Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.
Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43
Приложение 4
Социоматрица (задание для самостоятельной обработки данных)
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают (эмоциональный критерий) |
Отдано выборов | |||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||||
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
3 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
Всего получено выборов |
||||||||||||||||||||||||||||
Точный подсчет |
1 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С. 28.
2 Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. – СПб, Изд. СпбГУ, 1992.
3 На человека, на душу населения – лат.
1 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С. 43-44.
2 Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов / Проблемы общественной психологии. – М., Изд. МГУ, 1965. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, Изд. БелГУ, 1969. Волков И.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., Изд. ЛГУ, 1970. Ядов В.А. Социологическое исследование. – Л., Изд. ЛГУ, 1972.
3 Уманский Л.И. Методы экспериментальных исследований социально-психологических феноменов / Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1976.
4 Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995. – С. 111.
5 Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева // Пс.ж. – 1992.– Т. 13, №3 – С. 140 – 147.
6 Ольшанский В.Б. Социометрический тест. Философская энциклопедия. – М., 1970, Т.5. – С.104.
7 Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы регуляции социального поведения личности. – М., Изд. МГУ, 1975. – С.104.
8 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. –М.: МГУ, 1991.
9 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999.
10 Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
11 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С. 37.
12 Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1987.
13 Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – С. 220 – 221.
14 Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного класса» // Вопросы психологии, 1994 – № 6. с. 45-48
15 ПК – персональная коммуникация.