Социометрические методы в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка

Описание работы

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43

Работа содержит 1 файл

Марковска И.М. - Социометрические методы в психологии.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Внутригрупповые детские объединения имеют неустойчивый характер, а выбор партнера по игре часто ситуативен и случаен, занять место социометрической «звезды» может как ребенок с привлекательной внешностью, так и тот, кто умеет хорошо играть, ладить с другими или занимает авторитарную позицию в системе межличностных отношений. В процессе изучения дошкольного коллектива особенно важно обратить внимание на мотивы  выбора (почему предпочтение отдается именно этому ребенку). Прояснение мотивировок  – хорошая обратная связь для  экспериментатора, насколько внимательно ребенок слушал и понял инструкцию. Однако следует учесть, что не всякий дошкольник в состоянии объяснить свой выбор.

С маленькими детьми социометрия проводится в устной форме, поэтому использование  социокарточек невозможно, их роль в данном случае будет выполнять протокол исследования, в который заносятся первичные данные социометрического исследования. Примером использования социометрии в такой форме является методика «Выбор в действии». Она проводится следующим образом: ребенку предлагается выбрать, кому бы он отдал 2 - 3 открытки (конфеты, наклейки и т.п.), при этом ему говорят, что выиграет тот, кто получит больше открыток. Далее следует спросить ребенка, как он думает, кто ему положит открытки. Результаты заносятся в протокол, пример которого представлен на таблице 7.

Таблица 7

Выбор в действии

Имена

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

всего

  1. Ваня

кому

 

+

 

+

 

+

       

3

 

от кого

 

+

   

+

         

2

2. Лена

кому

           

+

 

+

 

2

 

от кого

             

+

   

1

3. Таня

кому

                     
 

от кого

                     

4. Оля

кому

                     
 

от кого

                     

5. Маша

кому

                     
 

от кого

                     

6. Ира

кому

                     
 

от кого

                     

7. Дима

кому

                     
 

от кого

                     

8. Коля

кому

                     
 

от кого

                     

9. Петя

кому

                     
 

от кого

                     

10. Аня

кому

                     
 

от кого

                     

Полученные выборы

                     

Взаимные выборы

                     

Социометрическое исследование с  маленькими детьми проводится индивидуально, в игровой форме. Данный вариант включает в себя также аутосоциометрическую часть эксперимента, однако, эта процедура не всегда соответствует целям и социально-перцептивным возможностям детей. Детям в дошкольном возрасте трудно встать на место другого человека, чтобы предположить какой выбор он может сделать. Если исследователь хочет задать два и более критерия, он может воспользоваться иным протоколом (таблица 8), причем первый, второй и так далее эксперименты могут отличаться по времени проведения.

Таблица 8

Сводная таблица по нескольким сериям (по двум экспериментам)

 

№ эксперимента

Сделано выборов (кому)

Всего

Имена

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 
  1. Ваня

1 эксп.

 

+

 

+

 

+

       

3

 

2 эксп.

 

+

 

+

+

   

+

   

4

2. Лена

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

           

+

 

+

 

2

3. Таня

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

4. Оля

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

5. Маша

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

6. Ира

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

7. Дима

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

8. Коля

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

9. Петя

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

10. Аня

1 эксп.

                     
 

2 эксп.

                     

Получено выборов

 

1 эксп.

                     

Взаимные

                       

Получено выборов

 

2 эксп.

                     

Взаимные

                       

 

Другой вариант социометрии, который  часто используется психологами детских садов – методика «Два дома». Ребенку предлагается расселить детей своей группы в двух домах, при этом один дом явно красивее другого, он может быть похож на дворец, более ярко раскрашен, несомненно, более привлекателен. Наиболее вероятно, что именно в этот дом ребенок поместит себя и тех, кто ему ближе, а в другой дом – тех, кто ему менее симпатичен. Для эксперимента могут быть использованы макеты домов, или совместно с психологом нарисованные строения. Разновидностью этого метода является использование одного дома с прорисованными комнатами или этажами, при обработке результатов учитывается желание ребенка находиться с кем-то в одной комнате, на одном этаже, кого он отселяет подальше от себя, а может быть вообще отказывается жить в одном доме.

Семья, также как и группа детского сада, является малой группой, и этот способ можно применять в практике семейного консультирования, в диагностике семейных отношений.

Еще один вариант социометрии для  детей дошкольного возраста – игра «Секрет», приведем ее описание, изложенное в работе Т.А.Репиной13. Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет», – по секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок легче принял задачу  – подарить другим то, что нравится самому, воспитанника заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют» (последняя фраза произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали этот совет как обязательный). Если ребенок долго не может решить кому сделать подарки, взрослый разъясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделал свой выбор  – назвал имена детей, которым он хочет преподнести подарки, взрослый спрашивает: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…» (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым). Далее ребенка спрашивают: «Если у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в отдельную тетрадь, а на оборотной стороне картинки  – имя сверстника, которому она подарена.

По окончании беседы ребенок  идет на прогулку с другой группой (по предварительной договоренности с воспитателем), чтобы не встречаться с детьми, которые еще не прошли через эксперимент. Когда большая часть детей была обследована, воспитатель отводит их на участок своей группы. Дети, еще не прошедшие эксперимент, остаются с няней.

При подведении итогов обследования, когда экспериментатор разложит все картинки, подаренные сверстниками, тому или другому ребенку, в отдельные стопки, может оказаться, что в группе несколько детей получили большое число подарков (до 9-12), а некоторые  – совсем ничего не получили. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель, раздавая подарки детям, не забыл, используя запасные картинки или позаимствовал их у особо популярных дошкольников, дать по 1-2 картинке детям малоавторитетным, чтобы не наносить им эмоциональную травму от сознания того, что о них никто из сверстников не вспомнил, когда дела подарки.

Приведенное описание является столь  подробным, что дает хорошее представление о том, как следует на практике использовать социометрический метод. Создавая новый способ применения социометрии, исследователю необходимо столь же тщательно продумать и описать процедуру и нюансы его проведения.

Использование социометрических методов  в школе позволяет более точно  изучить структуру классного  коллектива, а, следовательно, более успешно решать вопросы управления учебными группами. Далеко не всегда учителя правильно представляют и оценивают сложившиеся в классе межличностные отношения. В исследовании Н. Гронланд (США) сравнивались суждения 103 учителей 4-5-6 классов с данными социометрических тестов. Педагоги предсказывали число выборов, которые получил каждый ученик. Коэффициент корреляции составил в среднем 48 %, то есть учителям удалось правильно угадать распределение выборов почти у половины детей. По данным  Коломинского это число несколько ниже  – 22 - 39 %  (3 и 6 классы соответственно).

Однако, прежде чем предоставить результаты социометрии учителю, следует, во-первых, убедиться понимает ли он важность сохранения конфиденциальности полученных данных, во-вторых, умеет ли он правильно обращаться с подобного рода информацией. Вот пример безграмотного выступления учителя на родительском собрании: «Я вам расскажу результаты социометрии. Это такая методика для изучения того, как чувствуют себя дети  в классе. Результаты у вас очень хорошие («педагогический такт»), только 8% чувствуют себя не совсем комфортно в классе. Это очень хорошо, так как среднее  – 15%» (откуда взяты эти цифры неизвестно). Далее перечисляются имена трех человек  – лидеров, называются подгруппы, а двое детей никуда не попали. Мама волнуется: «А мою девочку не назвали». Учитель с готовностью поясняет: «Вот я же говорила, что 8%, то есть 2 человека, как раз вашу девочку никто и не выбрал». Мама пытается защитить своего ребенка: «Ну, как же она ведь дружит... (и бедная мамочка начинает перечислять девочек, с которыми ее дочь состоит в дружеских отношениях)». Но психолог (а именно в этой роли, к сожалению, выступает учитель перед родителями) объясняет, что на самом деле эти девочки ее дочь не выбрали, показывает ей при этом социоматрицу. Больше вопросов к учителю-психологу не было, зато у родителей осталось чувство неловкости и недоумения.

В работе с людьми разного возраста каждый социометрист должен предположить, как будут поняты его действия участниками группы, т. е. проявить всю свою имеющуюся в наличии рефлексию, в социально-психологическом понимании этого слова. Рассмотрим примеры поиска таких критериев студентами-психологами на занятиях по социометрическим методам. Подчеркнем, что студенты были знакомы с требованиями к социометрическим критериям, однако это не побудило их использовать свои знания в практической работе (это лишний раз подтверждает огромное расхождение между теоретическими знаниями и умением применить их на практике, а также полезность и необходимость моделирования профессиональной деятельности в процессе учебы на факультете психологии).

Итак,  перед студентами стояли следующие  задачи: продумать обоснование  проводимой методики и подобрать  критерии для разновозрастных групп, определиться с процедурой исследования. Следующие примеры показывают неоднозначность и сложность выбора хорошего критерия.

 

Таблица 9

Примеры подбора и оценки социометрических критериев

 

Класс

Предложенные

критерии

Оценка критерия

 

 

5 класс

Назови своих лучших подруг или друзей

Нет совместной деятельности, слишком прямой вопрос, требует высокой степени доверия к психологу

Кому бы ты дал первому  заполнить анкету

Если все этим занимаются и знают о чем идет речь, то критерий может рассматриваться как сильный

С кем бы ты хотел отпраздновать Новый год

Слабый  критерий для  пятиклассников

 

 

6 класс

С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой

Сильный критерий, лучше  количество выборов ограничить, и предложить перечислить учеников в порядке предпочтения.

С кем остался бы дежурить после уроков

Сильный критерий

С кем стал бы выполнять  домашнее задание

Сильный критерий

 

 

 

 

10 класс

Ради кого прогуляли  бы занятия

Критерий неоднозначен, может не соответствовать жизни  группы. Возможно, есть ученики, у которых  в мыслях не было, что можно ради кого-то прогуливать занятия,  да и вообще  – что это значит «ради»  – за любовь? за болезнь? за деньги?

Кого бы взяли в  пару по предмету, который не очень  хорошо знаете

Неблагозвучно сформулированный критерий

 

 

 

11 класс

С кем бы стали обсуждать темы Любви, Истины, Лжи...

Пример, когда понимание  критерия выбора может быть различным  – психолог думает, что напишут  задушевных подруг и друзей, а участники  социометрии думают, о тех кто  на эти темы что-то соображает, или  кому было бы полезно у знать, как нехорошо, к примеру врать. К тому же набор из нескольких тем предполагает к выбору разных участников.

С кем хотели бы учиться  в одном ВУЗе

Пример сильно ограничивающего  критерия, а если «я вообще не хотел  учиться в ВУЗе».

Информация о работе Социометрические методы в психологии