Методы основы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:58, курс лекций

Описание работы

В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования.

Содержание

Введение
1.Метод основы психологии
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

методы основы психологии.docx

— 26.88 Кб (Скачать)
 

Профессиональный  Институт Психологии 

              Факультет: Психологии

              Специальность: Психология

              Курс: 4(заочное отделение)

              Дисциплина: Методология основы психологии 
               
               
               

Р     Е      Ф     Е     Р     А    Т 
 

На  тему:         Методы основы психологии

                                                            

                                                 

   Группа:ППВ3-41\9-ССБ2-1

                                        Студент: Махалиева Пасихат Камиловна

                  Проверил:

Оплачено: 
 
 
 
 
 

                                                Москва – 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     П Л А Н 
 

     Введение

1.Метод основы психологии

2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В отличие от большинства прочитанных  курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и  др.), предметом «Методологических  основ психологии» является самое  психологическое знание, способы  его получения и обоснования. Курс знакомит студентов с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Он опирается на цикл дисциплин общей психологии, философию  и логику науки, историю психологии и экспериментальную психологию. Особое внимание студентов обращается на методологические характеристики собственных  курсовых/дипломных работ. Овладение  методологическим знанием и навыками его использования позволит более  осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования либо практики, находить эмпирический материал и теоретические  концепции его понимания.

     Особенностью  данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами  теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую  систему психологического знания. 
 

      Теория  — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

      Обычно  различают три уровня методологии  любой науки.

      1. Общая методология обеспечивает  правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

      2. Специальная методология, или  методология конкретной науки,  позволяет последней формулировать  свои собственные (внутринауч-ные)  законы и закономерности, относящиеся  к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

      3. Частная методология представляет  собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования  конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. 
 

2.Метод  основы психологии

     На  протяжении длительного времени  метод интроспекции был не просто главным, а единственным методом  психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной  психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что  процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим  и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ  Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис  Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты  внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние  чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит  особое внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

Методы диалектическо-материалистической психологии строятся на основе ее теоретических принципов, требующих исследований, которые подвергают психическую жизнь человека такому же беспристрастному анализу, как и другие объекты природы. При этом могут применяться разнообразные методы, в том числе и методы других наук, обеспечивающие всестороннее исследование психических явлений. 
Для педагога методы исследования психики важны прежде всего как способы изучения личности учащегося, ее индивидуально-психологических особенностей с целью наиболее плодотворного ее формирования. 
В основе всех методов психологии, прежде всего в основе методов изучения личности, лежат слова В. И. Ленина, которые он повторял, называя это положение «марксистской истиной» «По каким  
признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей» (1). «О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его делам» (2). Об этих словах, изучая учащихся, никогда нельзя забывать. 
Основными методами психологических исследований и изучения личности учащегося педагогом являются:
наблюдение, беседа, эксперимент и обобщение независимых характеристик. 
Наблюдение, как говорит само название этого метода, учитывает естественный ход событий, не вмешиваясь в него. Но при этом надо помнить, что слишком придирчивое и назойливое наблюдение за теми учащимися, которые испытывают большие затруднения в учебной работе, всегда вредно. Наблюдать следует так, чтобы не отвлекать внимания учащегося от того дела, которым он полностью поглощен. Наблюдение полезно сочетать с различными методами объективной регистрации деятельности. 
Беседа преподавателя как самостоятельный метод изучения личности учащегося наиболее часто применяется в самом начале обучения, главным образом при ознакомлении с поступившим в училище, после изучения его документов. В этом случае она совпадает с собиранием анамнеза (т. е. сведений, даваемых по памяти) об истории развития изучаемой личности и дополняется анализом документов. Впоследствии более часто метод беседы используется в процессе наблюдения и параллельно с ним. 
Наиболее эффективен метод беседы в изучении мотивов поведения, поступков и действий учащихся. Однако при выяснении мотивов следует учитывать искренность ответов. Применяется беседа и при изучении результатов учебной работы или продуктов производительного труда. 
Сказанное в значительной мере относится и к заполнению различного рода вопросников и анкет — по сути упрощенного вида «письменной беседы». В условиях профессионально-технических училищ эта форма изучения личности применяется в виде сочинений на тему «Почему я выбрал свою профессию» или «Что меня больше всего интересует в жизни». Однако надо помнить, что в устной беседе всегда легче, чем в письменном виде, отличить неискренний ответ от искреннего. 
Метод беседы по существу только форма углубления метода наблюдения и ничего не изменяет в изучаемой деятельности, способностях или поведении учащегося. Поэтому иногда бывает необходимо создать такие условия деятельности учащегося, чтобы специально вызвать у него проявления тех психических свойств, состояний или процессов, которые интересуют педагога. Такие условия создаются в психологических экспериментах, или «опытах», как иногда говорят. «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (3).  
Эксперимент в изучении личности учащегося — это изучение его личных качеств, специально вызванных изменением условий, цели или способа выполнения им какой-либо деятельности. Эксперимент может проводиться и в лаборатории, и в естественных условиях трудовой деятельности. Лабораторный эксперимент, имеющий целью изучить психологические особенности какого-либо вида трудовой деятельности или личности учащегося, строится по принципу психологического моделирования деятельности. Модель — это искусственно созданное упрощенное подобие изучаемого явления, в котором основные для изучения элементы его структуры сохранены или даже усилены, а остальные могут отсутствовать. Моделирование применяется и в естественном эксперименте. 
Естественный эксперимент, проводимый непосредственно в классе или аудитории, в учебной мастерской, в цехе,— наиболее доступный для каждого преподавателя метод. Еще не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, возможности точно дозировать и варьировать влияние изучаемых факторов, устранять мешающие факторы, создавать условия, обеспечивающие обоснованное сравнение результатов деятельности. Современная техника создает возможность перенести положительные стороны лабораторного эксперимента в естественные условия. 
В естественном эксперименте отсутствует главный и весьма принципиальный недостаток лабораторного эксперимента — изменение отношения исследуемого к своей деятельности, колеблющееся в широких пределах — от повышенной настороженности до несерьезности (здесь уместно познакомиться с темой «Методы психологии труда»). 
В изучении личности учащегося широкое применение находит формирующий эксперимент, проводимый путем индивидуального или группового экспериментального обучения или воспитания. 
Наиболее практически эффективен и доступен педагогам метод обобщения независимых характеристик, заключающийся в сборе и обобщении «жизненных показателей», собираемых в различных видах деятельности характеризуемой личности...  
Характеристика — это не только (а точнее, не столько) то, что написано о человеке, а то, что о нем известно и может быть сказано (1). 
Обобщающий независимые характеристики, данные разными людьми, обязательно должен сопоставить и обобщить полученные сведения. Сопоставление и обобщение — основная сущность этого метода изучения личности. В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов (см. приложения 1 и 2): 
5 — названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера  
4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко; 
3— названная и противоположная ей черта личности выражены нерезко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто; 
2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная черта личности; 
1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 
0 — нет сведений для оценки данной черты. 
По динамике каждая черта личности может определяться одним из трех баллов или знаков: 
3 — раньше была менее свойственна, теперь более развивается, улучшается, знак <; 
2 — данных об изменении нет, знак =; 
1 — раньше была более свойственна, теперь ослабевает, ухудшается, развивается в противоположном направлении, знак >. 
Оценивая то или иное свойство личности соответствующим баллом, его легче сопоставлять с этим свойством у других учащихся этой же учебной группы. Но свойства личности надо оценивать не сравнительно, а объективно, и даваемые им оценки должны сохранять свою силу, в какой бы группе своих сверстников учащийся ни рассматривался. 
Подробная или краткая, но всегда достаточно полная и широкая, хотя и целенаправленная и обязательно объективная, характеристика должна заканчиваться прогнозом ожидаемых особенностей профессионального обучения и деятельности характеризуемого. 
Прогноз профессиональной деятельности — это описание ожидаемых благоприятных и неблагоприятных особенностей конкретной деятельности, определяемых психологической структурой изученной личности. Этот достоверный, структурный и отдаленный прогноз должен указывать наиболее стойкие ожидаемые трудности и ошибочные действия, проявления которых можно предвидеть не только на ближайших, но и на отдаленных этапах профессионального обучения и деятельности. 
Психологическая характеристика учащегося — это только способ осуществления личностного подхода к нему с целью улучшения его коммунистического воспитания и профессионально-технического образования. 
 
Проверка усвоения основных методов психологии:  
1. За проявлением каких качеств личности учащегося следует наблюдать?  
2. Как следует наблюдать за деятельностью учащегося? 
3. Что позволяет выявлять беседа с учащимся?  
4. Что называется психологическим экспериментом и какие его виды различают? 
5. В чем сущность метода обобщения независимых характеристик? 
6. Как применяется метод полярных баллов в обобщенной характеристике?

 
                           2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
 
Прежде всего необходимо различать теоретические психологические исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов и методических кабинетов или под их руководством, и научно-практические психологические исследования, которые не только может, но и должен вести каждый передовой педагог-практик, совершенствующий свое мастерство. 
Работа по проведению исследований определяется прежде всего той проблемой, которую предстоит решить различными методами и техническими средствами. В любой области науки, и тем более в психологии, нерешенных проблем бесчисленное множество. Немало их и в практической деятельности инженеров-педагогов, занимающихся теоретической подготовкой молодых квалифицированных рабочих. Проблемы есть везде, где тщательно анализируется практическая деятельность и объективно оцениваются ее результаты; нет проблем только там, где нет такого анализа. Но если они есть и выявлены в большом количестве (каждая проблема имеет множество
сопутствующих), то нелегко найти, какая из них наиболее актуальна для того или иного учебного заведения или теоретического предмета в данное время. При этом решение задачи обычно проходит ряд этапов. 
Первое, что требуется от исследователя, будь то психолог-профессионал или педагог-практик, заключается в том, чтобы путем анализа практической деятельности изыскать наиболее актуальную психологическую проблему, решение которой приведет к наиболее ощутимым положительным результатам в данном виде деятельности и поможет затем решить сопутствующие ей проблемы. 
Второе — собрать предварительный материал (анамнез), чтобы конкретизировать возможные причины возникновения избранной актуальной психологической проблемы. Для этого могут применяться наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов. 
Третье — разработать гипотезу, т. е. предположение о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. На основе гипотезы составляется методика проведения исследований путем подбора необходимых для этого методов, технических средств, условий их применения и способов обобщения полученных этими методами исследовательских материалов. Разработанная таким путем методика даст возможность предположить вероятные результаты решения проблемы, а предположив их, можно уже четко сформулировать рабочую гипотезу как основу детализированного плана проведения исследований. 
Рабочая гипотеза и детализированный план завершают первый этап исследований, являющийся по существу лишь подготовкой к практическому решению проблемы. 
Второй этап — конкретизация и реализация методики исследования, заключающийся в последовательном использовании методов, предусмотренных планом, в виде серии наблюдений, опросов и экспериментов. 
Третий этап — количественная обработка данных исследования. Здесь потребуется уже применение математических методов исследования (1) для обработки статистических материалов, которые дают возможность судить о достоверности полученных выводов, подтверждающих или опровергающих рабочую гипотезу. Теперь на этом этапе все чаще применяется ЭВМ. 
Четвертый этап — интерпретация полученных данных, истолкование их на основе психологической теории, представляющее собой окончательное определение достоверности или ошибочности проблемы. 
Пятый этап — выводы и предложения на основе материала исследования. 
Объем и продолжительность исследовательских работ (...) зависят от решаемой проблемы. Этим же определяется и сложность конкретных методик психологических исследований. 
В практике инженеров-педагогов проблемами, требующими проведения психологических исследований, могут быть, например, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, развитие их мышления и технического творчества, улучшение запоминания технических данных, более быстрое и прочное усвоение принципиальных схем, графиков или формул, развитие самостоятельности учащихся в учебной работе, обеспечение индивидуального темпа занятий, оптимизация обратной связи в учебном процессе, повышение активности учащихся на теоретических занятиях, улучшение связи теоретической дисциплины с производственным обучением, устранение неуспеваемости по какому-либо сложному разделу учебной программы. Постоянная проблема для
преподавателей — изучение личностей учащихся.  
Психологических проблем в педагогической деятельности неисчислимое множество. Одновременно решать их невозможно. Поэтому и необходимо определять их актуальность и прежде всего заниматься наиболее важными, обеспечивающими впоследствии успешное решение сопутствующих. Например,решение проблемы повышения интереса учащихся к изучаемому предмету может обеспечить успешное решение проблем повышения активности, самостоятельности, развития внимательности и мышления, улучшения запоминания и повышения успеваемости. Какую бы проблему преподаватель ни избрал для психологического исследования в определенное им время, успешное ее решение возможно только путемрешения задач исследования на первом его этапе и последовательного осуществления дальнейших. Различие в практическом выполнении такого изучения разнообразных проблем будет заключаться лишь в том, что в одном случае оно будет «свернутым», а в другом — «развернутым», оформленным письменными материалами, и займет, возможно, недели и месяцы. 
 
Проверка усвоения методики практических психологических исследований: 
1. На каком основании и для чего определяется актуальность психологических проблем в практике педагогической деятельности?  
2. Какие задачи следует решать на первом этапе исследований? 
3. Что представляет собой рабочая гипотеза? 
4. Какая работа выполняется на втором, третьем и четвертом этапах исследований?  
5. От чего зависят объем и продолжительность исследования?
 
 
 
 
 
 
 

3.Список литературы

1. Брусиловский  А.И. Жизнь до рождения. - М., 1984.

2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности  матери к ребенку в период  беременности. // "Вопросы психологии"- № 1997. №6

3. Воронин Ю.Т.  Клинико-физиологическая характеристика  и психотерапия больных рвотой  беременности. Дисс.канд.мед.наук, М., 1982

4. Выготский  Л.С. Психология искусства. - М, 1987

5. Марконе М.Д.  Девятимесячный сон. Сны в период  беременности. - М, 1993.

6. Психология  и психоанализ беременности. - М., 2003.

7. Саватье С.  Гештальт - это младенец. - М, 1982

8. Слободчиков  В.И. Психологические проблемы  внутреннего мира чело века. // Вопросы психологии, 1986,

9. Филиппова  Г.Г. Отношение беременной к  шевелению ребенка: прогностические  возможности. // Тезисы к докладу  на III всероссийской конференции  по психотерапии. www.mama.ru.

10. Шмурак Ю.  Психологические основы пренатальной  общности.// www.mama.ru 

Информация о работе Методы основы психологии