Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:58, курс лекций
В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования.
Введение
1.Метод основы психологии
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3. Список литературы
Профессиональный
Институт Психологии
Факультет: Психологии
Специальность: Психология
Курс: 4(заочное отделение)
Дисциплина:
Методология основы
психологии
Р
Е Ф
Е Р
А Т
На тему: Методы основы психологии
Группа:ППВ3-41\9-ССБ2-1
Проверил:
Оплачено:
П
Л А Н
Введение
1.Метод основы психологии
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3. Список
литературы
Введение
В
отличие от большинства прочитанных
курсов, раскрывающих с разных сторон
природу психики и поведения (психологии
восприятия, социальной психологии, психологии
личности, возрастной психологии и
др.), предметом «Методологических
основ психологии» является самое
психологическое знание, способы
его получения и обоснования.
Курс знакомит студентов с наиболее
общими путями и средствами исследования
в психологии, организацией психологического
знания, процессами его порождения
и развития. Он опирается на цикл
дисциплин общей психологии, философию
и логику науки, историю психологии
и экспериментальную
Особенностью
данного курса является его направленность
на осмысление студентами-психологами
теоретических и
Теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Обычно различают три уровня методологии любой науки.
1.
Общая методология
2.
Специальная методология, или
методология конкретной науки,
позволяет последней
3.
Частная методология
2.Метод основы психологии
На
протяжении длительного времени
метод интроспекции был не просто
главным, а единственным методом
психологии. Он основан на двух утверждениях,
развиваемых представителями
Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».
Методы
диалектическо-
Для педагога методы исследования психики
важны прежде всего как способы изучения
личности учащегося, ее индивидуально-психологических
особенностей с целью наиболее плодотворного
ее формирования.
В основе всех методов психологии, прежде
всего в основе методов изучения личности,
лежат слова В. И. Ленина, которые он повторял,
называя это положение «марксистской
истиной» «По каким
признакам судить нам о реальных «помыслах
и чувствах» реальных личностей? Понятно,
что такой признак может быть лишь один:
действия этих личностей» (1). «О человеке
судят не по тому, что он о себе говорит
или думает, а по его делам» (2). Об этих
словах, изучая учащихся, никогда нельзя
забывать.
Основными методами психологических исследований
и изучения личности учащегося педагогом
являются:
Наблюдение, как говорит само название
этого метода, учитывает естественный
ход событий, не вмешиваясь в него. Но при
этом надо помнить, что слишком придирчивое
и назойливое наблюдение за теми учащимися,
которые испытывают большие затруднения
в учебной работе, всегда вредно. Наблюдать
следует так, чтобы не отвлекать внимания
учащегося от того дела, которым он полностью
поглощен. Наблюдение полезно сочетать
с различными методами объективной регистрации
деятельности.
Беседа преподавателя как самостоятельный
метод изучения личности учащегося наиболее
часто применяется в самом начале обучения,
главным образом при ознакомлении с поступившим
в училище, после изучения его документов.
В этом случае она совпадает с собиранием
анамнеза (т. е. сведений, даваемых по памяти)
об истории развития изучаемой личности
и дополняется анализом документов. Впоследствии
более часто метод беседы используется
в процессе наблюдения и параллельно с
ним.
Наиболее эффективен метод беседы в изучении
мотивов поведения, поступков и действий
учащихся. Однако при выяснении мотивов
следует учитывать искренность ответов.
Применяется беседа и при изучении результатов
учебной работы или продуктов производительного
труда.
Сказанное в значительной мере относится
и к заполнению различного рода вопросников
и анкет — по сути упрощенного вида «письменной
беседы». В условиях профессионально-технических
училищ эта форма изучения личности применяется
в виде сочинений на тему «Почему я выбрал
свою профессию» или «Что меня больше
всего интересует в жизни». Однако надо
помнить, что в устной беседе всегда легче,
чем в письменном виде, отличить неискренний
ответ от искреннего.
Метод беседы по существу только форма
углубления метода наблюдения и ничего
не изменяет в изучаемой деятельности,
способностях или поведении учащегося.
Поэтому иногда бывает необходимо создать
такие условия деятельности учащегося,
чтобы специально вызвать у него проявления
тех психических свойств, состояний или
процессов, которые интересуют педагога.
Такие условия создаются в психологических
экспериментах, или «опытах», как иногда
говорят. «Наблюдение собирает то, что
ему предлагает природа, опыт же берет
у природы то, что он хочет» (3).
Эксперимент в изучении личности учащегося
— это изучение его личных качеств, специально
вызванных изменением условий, цели или
способа выполнения им какой-либо деятельности.
Эксперимент может проводиться и в лаборатории,
и в естественных условиях трудовой деятельности.
Лабораторный эксперимент, имеющий целью
изучить психологические особенности
какого-либо вида трудовой деятельности
или личности учащегося, строится по принципу
психологического моделирования деятельности.
Модель — это искусственно созданное
упрощенное подобие изучаемого явления,
в котором основные для изучения элементы
его структуры сохранены или даже усилены,
а остальные могут отсутствовать. Моделирование
применяется и в естественном эксперименте.
Естественный эксперимент, проводимый
непосредственно в классе или аудитории,
в учебной мастерской, в цехе,— наиболее
доступный для каждого преподавателя
метод. Еще не так давно считалось, что
лабораторный эксперимент по сравнению
с естественным выигрывает в точности
регистрации замеров изучаемых явлений,
возможности точно дозировать и варьировать
влияние изучаемых факторов, устранять
мешающие факторы, создавать условия,
обеспечивающие обоснованное сравнение
результатов деятельности. Современная
техника создает возможность перенести
положительные стороны лабораторного
эксперимента в естественные условия.
В естественном эксперименте отсутствует
главный и весьма принципиальный недостаток
лабораторного эксперимента — изменение
отношения исследуемого к своей деятельности,
колеблющееся в широких пределах — от
повышенной настороженности до несерьезности
(здесь уместно познакомиться с темой
«Методы психологии труда»).
В изучении личности учащегося широкое
применение находит формирующий эксперимент,
проводимый путем индивидуального или
группового экспериментального обучения
или воспитания.
Наиболее практически эффективен и доступен
педагогам метод обобщения независимых
характеристик, заключающийся в сборе
и обобщении «жизненных показателей»,
собираемых в различных видах деятельности
характеризуемой личности...
Характеристика — это не только (а точнее,
не столько) то, что написано о человеке,
а то, что о нем известно и может быть сказано
(1).
Обобщающий независимые характеристики,
данные разными людьми, обязательно должен
сопоставить и обобщить полученные сведения.
Сопоставление и обобщение — основная
сущность этого метода изучения личности.
В обобщенной характеристике каждая учитываемая
черта может оцениваться условным баллом
по методу полярных баллов (см. приложения
1 и 2):
5 — названная черта личности развита
очень хорошо, ярко выражена и проявляется
часто и в различных видах деятельности
как черта характера
4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно,
хотя противоположная ей черта проявляется
очень редко;
3— названная и противоположная ей черта
личности выражены нерезко и в проявлениях
уравновешивают одна другую, хотя обе
проявляются нечасто;
2 — заметно более выражена и чаще проявляется
противоположная черта личности;
1 — противоположная названной черта личности
проявляется часто и в различных видах
деятельности, являясь чертой характера;
0 — нет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности может
определяться одним из трех баллов или
знаков:
3 — раньше была менее свойственна, теперь
более развивается, улучшается, знак <;
2 — данных об изменении нет, знак =;
1 — раньше была более свойственна, теперь
ослабевает, ухудшается, развивается в
противоположном направлении, знак >.
Оценивая то или иное свойство личности
соответствующим баллом, его легче сопоставлять
с этим свойством у других учащихся этой
же учебной группы. Но свойства личности
надо оценивать не сравнительно, а объективно,
и даваемые им оценки должны сохранять
свою силу, в какой бы группе своих сверстников
учащийся ни рассматривался.
Подробная или краткая, но всегда достаточно
полная и широкая, хотя и целенаправленная
и обязательно объективная, характеристика
должна заканчиваться прогнозом ожидаемых
особенностей профессионального обучения
и деятельности характеризуемого.
Прогноз профессиональной деятельности
— это описание ожидаемых благоприятных
и неблагоприятных особенностей конкретной
деятельности, определяемых психологической
структурой изученной личности. Этот достоверный,
структурный и отдаленный прогноз должен
указывать наиболее стойкие ожидаемые
трудности и ошибочные действия, проявления
которых можно предвидеть не только на
ближайших, но и на отдаленных этапах профессионального
обучения и деятельности.
Психологическая характеристика учащегося
— это только способ осуществления личностного
подхода к нему с целью улучшения его коммунистического
воспитания и профессионально-технического
образования.
Проверка усвоения основных методов психологии:
1. За проявлением каких качеств личности
учащегося следует наблюдать?
2. Как следует наблюдать за деятельностью
учащегося?
3. Что позволяет выявлять беседа с учащимся?
4. Что называется психологическим экспериментом
и какие его виды различают?
5. В чем сущность метода обобщения независимых
характеристик?
6. Как применяется метод полярных баллов
в обобщенной характеристике?
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Прежде всего необходимо различать теоретические
психологические исследования, проводимые
сотрудниками научно-исследовательских
институтов и методических кабинетов
или под их руководством, и научно-практические
психологические исследования, которые
не только может, но и должен вести каждый
передовой педагог-практик, совершенствующий
свое мастерство.
Работа по проведению исследований определяется
прежде всего той проблемой, которую предстоит
решить различными методами и техническими
средствами. В любой области науки, и тем
более в психологии, нерешенных проблем
бесчисленное множество. Немало их и в
практической деятельности инженеров-педагогов,
занимающихся теоретической подготовкой
молодых квалифицированных рабочих. Проблемы
есть везде, где тщательно анализируется
практическая деятельность и объективно
оцениваются ее результаты; нет проблем
только там, где нет такого анализа. Но
если они есть и выявлены в большом количестве
(каждая проблема имеет множество сопутствующих), то нелегко найти,
какая из них наиболее актуальна для того
или иного учебного заведения или теоретического
предмета в данное время. При этом решение
задачи обычно проходит ряд этапов.
Первое, что требуется от исследователя,
будь то психолог-профессионал или педагог-практик,
заключается в том, чтобы путем анализа
практической деятельности изыскать наиболее
актуальную психологическую проблему,
решение которой приведет к наиболее ощутимым
положительным результатам в данном виде
деятельности и поможет затем решить сопутствующие
ей проблемы.
Второе — собрать предварительный материал
(анамнез), чтобы конкретизировать возможные
причины возникновения избранной актуальной
психологической проблемы. Для этого могут
применяться наблюдения, беседы, устные
и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение
статистических материалов.
Третье — разработать гипотезу, т. е. предположение
о наиболее вероятной возможности решения
данной проблемы. На основе гипотезы составляется
методика проведения исследований путем
подбора необходимых для этого методов,
технических средств, условий их применения
и способов обобщения полученных этими
методами исследовательских материалов.
Разработанная таким путем методика даст
возможность предположить вероятные результаты
решения проблемы, а предположив их, можно
уже четко сформулировать рабочую гипотезу
как основу детализированного плана проведения
исследований.
Рабочая гипотеза и детализированный
план завершают первый этап исследований,
являющийся по существу лишь подготовкой
к практическому решению проблемы.
Второй этап — конкретизация и реализация
методики исследования, заключающийся
в последовательном использовании методов,
предусмотренных планом, в виде серии
наблюдений, опросов и экспериментов.
Третий этап — количественная обработка
данных исследования. Здесь потребуется
уже применение математических методов
исследования (1) для обработки статистических
материалов, которые дают возможность
судить о достоверности полученных выводов,
подтверждающих или опровергающих рабочую
гипотезу. Теперь на этом этапе все чаще
применяется ЭВМ.
Четвертый этап — интерпретация полученных
данных, истолкование их на основе психологической
теории, представляющее собой окончательное
определение достоверности или ошибочности
проблемы.
Пятый этап — выводы и предложения на
основе материала исследования.
Объем и продолжительность исследовательских
работ (...) зависят от решаемой проблемы.
Этим же определяется и сложность конкретных
методик психологических исследований.
В практике инженеров-педагогов проблемами,
требующими проведения психологических
исследований, могут быть, например, повышение
интереса учащихся к изучаемому предмету,
развитие их мышления и технического творчества,
улучшение запоминания технических данных,
более быстрое и прочное усвоение принципиальных
схем, графиков или формул, развитие самостоятельности
учащихся в учебной работе, обеспечение
индивидуального темпа занятий, оптимизация
обратной связи в учебном процессе, повышение
активности учащихся на теоретических
занятиях, улучшение связи теоретической
дисциплины с производственным обучением,
устранение неуспеваемости по какому-либо
сложному разделу учебной программы. Постоянная
проблема для преподавателей — изучение личностей
учащихся.
Психологических проблем в педагогической
деятельности неисчислимое множество.
Одновременно решать их невозможно. Поэтому
и необходимо определять их актуальность
и прежде всего заниматься наиболее важными,
обеспечивающими впоследствии успешное
решение сопутствующих. Например,решение
проблемы повышения интереса учащихся
к изучаемому предмету может обеспечить
успешное решение проблем повышения активности,
самостоятельности, развития внимательности
и мышления, улучшения запоминания и повышения
успеваемости. Какую бы проблему преподаватель
ни избрал для психологического исследования
в определенное им время, успешное ее решение
возможно только путемрешения задач исследования
на первом его этапе и последовательного
осуществления дальнейших. Различие в
практическом выполнении такого изучения
разнообразных проблем будет заключаться
лишь в том, что в одном случае оно будет
«свернутым», а в другом — «развернутым»,
оформленным письменными материалами,
и займет, возможно, недели и месяцы.
Проверка усвоения методики практических
психологических исследований:
1. На каком основании и для чего определяется
актуальность психологических проблем
в практике педагогической деятельности?
2. Какие задачи следует решать на первом
этапе исследований?
3. Что представляет собой рабочая гипотеза?
4. Какая работа выполняется на втором,
третьем и четвертом этапах исследований?
5. От чего зависят объем и продолжительность
исследования?
3.Список литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. - М., 1984.
2. Брутман В.И.,
Радионова М.С. Формирование
3. Воронин Ю.Т.
Клинико-физиологическая
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М, 1987
5. Марконе М.Д.
Девятимесячный сон. Сны в
6. Психология и психоанализ беременности. - М., 2003.
7. Саватье С. Гештальт - это младенец. - М, 1982
8. Слободчиков В.И. Психологические проблемы внутреннего мира чело века. // Вопросы психологии, 1986,
9. Филиппова
Г.Г. Отношение беременной к
шевелению ребенка:
10. Шмурак Ю.
Психологические основы