (откуда взяты эти цифры неизвестно). Далее перечисляются имена трех человек – лидеров, называются подгруппы, а двое детей никуда не попали. Мама волнуется: «А мою девочку не назвали». Учитель с готовностью поясняет: «Вот я же говорила, что 8%, то есть 2 человека, как раз вашу девочку никто и не выбрал». Мама пытается защитить своего ребенка: «Ну, как же она ведь дружит... (и бедная мамочка начинает перечислять девочек, с которыми ее дочь состоит в дружеских отношениях)». Но психолог (а именно в этой роли, к сожалению, выступает учитель перед родителями) объясняет, что на самом деле эти девочки ее дочь не выбрали, показывает ей при этом социоматрицу. Больше вопросов к учителю-психологу не было, зато у родителей осталось чувство неловкости и недоумения.
В работе с людьми разного возраста каждый социометрист должен предположить, как будут поняты его действия участниками группы, т. е. проявить всю свою имеющуюся в наличии рефлексию, в социально-психологическом понимании этого слова. Рассмотрим примеры поиска таких критериев студентами-психологами на занятиях по социометрическим методам. Подчеркнем, что студенты были знакомы с требованиями к социометрическим критериям, однако это не побудило их использовать свои знания в практической работе (это лишний раз подтверждает огромное расхождение между теоретическими знаниями и умением применить их на практике, а также полезность и необходимость моделирования профессиональной деятельности в процессе учебы на факультете психологии).
Итак, перед студентами стояли следующие задачи: продумать обоснование проводимой методики и подобрать критерии для разновозрастных групп, определиться с процедурой исследования. Следующие примеры показывают неоднозначность и сложность выбора хорошего критерия.
Таблица 9
Примеры подбора и оценки социометрических критериев
Класс |
Предложенные критерии |
Оценка критерия |
5 класс |
Назови своих лучших подруг или друзей |
Нет совместной деятельности, слишком прямой вопрос, требует высокой степени доверия к психологу |
Кому бы ты дал первому заполнить анкету |
Если все этим занимаются и знают о чем идет речь, то критерий может рассматриваться как сильный | |
С кем бы ты хотел отпраздновать Новый год |
Слабый критерий для пятиклассников | |
6 класс |
С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой |
Сильный критерий, лучше количество выборов ограничить, и предложить перечислить учеников в порядке предпочтения. |
С кем остался бы дежурить после уроков |
Сильный критерий | |
С кем стал бы выполнять домашнее задание |
Сильный критерий | |
10 класс |
Ради кого прогуляли бы занятия |
Критерий неоднозначен, может не соответствовать жизни группы. Возможно, есть ученики, у которых в мыслях не было, что можно ради кого-то прогуливать занятия, да и вообще – что это значит «ради» – за любовь? за болезнь? за деньги? |
Кого бы взяли в пару по предмету, который не очень хорошо знаете |
Неблагозвучно сформулированный критерий | |
11 класс |
С кем бы стали обсуждать темы Любви, Истины, Лжи... |
Пример, когда понимание критерия выбора может быть различным – психолог думает, что напишут задушевных подруг и друзей, а участники социометрии думают, о тех кто на эти темы что-то соображает, или кому было бы полезно у знать, как нехорошо, к примеру врать. К тому же набор из нескольких тем предполагает к выбору разных участников. |
С кем хотели бы учиться в одном ВУЗе |
Пример сильно ограничивающего критерия, а если «я вообще не хотел учиться в ВУЗе». |